Днепр будущего. Театральный Бульвар. Фото: commercialproperty.ua
Город постепенно стареет. Конечно, в нем появляются новые ТРЦ и элитные многоэтажки, но этого не достаточно, чтобы действительно стать туристической столицей Украины, вроде Львова. Vgorode придумал, как можно превратить минусы Днепра в изюминку города и привлечь инвесторов.
Метро – художественная галерея
Днепровское метро. Станция металлургов. Фото: Википедия.
Наше метро – самый нерентабельный вид транспорта в городе. Оно не то что не приносит прибыли, а вообще и не окупает себя. Наша подземка стала первым метрополитеном, построенным после распада Советского Союза. Строительство началось еще в 80-х. Долгое время вместо нее хотели сделать скоростной трамвай, но руководство города настояло на метро. Сейчас строят 3 новых станции, которые обещают открыть в 2023 году. Проблем со строительством очень много. Старая часть подземки находится в районе, где в принципе очень маленький пассажиропоток.
Спасти днепровское метро могла бы арт-реконструкция, например, как в метрополитене Стокгольма. Их подземка почти на 40 лет старше нашей, но ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира. Все благодаря необычному дизайну. В шведском метро есть и греческие скульптуры, и детские рисунки, и мозаики. Не забыли тут даже о фонтанах и подземных ручьях.
Метро в Стокгольме.
Парковка в центре
В Днепре всего 19 легальных парковок. Фото: Днепр Вечерний.
Весь центр Днепра заставлен машинами. Найти место на платной стоянке практически невозможно, поэтому водители оставляют авто, где только можно. Конечно, это существенно портит вид города и мешает ходить по тротуару.
С подобной проблемой столкнулись в Швеции. В городе Хердерн придумали огромные подземные паркинги с садами на крышах. Они вообще практически не заметны, да и город благодаря им стал зеленее.
Парковки в Швеции.
Арт-центр в заброшенной фабрике
Кондитерская Лурье и Мануфактурный ряд. Фото: Arsen Dzodzaev
Здание бывшей фабрики Лурье и Мануфактурного ряда на улице Грушевского (Карла Либкнехта) было одним из самых интересных зданий в центре города. Это блестящий образец местного модерна. До 1995 года здесь находилась конидетрская фабрика. Потом она закрылась, и в течение 20 лет здание пустовало. Только за последние четыре года туда въехала танцевальная студия, несколько кафе и церковная лавка. Большая часть дома до сих пор в ужасном состоянии.
Типичное помещение на третьем этаже. Фото:
Похожая ситуация сложилась в Тбилиси. Там прямо в центре города стояла заброшенная швейная фабрика. Ее отремонтировали и превратили в арт-пространство. Сейчас там также находятся художественные студии, небольшой хостел, магазины, кафе, бары, коворкинги и большой конференц-зал. Таким образом заброшенный советский комплекс площадью 7,6 тыс. кв. м стал новой точкой притяжения для творческой молодежи.
По словам архитекторов, они стремились сохранить советский стиль и "дух" места, оставляя по возможности голые стены, полы, существующую краску и декор. Это, однако, не отменяло серьезной модернизации, в ходе которой особое внимание было уделено повышению энергоэффективности здания и его доступности для маломобильных групп населения.
"Фабрика" в Тбилиси.
Арт-аллея для детей
Фигуры в парке Глобы. Фото: Глеб Шмыгленко.
Когда-то детский городок парке Глобы был одним из лучших в стране. Сов временем он существенно обветшал. Беспощаднее всего время оказалось к фигурам мультгероев. После нескольких неудачных "перекрашиваний" кажется, что Винни Пух в молодости сидел на тяжелых наркотиках, да и ослика Иа, похоже, эта участь не миновала. Черепаха Тортилла до сих пор удивлена распадом СССР, а доктор Айболит – реформами Ульяны Супрун.
Как можно реконструировать и украсить подобное место, видно на примере киевской Пейзажной аллеи. Она начинается у смотровой площадки возле Национального музея истории Украины и заканчивается возле дома номер 40 по улице Большая Житомирская. Площадь аллеи — 1,48 га. Здесь в 2010 году появилась скульптура сказочного героя Антуана де-Сент Экзюпери "Маленький принц" и детская площадка в стиле "Алисы в стране чудес" с горками и мультипликационными персонажами. Изюминка аллеи – лавочки в виде зайцев и дельфина, 2 фонтана, популярная для фотографий 30-метровая стена с котом-сороконожкой.
Фото: tut-kiev.com; ua.igotoworld.com.
Гостиница в речпорту
В последние годы здание речного вокзала мало используется по назначению Фото: Денис Моторин.
Часть здания речпорта сегодня занимают офисы, другая часть пустует. Денег на реставрацию такого большого помещения у города нет, а арендовать его полностью и вкладывать в ремонт собственные средства никто не хочет.
Интересно подобную проблему решили в Ливерпуле, на родине легендарной группы "Битлз". Там в заброшенном здании бывшего Северного склада у реки сделали отель "Титаник". Таким образом бывший портовый склад перестал пустовать и стал приносить деньги в бюджет города и страны.
Суровый промышленный фасад скрывает стильную обстановку внутри. Дизайнеры специально сохранили кирпичную кладку стен, сводчатый потолок, массивные колонны и металлический каркас.
Отель "Титаник" в заброшенном портовом здании.
"Тоннель любви" не хуже киевского
"Зеленый коридор" 5-го трамвая. Фото из открытого источника.
Днепровский 5-й трамвай постоянно проезжает через небольшой "зеленый коридор". Кусты настолько близко растут к колеи, что образуют своеобразный тоннель. Он идет от остановки "Завод Ленина" до "Коксохима" и уже стал местной легендой. Правда, чуть больше 10 лет назад там произошла неприятная история. Из кустов прямо на рельсы выпал пьяный мужчина. Трамвай затормозить не успел. Пешеход погиб, а машинисту стало плохо с сердцем. Похожий "зеленый коридор" есть и у 9-го трамвая возле 9-ой горбольницы.
К сожалению, часть деревьев и кустов вырубили, хотя зеленый коридор можно превратить в одну из изюминок города, как это произошло в Киеве. Столичный "тоннель любви" известен на всю Украину, хотя появился он тоже случайно. Дело в том, что когда-то, при советской власти, эта железная дорога вела к военной базе, и ее обсадили зеленью для маскировки. Потом деревья и кусты перестали обрезать, и появился тоннель в несколько километров. Необычная форма у крон появилась из-за поезда, который регулярно ходит к местному заводу, обламывая по пути растущие ветки. Этот поезд часто становится героем фотосессий у туристов.
Туристы с удовольствием фотографируют поезд в киевском "тоннеле любви". Фото: ticketforplane.
Концертный зал в бывшем ликеро-водочном заводе
Здание бывшего ликеро-водочного завода. Фото: Шукач.
Когда-то возле "Озерки" (на Шмидта, 17) находился один из самых больших и старых ликеро-водочных заводов в СССР. Производство закрыли много лет назад, и здание пустует. А ведь его вполне можно было бы переделать в огромный концертный холл и музыкальный клуб. Так поступили со зданием старой теплоцентрали в Берлине. Теперь в заброшенном здании находится самый известный клуб Европы Вerghain. Туда приезжают с концертами всемирно известные группы и диджеи. Такой молодежный центр привлекает в город туристов, а те в свою очередь вкладывают деньги в местную экономику.
Клуб Вerghain находится в бывшем здании берлинской теплоцентрали. Фото: TripAdvisor.
Здание старого цирка можно превратить в стадион
Советский (старый) Цирк в Днепр. Фото: Википедия
Цирк возле "Озерки" работал до 80-х. Затем его ненадолго отдали под зверинец, а позже – под склады для торговцев. Сейчас большая часть помещения просто завалено мусором. И городу от него никакой пользы, и здание разрушается просто на глазах. Спасти его может только реконструкция, которую никто не хочет проводить, потому что непонятно как использовать старый цирк. А ведь его можно было бы превратить в универсальный стадион с легкоатлетическим манежем. Внутри достаточно места и для зрительских трибун, и для самих спортивных площадок.
Чтобы не отягощать здание лишними конструкциями, можно воспользоваться примером лондонского стадиона, построенного к Олимпиаде 2012 года. Он стал самым легким Олимпийским стадионом в истории игр (на 75 процентов легче, чем Олимпийский стадион в Пекине). Все благодаря тому, что его сделали из полупустых конструкций.
Лондонский стадион Вест Хэм. Фото: stadiums.at.ua
Старая брусчатка на Яворницкого
Как асфальтировали брусчатку на Яворницкого в 2013 году. Фото: Владимир Буга.
Что только ни делали с брусчаткой 18-го века на Яворницкого. Ее частично пытались заасфальтировать, затем снимали часть покрытия. В результате на поверхности осталась брусчатка на участке от Баррикадной и чуть выше улицы Гоголя. С одной стороны это историческая память, а с другой – такая дорога портит машины и не дает спать жильцам в домах, которые выходят на проспект. Ночью шум от дребезжащих по камням авто доводит до белого каления. Привыкнуть к нему сложно.
Оказывается, проблему можно решить. Например, во Франции придумали "умное" дорожное покрытие. С одной стороны оно может защитить брусчатку от разрушения, с другой – делает ее более гладкой. Но и это еще не все. Инженеры корпорации Colas разработали такую дорогу, чтобы с ее помощью обеспечить светом дорожные знаки, придорожные кафе, магазины и бизнес-центры. На дороге установлены специальные датчики, которые собирают солнечную энергию, и перерабатывают ее в свет. Самое покрытие – это очень плотная полупрозрачная пленка.
"Умная" дорога от французских инженеров.
Мини-Венеция на Театральном бульваре
Фонтан "Сцена".
Театральный бульвар давно уже нуждается в реконструкции. Не красят его ни остатки книжного рынка с палатками, где продают хот-доги и шаурму, ни фонтан "Сцена", который либо не работает, либо источает летом жуткий смрад, потому что в нем цветет вода.
Днепровские архитекторы уже не первый год предлагают варианты реконструкции бульвара. Особенно интересным получился вариант с мини-Венецией. То есть резервуар с водой можно было бы сделать ниже и расширить. Например, в Баку на территории приморского бульвара с 1960-х годов существует небольшая сеть каналов – "Малая Венеция", которая стала местной достопримечательностью и любимым местом отдыха посетителей парка.
Театральный Бульвар. Фото: commercialproperty.ua
Малая Венеция в Баку.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Не выдержал надстройки: старинный дом сиониста Брука разрушился, как и предписывала легенда.
Свободно живем: что можно делать в Днепре, чего нельзя в других городах и странах.
Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в