"Зеленый коридор" 5-го трамвая. Фото из открытого источника.
В этом году нашему трамваю исполнилось 120 лет. Vgorode решил вспомнить о нем самые интересные факты.
Мы - второй город Украины, в котором появился трамвай
Екатеринослав стал третьим городом в Российской империи и вторым на территории современной Украины, где появился электрический трамвай (а ведь кое-где еще и конные ходили). Нас опередили только Киев (1892) и Нижний Новгород (1895). Даже в Москве трамваи стали ходить лишь в 1899 году.
Изначально у трамвая было три маршрута: "Вокзал – Соборная", "Вокзал – Иорданская" и "Пристань – Базарная". Первая линия была основной. Ее протяженность - 6078 метров. Интервал движения трамвая - 15 минут. Неплохо для 19-го века, не правда ли? Сегодня примерно по тому же маршруту ходит 1-ый трамвай.
На открытие первой трамвайной линии в Екатеринославе съехалась вся городская элита. В субботу, 14 (26) июня 1897 года на протяжении всей линии "Вокзал – Соборная" толпился народ. В 2 часа дня к трамвайному парку на Озерную площадь приехал губернатор Батюшков с супругой, а также городские чиновники и богачи. Гости расположились в шести зеленых вагончиках, украшенных флажками, шарами и лентами. Батюшкова перерезала красную ленточку на воротах станции, и первый трамвай под звуки оркестра вышел на маршрут.
Сегодня протяженность линии 1-го трамвая - 15, 6 километров. Это самый популярный маршрут в Днепре.
На первых трамваях тоже размещали рекламу
Ответвление линии от Екатерининского проспекта на ул. Ширшова до пл. Д. Бедного с разворотным кольцом.мФото: artkostyuk.com.
Если внимательно рассмотреть фотографию самого начала 20-го века, то можно увидеть рекламу на трамваях того времени. Например, на фото выше рекламируют швейцарские часы "Омега", популярные в то время.
Дороже всего реклама стоила на 1-ом трамвае, который ходил по Екатерининскому проспекту (сейчас проспект Яворницкого). Так как там вывески могло увидеть очень много горожан. Рекламировали на транспорте не только часы, но и магазины кожгалантереи, граммофоны и даже продукты питания. Например, очень попуярна была реклама копченой сельди.
Однажды разместил рекламу на 1-ом трамвае известный местный фотограф Рувим Бик. Это и неудивительно, ведь его "Специальное ателье для художественных портретов" находилось в доме со стеклянным шаром (на углу Московской и Екатерининского проспекта). Мимо него проходил маршрут трамвая. Сегодня на углу улицы Мономаха (Московской) и проспекта Яворницкого (Екатерининского) - полуразбитое здание магазина "Ротонда". Уникальный дом со стеклянным шаром Бориса Грановского разрушили в Великую Отечественную. Хозяин сдавал его в довоенные годы под мастерские и сам держал там ювелирный магазин.
1-ый трамвай проезжает мимо дома со стеклянным шаром. Довоенное фото. Из коллекции Валентина Старостина.
Теперь на углу улицы Мономаха и проспекта Яворницкого - то, что осталось от магазина "Ротонда". Фото: shukach.com.
Ателье Бика изготавливало выпускные альбомы для Горного института, в которых традиционные портреты дополнялись различными коллажами. В 1913 – 1914 годах этот предприимчивый мещанин с еврейскими корнями выпустил семь фотооткрыток с видами Феодосийских казарм, которые тиражировали по всей Российской империи.
Старый въезд на территорию 1-го трамвайного депо
Территория депо 1-го трамвая. Начало 90-х. Фото: artkostyuk.com.
Раньше между 121-ым и 123-им домами на проспекте Яворницкого (Карла Маркса) был въезд в депо 1-го трамвая. Но в 1928 году построили новый цех. Старое депо закрыли в 1997-ом году, а въезд убрали. Сегодня это место находится напротив станции метро "Вокзальная".
В 2015-ом демонтировали и сами трамвайные пути, которые вели в старое депо. Когда-то оно было важной частью транспортной артерии города. На территории находились вагоноремонтные мастерские и ГКП "Днепропетровский электротранспорт".
Вот так выглядел въезд в трамвайное депо. Фото: shukach.com.
Раньше здесь был въезд в депо. Проспект Яворницкого 121-123.
Прогулочные трамваи сохранились еще с 19-го века
Прогулочный трамвай. Лето в Днепре. Фото: shukach.com.
Летом от железнодорожного вокзала до ЦУМа ездят зеленые прогулочные 1-ые трамвайчики. Они стилизованы под те, что ездили в Екатеринославе еще в 19-ом веке. Этот вид транспорта считался тогда наиболее прогрессивным.
Трамваи не сразу стали остеклять, да и вагоны существенно отличались от современного зимнего варианта. Только прогулочные трамваи - копии трамваев 19-го века. Единственное, что к ним добавили, - бортики безопасности. Электротранспорт 100-летней давности этого не предполагал.
Раньше у 1-го трамвая не было бортиков. Довоенное фото. Вокзальная площадь.
Вагон трамвая на бульваре Екатерининского проспекта около 1900 года. Фото: Шукач.
В городе сохранились также вагоны 2-го трамвая. Они были на ходу еще в начале 20-го века. Правда, прокатиться на "002" можно было лишь на 100-летие днепровского трамвая. Потому что его скорость - всего 5-10 километров в час и, если выпустить такой вагончик на линию, то он сорвет все графики движения. Поэтому после празднования 100-летия днепровского трамвая, его поставили в депо.
Трамвай 002. Фото: gorod.dp.ua.
"Зеленый коридор" 5-го трамвая
"Зеленый коридор" 5-го трамвая. Фото из открытого источника.
Маршрут 5-го трамвая пролегает через небольшой "зеленый коридор". Кусты настолько близко растут к колеи, что образуют своеобразный тоннель. Он идет от остановки "Завод Ленина" до "Коксохима" и уже стал местной легендой. Правда, чуть больше 10 лет назад там произошла неприятная история. Из кустов прямо на рельсы выпал пьяный мужчина. Трамвай затормозить не успел, а машинисту стало плохо с сердцем.
Похожий "зеленый коридор" есть и у 9-го трамвая возле 9-ой горбольницы.
Счастливые билетики
Мои счастливые билетики из 1-го трамвая. Фото: Екатерина Шевцова.
Согласно поверью, счастливый билетик в трамвае приносит удачу. Но для этого сума первых трех чисел в его номере должна совпадать с сумой последних трех. Почему-то чаще всего такие билеты попадаются в 1-ом и 5-ом трамваях.
Некоторые советуют хранить билетики на удачу. Другие говорят, что такие экземпляры нужно сжигать, чтобы исполнилась заветная мечта. В любом случае у пассажиров есть возможность усовершенствовать навыки устного счета в поисках счастливых билетов.
Напомним, что с этого года проезд в трамваях можно оплачивать с помощью QR-кода. Более того, в скором времени во всем электротранспорте можно будет рассчитаться даже картой. В Днепре в трамваях уже появились терминалы. Там можно оплатить проезд без наличных. Теперь достаточно провести банковскую карту через терминал или, при наличии технологии PayPass, просто поднести карту к экрану и со счета снимется сумма за проезд.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 100 лет революции: история одного Ленина в Днепре.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лагерь повстанцев из "Звездных войн": как бы выглядел ДНУ по первоначальной задумке архитекторов.