Классический Днепропетровск: хорошая музыка для правильных слушателей

Фото Сергея Прокопца

С детства люблю классическую музыку. Одной из первых кассет, которую я себе купила, когда в доме появился магнитофон, был "Детский альбом" Чайковского. Любимым композитором уже много лет является Шопен. Но вот на концертах бываю редко: в афишах что-то достойное, интересное появляется нечасто, да и я очень выборочно отношусь к такого рода мероприятиям. Поэтому, когда пришло приглашение посетить Международный фестиваль классического музыкального искусства "Музыка без границ", очень обрадовалась и, конечно же, согласилась.

В рамках фестиваля проходил проект "Дни Франции, Германии и Швейцарии", за четыре дня состоялось целых пять концертов с участием звёзд мировой величины. Мне удалось побывать на двух из них. Вообще сам проект представляет собой симбиоз и содружество немецких, французских, швейцарских и украинских исполнителей. Ведь музыка — это универсальный язык, который понятен и доступен независимо от национальности и происхождения.

Фестиваль организован на высоком уровне, уделено внимание каждой мелочи. Место проведения — Днепропетровская консерватория им. М.Глинки. Здесь, знаете ли, даже чекиниться приятно. Присутствовали дипломаты, так как фестиваль организован при помощи и содействии посольств Германии, Франции и Швейцарии в Украине. Я была очарована конферансье — Владимиром Скуратовским, который является музыковедом, членом Союза композиторов Украины, преподавателем Днепропетровской консерватории им. М.Глинки. Он очень интересно рассказывал о композиторах, чьи произведения будут звучать и различные предыстории и подоплёки появления шедевров. Звук и акустика были очень чистыми, приятными слуху, а уж от рояля Steinway & Sons глаз невозможно отвести, это сплошь мечта.

В первый день прозвучало редчайшее произведение, впервые в Украине был исполнен фортепианный концерт французского композитора Ф.Пуленка. С нотами к этому концерту связана почти детективная история. Партитура, написанная автором в 1949 году, не издавалась и существовала только в рукописном варианте в Парижской консерватории. При содействии Швейцарии ноты концерта для фортепиано с оркестром cis-moll, FP.146 удалось доставить в Днепропетровск. Исполнили его ректор Днепропетровской консерватории им. М.Глинки, президент фестиваля "Музыка без границ", заслуженный деятель искусств Украины Юрий Новиков вместе с молодёжным симфоническим оркестром FESTIVAL под руководством заслуженного деятеля искусств Украины, дирижёра Дмитрия Логвина. И это для меня стало ещё одним подарком: я имела удовольствие слышать камерный оркестр им. Гарри Логвина "Времена Года", художественным руководителем и дирижёром которого является Дмитрий, более того, одно время была ученицей его мамы — артистки балета Оперного театра. Её потом встретила в холле и так была рада видеть, что аж растерялась :)

Всем очень понравился концерт № 1 для виолончели с оркестром a-moll, op.33 К. Сен-Санса. В первую очередь благодаря исполнению — виолончелист Жером Перно, профессор Парижской консерватории и лауреат престижных международных конкурсов вложил в него столько экспрессии, страсти и энергии, что невозможно было оставаться равнодушным. Перед этим Владимир Скуратовский рассказал о самом Камиле Сен-Сансе, насколько разносторонней личностью он был, какое жадное любопытство к жизни проявлял. 1870-ые годы стали золотым периодом творчества Сен-Санса. В 37 лет, в 1872 году он создал одно из самых ярких своих произведений — первый виолончельный концерт ля-минор, в котором осуществил романтический идеал музыкальных форм и сделал его очень цельным, глубоким, богатым на непрерывную драматургию и развитие. Несмотря на переплетение многих разделов, очень явно и легко слышно основные черты трёхчастного концертного цикла — сонатное аллегро, медленная часть и блестящий финал. Концерт является одним из символов французской музыки XIX столетия и символом творчества Сен-Санса.

В заключение, на десерт в первый день прозвучал ещё один крупномасштабный цикл К. Сен-Санса — концерт для фортепиано с оркестром №5 F-dur ("Египетский") op.103. Он был создан уже зрелым мастером — в 1896 году, через четверть века после виолончельного концерта, о котором я говорила выше. Сен-Сансу 61 год и три года назад он вместе с Чайковским и Григом был удостоен почётной степени доктора музыки Кембриджского университета. При этом стиль его меняется, остаётся жадный интерес к жизни, но в качестве наблюдателя. Он написан в светлой тональности фа-мажор, не драматический, а лирический, с очень могучим, но неспешным развёртыванием действия. Музыка светлая, нежная, чистая, истинно французская и картинность — одно из главных её качеств.

Солировал молодой талант, солист международных конкурсов, французский пианист Ингмар Лазар. Этот заключительный концерт стал финалом и одновременно предисловием, так как на следующий день нам предстояло насладиться сольным концертом Ингмара Лазара. Сейчас ему 21 год, он начал играть на фортепиано в 5 лет, а уже в шесть состоялся его дебют в Salle Gaveau в Париже. Очень интересный, настоящий виртуоз. Наблюдая, как он играет, я раздумывала, сколько же труда и бесконечных занятий стоит за этим исполнением. И ох уж эти брови домиком, такие художественные, эстетически красивые эмоции... У него остались хорошие воспоминания об Украине —во Львове он уже играл концерт №5 Сен-Санса и был рад исполнить его для фестиваля. А сольную программу подготовил тоже очень необычную и интересную — соната A-dur, D.959 Франца Шуберта, сонату №4 op.29 Сергея Прокофьева и импрессионистский фортепианный цикл "Отражения" Мориса Равеля.

Таких оваций я не слышала ни на одном концерте. И в первый, и во второй день звучало очень много аплодисментов, музыкантов просто искупали в признании и восхищении. Это действительно было чудесно, чувственно, глубоко, душевно, благородно. Это не та музыка, которую вы сможете зашазамить, не та, которую можно слушать бездумно. Вы в любом случае проникнетесь, будете чувствовать, размышлять, забываться в ней. Удовольствие иного рода, удовлетворение потребности в чём-то высоком, сложном, в материях. Говорят, что хоровое пение полезно для психологического здоровья. Я думаю, то же самое касается и коллективного исполнения. А если это исполнение классического произведения, участие в таком сложном механизме, тщательно продуманном и хрупком одновременно, какое же осознание собственного развития приходит участникам этого действа? Присоединиться, понаблюдать, почувствовать тоже важно и необходимо. Потому что хорошие исполнители будут существовать и продолжать творить, если будет хороший слушатель. А здесь уж всё зависит от нас с вами.

Другие статьи Виктории Стеблиной

>>> "Тартак" в Днепропетровске: концерт до боли в горле

>>> Проверено на себе: перевоплощение в Днепре

>>> "Brutto" в Днепропетровске: возвращение "Воинов света"

>>> Арсен Мирзоян презентовал акустическую программу "Ніч"

>>> В Днепропетровске открылась выставка эротических фотографий

Фотографии Сергея Прокопца

Последние новости