10 идей для Днепра: как превратить развалины в изюминку города

10 идей для Днепра: как превратить развалины в изюминку города

Днепр будущего. Театральный Бульвар. Фото: commercialproperty.ua

Город постепенно стареет. Конечно, в нем появляются новые ТРЦ и элитные многоэтажки, но этого не достаточно, чтобы действительно стать туристической столицей Украины, вроде Львова. Vgorode придумал, как можно превратить минусы Днепра в изюминку города и привлечь инвесторов.


Метро – художественная галерея

Днепровское метро. Станция металлургов. Фото: Википедия.

Наше метро – самый нерентабельный вид транспорта в городе. Оно не то что не приносит прибыли, а вообще и не окупает себя. Наша подземка стала первым метрополитеном, построенным после распада Советского Союза. Строительство началось еще в 80-х. Долгое время вместо нее хотели сделать скоростной трамвай, но руководство города настояло на метро. Сейчас строят 3 новых станции, которые обещают открыть в 2023 году. Проблем со строительством очень много. Старая часть подземки находится в районе, где в принципе очень маленький пассажиропоток. 

Спасти днепровское метро могла бы арт-реконструкция, например, как в метрополитене Стокгольма. Их подземка почти на 40 лет старше нашей, но ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира. Все благодаря необычному дизайну. В шведском метро есть и греческие скульптуры, и детские рисунки, и мозаики. Не забыли тут даже о фонтанах и подземных ручьях.

Метро в Стокгольме.


Парковка в центре

?? ?????µ??N??µ N??°N?N????°?·?°?

В Днепре всего 19 легальных парковок. Фото: Днепр Вечерний.

Весь центр Днепра заставлен машинами. Найти место на платной стоянке практически невозможно, поэтому водители оставляют авто, где только можно. Конечно, это существенно портит вид города и мешает ходить по тротуару.

С подобной проблемой столкнулись в Швеции. В городе Хердерн придумали огромные подземные паркинги с садами на крышах. Они вообще практически не заметны, да и город благодаря им стал зеленее. 

Парковки в Швеции.


Арт-центр в заброшенной фабрике

???°?±N???N??µ????N??µ ???????° ?????µ??N??????µN?N?????N????°: ??????????N??µN?N????°N? N??°?±N??????° ??N?N?N??µ

Кондитерская Лурье и Мануфактурный ряд. Фото: Arsen Dzodzaev

Здание бывшей фабрики Лурье и Мануфактурного ряда на улице Грушевского (Карла Либкнехта) было одним из самых интересных зданий в центре города. Это блестящий образец местного модерна. До 1995 года здесь находилась конидетрская фабрика. Потом она закрылась, и в течение 20 лет здание пустовало. Только за последние четыре года туда въехала танцевальная студия, несколько кафе и церковная лавка. Большая часть дома до сих пор в ужасном состоянии. 

Типичное помещение на третьем этаже. Фото: blogr.dp.ua

Похожая ситуация сложилась в Тбилиси. Там прямо в центре города стояла заброшенная швейная фабрика. Ее отремонтировали и превратили в арт-пространство. Сейчас там также находятся художественные студии, небольшой хостел, магазины, кафе, бары, коворкинги и большой конференц-зал. Таким образом заброшенный советский комплекс площадью 7,6 тыс. кв. м стал новой точкой притяжения для творческой молодежи.

По словам архитекторов, они стремились сохранить советский стиль и "дух" места, оставляя по возможности голые стены, полы, существующую краску и декор. Это, однако, не отменяло серьезной модернизации, в ходе которой особое внимание было уделено повышению энергоэффективности здания и его доступности для маломобильных групп населения. 

"Фабрика" в Тбилиси.


Арт-аллея для детей

Фигуры в парке Глобы. Фото: Глеб Шмыгленко.

Когда-то детский городок парке Глобы был одним из лучших в стране. Сов временем он существенно обветшал. Беспощаднее всего время оказалось к фигурам мультгероев. После нескольких неудачных "перекрашиваний" кажется, что Винни Пух в молодости сидел на тяжелых наркотиках, да и ослика Иа, похоже, эта участь не миновала. Черепаха Тортилла до сих пор удивлена распадом СССР, а доктор Айболит – реформами Ульяны Супрун.

Как можно реконструировать и украсить подобное место, видно на примере киевской Пейзажной аллеи. Она начинается у смотровой площадки возле Национального музея истории Украины и заканчивается возле дома номер 40 по улице Большая Житомирская. Площадь аллеи — 1,48 га. Здесь в 2010 году появилась скульптура сказочного героя Антуана де-Сент Экзюпери "Маленький принц" и детская площадка в стиле "Алисы в стране чудес" с горками и мультипликационными персонажами. Изюминка аллеи – лавочки в виде зайцев и дельфина, 2 фонтана, популярная для фотографий 30-метровая стена с котом-сороконожкой.

Фото: tut-kiev.com; ua.igotoworld.com.


Гостиница в речпорту

В последние годы здание речного вокзала мало используется по назначению Фото: Денис Моторин.

Часть здания речпорта сегодня занимают офисы, другая часть пустует. Денег на реставрацию такого большого помещения у города нет, а арендовать его полностью и вкладывать в ремонт собственные средства никто не хочет.

Интересно подобную проблему решили в Ливерпуле, на родине легендарной группы "Битлз". Там в заброшенном здании бывшего Северного склада у реки сделали отель "Титаник". Таким образом бывший портовый склад перестал пустовать и стал приносить деньги в бюджет города и страны. 

Суровый промышленный фасад скрывает стильную обстановку внутри. Дизайнеры специально сохранили кирпичную кладку стен, сводчатый потолок, массивные колонны и металлический каркас.

Отель "Титаник" в заброшенном портовом здании.


"Тоннель любви" не хуже киевского

"Зеленый коридор" 5-го трамвая. Фото из открытого источника.

Днепровский 5-й трамвай постоянно проезжает через небольшой "зеленый коридор". Кусты настолько близко растут к колеи, что образуют своеобразный тоннель. Он идет от остановки "Завод Ленина" до "Коксохима" и уже стал местной легендой. Правда, чуть больше 10 лет назад там произошла неприятная история. Из кустов прямо на рельсы выпал пьяный мужчина. Трамвай затормозить не успел. Пешеход погиб, а машинисту стало плохо с сердцем. Похожий "зеленый коридор" есть и у 9-го трамвая возле 9-ой горбольницы.

К сожалению, часть деревьев и кустов вырубили, хотя зеленый коридор можно превратить в одну из изюминок города, как это произошло в Киеве. Столичный "тоннель любви" известен на всю Украину, хотя появился он тоже случайно. Дело в том, что когда-то, при советской власти, эта железная дорога вела к военной базе, и ее обсадили зеленью для маскировки. Потом деревья и кусты перестали обрезать, и появился тоннель в несколько километров. Необычная форма у крон появилась из-за поезда, который регулярно ходит к местному заводу, обламывая по пути растущие ветки. Этот поезд часто становится героем фотосессий у туристов.

Туристы с удовольствием фотографируют поезд в киевском "тоннеле любви". Фото: ticketforplane. 


Концертный зал в бывшем ликеро-водочном заводе

Здание бывшего ликеро-водочного завода. Фото: Шукач.

Здание бывшего ликеро-водочного завода. Фото: Шукач.

Когда-то возле "Озерки" (на Шмидта, 17) находился один из самых больших и старых ликеро-водочных заводов в СССР. Производство закрыли много лет назад, и здание пустует. А ведь его вполне можно было бы переделать в огромный концертный холл и музыкальный клуб. Так поступили со зданием старой теплоцентрали в Берлине. Теперь в заброшенном здании находится самый известный клуб Европы Вerghain. Туда приезжают с концертами всемирно известные группы и диджеи. Такой молодежный центр привлекает в город туристов, а те в свою очередь вкладывают деньги в местную экономику.

Клуб Вerghain находится в бывшем здании берлинской теплоцентрали. Фото: TripAdvisor.


Здание старого цирка можно превратить в стадион

Советский (старый) Цирк в Днепр. Фото: Википедия

Советский (старый) Цирк в Днепр. Фото: Википедия

Цирк возле "Озерки" работал до 80-х. Затем его ненадолго отдали под зверинец, а позже – под склады для торговцев. Сейчас большая часть помещения просто завалено мусором. И городу от него никакой пользы, и здание разрушается просто на глазах. Спасти его может только реконструкция, которую никто не хочет проводить, потому что непонятно как использовать старый цирк. А ведь его можно было бы превратить в универсальный стадион с легкоатлетическим манежем. Внутри достаточно места и для зрительских трибун, и для самих спортивных площадок.

Чтобы не отягощать здание лишними конструкциями, можно воспользоваться примером лондонского стадиона, построенного к Олимпиаде 2012 года. Он стал самым легким Олимпийским стадионом в истории игр (на 75 процентов легче, чем Олимпийский стадион в Пекине). Все благодаря тому, что его сделали из полупустых конструкций.

Лондонский стадион Вест Хэм. Фото: stadiums.at.ua

Лондонский стадион Вест Хэм. Фото: stadiums.at.ua


Старая брусчатка на Яворницкого

Как асфальтировали брусчатку на Яворницкого в 2013 году. Фото: Владимир Буга.

Как асфальтировали брусчатку на Яворницкого в 2013 году. Фото: Владимир Буга.

Что только ни делали с брусчаткой 18-го века на Яворницкого. Ее частично пытались заасфальтировать, затем снимали часть покрытия. В результате на поверхности осталась брусчатка на участке от Баррикадной и чуть выше улицы Гоголя. С одной стороны это историческая память, а с другой – такая дорога портит машины и не дает спать жильцам в домах, которые выходят на проспект. Ночью шум от дребезжащих по камням авто доводит до белого каления. Привыкнуть к нему сложно.

Оказывается, проблему можно решить. Например, во Франции придумали "умное" дорожное покрытие. С одной стороны оно может защитить брусчатку от разрушения, с другой – делает ее более гладкой. Но и это еще не все. Инженеры корпорации Colas разработали такую дорогу, чтобы с ее помощью обеспечить светом дорожные знаки, придорожные кафе, магазины и бизнес-центры. На дороге установлены специальные датчики, которые собирают солнечную энергию, и перерабатывают ее в свет. Самое покрытие – это очень плотная полупрозрачная пленка.

"Умная" дорога от французских инженеров.


Мини-Венеция на Театральном бульваре

Фонтан

Фонтан "Сцена".

Театральный бульвар давно уже нуждается в реконструкции. Не красят его ни остатки книжного рынка с палатками, где продают хот-доги и шаурму, ни фонтан "Сцена", который либо не работает, либо источает летом жуткий смрад, потому что в нем цветет вода. 

Днепровские архитекторы уже не первый год предлагают варианты реконструкции бульвара. Особенно интересным получился вариант с мини-Венецией. То есть резервуар с водой можно было бы сделать ниже и расширить. Например, в Баку на территории приморского бульвара с 1960-х годов существует небольшая сеть каналов – "Малая Венеция", которая стала местной достопримечательностью и любимым местом отдыха посетителей парка.

Театральный Бульвар. Фото: commercialproperty.ua

Театральный Бульвар. Фото: commercialproperty.ua

Малая Венеция в Баку.

Малая Венеция в Баку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Не выдержал надстройки: старинный дом сиониста Брука разрушился, как и предписывала легенда.

Свободно живем: что можно делать в Днепре, чего нельзя в других городах и странах.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в Telegram и на нашу группу в Facebook. Кроме того, вы можете подписаться на нашего  Telegram-бота чтобы иметь простой доступ к основным рубрикам сайта.