По закону делать этого без согласия пациента нельзя. И опять же, закон гарантирует ВИЧ-инфицированным, что никто, кроме врача, знать о диагнозе не будет. Каким же образом закрытая медицинская информация оказалась в руках коммерческого банка? И есть ли она вообще - обещанная пациентам анонимность, задались вопросом podrobnosti.ua.
Свое лицо он просит не показывать, а имя - изменить. Уже шестнадцать лет Владислав живет с ВИЧ. До недавнего времени у него была - семья, работа, друзья и хорошие отношения с соседями. Все изменилось после того, как мужчине позвонили из банка. И объявили: на его давно утерянной карточке есть долг, и он должен срочно его оплатить.
Пострадавший:
- Это был 2007 год. В сентябре месяце она пропала, эта карточка. И с тех пор я ничего не слышал. Месяца 3-4 назад начали мне раздаваться звонки из банка с угрозами.
Мужчина платить отказался. После этого в общежитие - нагрянул банковский сотрудник. Сначала встретился с Владиславом, потом - пошел к коменданту.
Пострадавший:
- Стал говорить ей: а вы знаете, что он ВИЧ-инфицированный, он же может эту инфекцию распространить! Эту информацию он выложил не только коменданту общежития - еще об этом знают вахтеры все.
После этого соседи перестали здороваться, а комендант вызвала к себе. На наш официальный запрос в банк с просьбой прокомментировать - был ли инцидент - нам ответили электронным письмом - не на бланке, без указания имени отправителя. По предварительным данным расследования факты, изложенные в жалобе клиента, пока не подтвердились.
Вооружившись телефоном с видеокамерой, Владислав сам идет в банк. Как могло произойти, что конфиденциальная информация попала в банк - идем спрашивать в СПИД-центр. Врачи уверяют: данные о пациентах не передают не то, что банкам - даже милиции. Исключение - когда есть решение суда и письменное согласие самого пациента. Хакерские атаки базы данных - тоже исключены.
Анна Лопатенко, врач Днепропетровского областного центра профилактики и борьбы со СПИДом:
- Взломать базу данных, в которой есть какая-то информация о ВИЧ-инфицированных, через интернет невозможно каким-либо хакерам - потому что ее нет в интернете и через электронную почту, информация о фамилиях пациентов не передается.
Утечка информации происходит в поликлиниках и больницах - уверены в общественной организации. Каждый третий приходит сюда именно с этой проблемой - разглашение.
Светлана Калиниченко, глава общественной организации людей, живущих с ВИЧ:
- Уборщица убирает. Услышала где-то фамилию, а это, оказывается, подруга моей подруги. И вот, вы представляете, у нее выявилась ВИЧ-инфекция. Она слышит знакомую фамилию, начинает кому-то передавать информацию, и вот - вытек информации!
За то, что без согласия человека о нем собирают и распространяют конфиденциальную информацию - в Украине предусмотрена уголовная ответственность. Вот только привлечь к ней - крайне сложно.
Илья Бондарь, юрист:
- Банк от этого, разумеется, открестится. И скажет, что он знать ничего не знает их, мягко говоря, поймать трудно. Почему- потому что: кто говорил, кому говорил? Где доказательства? Где свидетели?
Наталья Грищенко, корреспондент:
- За последние десять лет в Днепропетровской области до суда дошло только ОДНО уголовное дело о разглашении ВИЧ-статуса пациента. Процесс длился больше года. В конце концов, в удовлетворении иска суд пациенту отказал.
Владислав все же решил - обратиться в прокуратуру. Говорит - другого выхода не видит. Из-за разглашения своего статуса он уже лишился расположения знакомых и вот-вот может остаться на улице.