История одной маршрутки: как развивался общественный транспорт со времен Екатеринослава

Фото с сайта www.pastvu.com.

Фото с сайта www.pastvu.com.

Транспорт и инфраструктура
19 июля 2018 16:23

Когда-то в нашем городе не было маршруток. Их функцию выполняли извозчики, потом первые трамваи, а иногда даже лодки. Vgorode собрал самые интересные факты об общественном транспорте Днепра, начиная с времен Екатеринослава.


Извозчики: 19-часовой рабочий день и работа без выходных


История одной маршрутки: как развивался общественный транспорт со времен Екатеринослава фото

"Ломовик" проезжает возле Городской управы.

Екатеринослав, как и любой крупный город XVIII-XIX столетий, тяжело представить без извозчиков. Два века назад их у нас работало почти 600. Большинство извозчиков были крестьянами, приехавшими в город на заработки. Их жизнь трудно назвать легкой.

В среднем извозчик работал 16-19 часов в сутки. Выходные были большой редкостью. Спали "маршрутчики XIX века" в бывших казармах, при чем иногда даже не раздеваясь. Ведь уже совсем скоро им нужно было снова быть на рабочем месте. Лошадей щадили больше – им давали день отдыха.

Конечно, ни о каком медобслуживании и отпуске для извозчиков и речи ни шло. Зачастую люди держались на этой работе, пока хватало здоровья. Извозчик с 20-летним стажем был большой редкостью. 

Традиционно извозчики делились на три типа: "ванек" (это были одноконные, обычно довольно грязные, но недорогие экипажи), "голубчиков" (они были чуть чище и всегда с парой лошадей) и "лихачей" (эдакое "такси премиум-класса" того времени). Последних могли остановить далеко не все. Извозчик определял платежеспособность клиента по одежде. Такие экипажи курсировали в основном в центре города или стояли возле ресторанов. 

"Голубчиков" и "лихачей" у нас было очень мало. По городу ездили в основном только одноконные экипажи, в которых жутко трясло. Тариф в них был около 15 копеек за 15 минут, что в принципе было и недешево по тем временам, поэтому о плате обычно просто договаривались во время поездки. Ночью тариф поднимался в 1,5 раза.

Были еще "ломовики", они занимались перевозкой грузов. Эти извозчики обычно стояли возле Иорданской площади (она находилась в пределах нынешних улиц Владимира Мономаха, Плеханова и Коцюбинского). Здесь было много лесопилок и щепных балаганов.

Департаментра транспорта тогда не было, его заменяла "Биржа извозчиков" на углу улицы Садовой и Екатерининского проспекта (сейчас улица Фабра и проспект Яворницкого).

История одной маршрутки: как развивался общественный транспорт со времен Екатеринослава фото 1


Пароконные трамваи не на шутку напугали извозичков


Пароконный трамвай 19 века.

Пароконный трамвай 19 века.

В конце 19-го века в Екатеринославе появились пароконные трамваи, они ездили мягче жестких одноконок и были значительно дешевле. Места для сидения находились вдоль вагона так, чтобы пассажиры усаживались спинами друг к другу. В вагон было 12 сидений. Конку тянули 2 лошади.

Извозчики не на шутку перепугались, ведь такая многоместная "маршрутка" попросту забирала у них клиентов. Правда, когда оказалось, что условия работы на пароконном трамвае лучше, чем на одноконке, многие поспешили перейти работать туда. Здесь у извозчиков хотя бы были выходные и им выдавали новую форму.

Пароконный трамвай ходил только по центру, с окраин города по-прежнему было очень сложно добраться. Пустить конку на окраины не могли из-за крутизны Соборной горы. Городу нужен был электрический трамвай.


Мы – третий город империи, в котором появился трамвай


История одной маршрутки: как развивался общественный транспорт со времен Екатеринослава фото 2

Екатеринослав стал третьим городом в Российской империи и вторым на территории современной Украины, где появился электрический трамвай (а ведь кое-где до сих пор ходили конные). Нас опередили только Киев (1892) и Нижний Новгород (1895). Даже в Москве трамваи стали ходить лишь в 1899 году.

Изначально у трамвая было три маршрута: "Вокзал – Соборная", "Вокзал – Иорданская" и "Пристань – Базарная". Первая линия была основной. Ее протяженность - 6078 метров. Интервал движения трамвая - 15 минут. Неплохо для 19-го века, не правда ли? Сегодня примерно по тому же маршруту ходит 1-ый трамвай.

На открытие первой трамвайной линии в Екатеринославе съехалась вся городская элита. В субботу, 14 (26) июня 1897 года на протяжении всей линии "Вокзал – Соборная" толпился народ. В 2 часа дня к трамвайному парку на Озерную площадь приехал губернатор Батюшков с супругой, а также городские чиновники и богачи. Гости расположились в шести зеленых вагончиках, украшенных флажками, шарами и лентами. Батюшкова перерезала красную ленточку на воротах станции, и первый трамвай под звуки оркестра вышел на маршрут.

Сегодня протяженность линии 1-го трамвая - 15, 6 километров. Это самый популярный маршрут в Днепре.

История одной маршрутки: как развивался общественный транспорт со времен Екатеринослава фото 3


На первых трамваях тоже размещали рекламу

Ответвление линии от Екатерининского проспекта на ул. Ширшова до пл. Д. Бедного с разворотным кольцом.мФото: artkostyuk.com.

Ответвление линии от Екатерининского проспекта на ул. Ширшова до пл. Д. Бедного с разворотным кольцом.мФото: artkostyuk.com.

Если внимательно рассмотреть фотографию самого начала 20-го века, то можно увидеть рекламу на трамваях того времени. Например, на фото выше рекламируют швейцарские часы "Омега", популярные в то время.

Дороже всего реклама стоила на 1-ом трамвае, который ходил по Екатерининскому проспекту (сейчас проспект Яворницкого). Так как там вывески могло увидеть очень много горожан. Рекламировали на транспорте не только часы, но и магазины кожгалантереи, граммофоны и даже продукты питания. Например, очень попуярна была реклама копченой сельди.

История одной маршрутки: как развивался общественный транспорт со времен Екатеринослава фото 4

Однажды разместил рекламу на 1-ом трамвае известный местный фотограф Рувим Бик. Это и неудивительно, ведь его "Специальное ателье для художественных портретов" находилось в доме со стеклянным шаром (на углу Московской и Екатерининского проспекта). Мимо него проходил маршрут трамвая. Сегодня на углу улицы Мономаха (Московской) и проспекта Яворницкого (Екатерининского) - полуразбитое здание магазина "Ротонда". Уникальный дом со стеклянным шаром Бориса Грановского разрушили в Великую Отечественную. Хозяин сдавал его в довоенные годы под мастерские и сам держал там ювелирный магазин.

1-ый трамвай проезжает мимо дома со стеклянным шаром. Довоенное фото. Из коллекции Валентина Старостина.

1-ый трамвай проезжает мимо дома со стеклянным шаром. Довоенное фото (пересечение проспекта Яворницкого и улицы Мономаха). Из коллекции Валентина Старостина.


Лодочные такси


Перед театром Шевченко в 1930-х плавали лодки.

Перед театром Шевченко в 1930-х плавали лодки.

"Большая вода" заполонила улицы Екатеринослава 7 мая 1931-го года. Наводнение парализовало город буквально за несколько часов. Уровень воды на Екатерининском проспекте доходил до двух метров. А на месте "Озерке" и того хуже. Да и название говорящее. Изначально, это место называли Болотной площадью, потому что нынешний рынок находится на месте огромного болота, с которым боролись не один десяток лет. В итоге воду просто спустили в озеро Городского сада (сейчас парк Глобы).

На фото - нынешняя улица Ленинградская. Фото: gorod.dp.ua.

Нынешняя улица Ленинградская. Фото: gorod.dp.ua.

Во время наводнения в 31-ом году погибло два человека - то ли захлебнулись, то ли разбили голову об ограду, когда их откинуло потоком воды. Их искали несколько дней. Изуродованные тела нашли лишь вечером на вторые сутки.

После этого случая все владельцы лодок, по приказу городской власти, обязаны были помогать людям оказавшимся в плену у стихии. Некоторые, правда, возили горожан за небольшую плату. Чаще всего это касалось владельцев больших лодок, которые нанимали, чтобы спасти товар из магазинов или мебель из домов.

Покончила с потопами Днепровская ГЭС, которая заработала в 1932-ом году.

Кстати, наводнения в городе были и в 1820, 1908, 1917 годах, но по масштабу они уступали потопу 31-го года. 

История одной маршрутки: как развивался общественный транспорт со времен Екатеринослава фото 5

Нынешний проспект Яворницкого во время потопа в 1931-ом году.


Первые омнибусы


Так выглядели первые маршрутки.

Так выглядели первые маршрутки.

Первые настоящие маршрутки в Екатеринославе появились 111 лет назад. Они ездили до Новомосковска и стоили 1 рубль 25 копеек.

Омибусы ездили ежедневно с 8 утра. Поездка в одну сторону занимала 55 минут. В "маршрутке" было 9 мест. Все машины принадлежали дворянину Андрею Миклашевскому. Автобусная станция размещалась прямо на территории его дома.

История одной маршрутки: как развивался общественный транспорт со времен Екатеринослава фото 6

Правда, вскоре другие предприниматели тоже поняли, что маршрутки – дело весьма прибыльное, и до Новомосковска стали возить и другие перевозчики (причем уже на 20-местных автобусах).

Поскольку автомобили тогда были диковинкой, то первое время они ездили вообще без всяких ПДД. Только 30 апреля 1913 года Городская Дума утвердила правила "О порядке движения по городу Екатеринославу автоматических экипажей и мотоциклетов". Все машины разделили на 4 типа: для собственного пользования, для легкового пассажирского автомобильного промысла, для перевозки тяжестей и автомобили-омнибусы (рейсовые авто). Разрешалось движение только тех автомобилей, которые прошли испытания особой комиссии. Скорость движения ограничивалась 15 верстами в час. Также запрещено было пугать лошадей. Кто следил за выполнением последнего правила и оценивал степень испуга животных, неизвестно.

ДТП в то время были редкостью, так как машин было очень мало. Но если уж кто-то попадал в аварию, то об этом писали все газеты.


Маршрутки


История одной маршрутки: как развивался общественный транспорт со времен Екатеринослава фото 7

При СССР в городе появились троллейбусы и автобусы. Правда, из отдаленных районов все равно было тяжело добраться в центр. Например, чтобы доехать с Победы к ЦУМу рано утром можно было простоять на остановке почти час.

В самом конце 80-х появились первые маршрутки. Они стоили всего по 20 копеек. "Спринтеров" тогда еще не было, вместо них ездили "Газели". К 1997-у году проезд подорожал 1 гривны, а в 2007-ом – до 2 гривен, что вызвало тогда много шумихи в СМИ. Писали, что маршрутные такси опустеют из-за таких высоких цен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Такси-мотоцикл и авто с пропеллерами: какие необычные машины ездят по Днепру.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в Telegram и на нашу группу в Facebook. Кроме того, вы можете подписаться на нашего  Telegram-бота чтобы иметь простой доступ к основным рубрикам сайта.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях