Красота и разруха: загадочные истории заброшенной Губернской управы

Фото gorod.dp.ua

Фото gorod.dp.ua

Досуг и еда
20 августа 2015 11:20

В Днепропетровске десятки исторических зданий находятся в удручающем состоянии. Архитектурные шедевры, отражающие историю нашего города, год за годом разрушаются, и многие здания за годы независимости уже исчезли с карты города. Среди заброшенных нынче зданий – и расположенное на улице Рогалева, 21 грандиозное здание бывшей Губернской управы, откуда век назад велось управление огромной Екатеринославской губернией.

Но не только этой "управляющей" функцией знаменит данный дом. С ним связано множество интересных и загадочных историй. А расскажет о них по сложившейся традиции давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович Кавун.


Именовали Земским домом


"Здание Губернской земской управы на улице Рогалева, 21 – выдающийся памятник екатеринославской архитектуры середины XIX – начала XX веков, - рассказывает Максим Кавун. - Дом имеет статус памятника архитектуры местного значения. Это целый комплекс из трех частей, построенных в разное время и в различных стилевых направлениях.

Основная часть здания, выходящая фасадом на улицу Рогалева, построена в 1900–1902 г. по проекту неизвестного архитектора. В официальных документах того времени здание именовалось Земским домом. В период советской власти это название вышло из употребления, а в самом здании располагались военно-штабные учреждения. Сейчас память о полувековой активности екатеринославского земства и о его деятелях постепенно возвращается. Потому надеюсь, что Земский дом снова станет символом этой яркой исторической эпохи.


Вначале был особняк Захарина


История существующего комплекса началась в середине XIX века, когда был выстроен особняк Захарина – в стиле провинциального классицизма (нынешний угловой корпус). Его авторство документально не установлено, но в краеведческой литературе высказывались предположения, что его построил известный архитектор Александр Тон или его брат, харьковский зодчий Андрей Тона. В 1873 г. бывший особняк Захарина приобрело Губернское земство, здесь и проходили заседания.

Активное развитие земских структур, привело к тому, что в 1900–1902 гг. по улице Крутогорной (ныне Рогалева), был сооружен монументальный новый корпус "Земского дома" в стиле эклектики. 2 марта 1900 г. Губернская земская управа заключила договор с подрядчиками Немировскими на сумму 66 тысяч рублей, но в процессе работ сумма была увеличена. Строительные работы в итоге обошлись почти в 103 тысячи рублей. 13 декабря 1902 г. на заседании Губернского земского собрания был заслушан окончательный "Доклад о постройке земскаго дома".

Через несколько лет появилась часть комплекса, выходящая фасадом на Успенскую пл. (ныне пл. Демьяна Бедного), выполненная в эклектической, но сдержанной манере.

Екатеринославское губернское земство начало свою работу в сентябре 1866 г., в соответствии с положениями реформы 1864 г. Создание земств – органов регионального самоуправления, стало одной из важнейших буржуазно-демократических реформ Александра II, наряду с отменой крепостного права в 1861 г. Земства – выборные органы, делились на губернские и уездные. Они занимались продовольственным обеспечением населения, устройством путей сообщения, развитием инфраструктуры, благоустройством, медициной, ведали учреждениями образования и культуры. По структуре полномочий и роли в истории региона Губернское земство нередко сравнивают с современным Областным советом.


Главная загадка – кто архитектор?


Главной загадкой сооружения является авторство отдельных частей комплекса, и, в первую очередь, корпуса земства 1902 г.

Монументальность и импозантность фасада Земского дома по улице Рогалева, его архитектурный облик заставляют предположить, что здание спроектировал выдающийся архитектор. Однако информацию об авторе проекта пока обнаружить не удалось. В 1899 г. земская управа провела архитектурный конкурс, было прислано три проекта под девизами "Сосед", "Просвет" и "Ответ". Последний проект был одобрен и реализован.

Аналогов подобного здания в Екатеринославе нет. Отдаленно Земский дом напоминает сооружения Дмитрия Степановича Скоробогатова (1862–1939) – выдающегося городского архитектора, очень любившего работать в академической манере (здания 1-й, 2-й и 3-й городских женских гимназий, 2-го реального училища, больница Алексеенко на проспекте Пушкина). Однако у Скоробогатова фасады чаще всего не оштукатурены, набор декора предельно строг, и, главное, полностью отсутствуют антропоморфные и зооморфные изображения.

Других крупных местных мастеров, способных спроектировать такое сооружение, в Екатеринославе в начале XX века не было. Выскажу свое предположение, что автором проекта Земского дома, возможно, является академик архитектуры, выдающийся харьковский архитектор Алексей Бекетов (1862–1941). Такое предположение исходит из анализа визуального сходства фасада Земского дома со многими известными сооружениями Бекетова в Харькове (например, Земский банк на Николаевской пл.). Основные моменты сходства здесь: акцентирование центральной части фасада с помощью повышения высотности; использование сдвоенных колонн, типологическое подобие и вычурность декора. Из всех "иногородних" зодчих, работавших в Екатеринославе на рубеже XIX – XX веков, Бекетов, безусловно, был самым ярким. Он спроектировал два корпуса Высшего горного училища (1899-1901 гг., ныне перестроены) и здание Управления Екатерининской железной дороги (1905–1907 гг., ныне реконструировано и надстроено). В эти же годы Бекетов вполне мог выполнить и проект Земского дома, в сдержанной эклектической манере, как и большинство харьковских построек Бекетова. Естественно, это только предположение. Вопрос об авторстве Земского дома может полностью разрешиться только с обнаружением документов.


Архитектурный шедевр в окружении складов и лачуг


Здание Земского дома стало безусловной архитектурной доминантой данного района Екатеринослава. Фасадом дом "смотрел" на улицу Крутогорную и далее на самый колоритный район – Каменья, где на выходах гранитных скал гнездились домики не самых зажиточных горожан. Удивительно, но даже в докладе земству от 13 декабря 1902 г. отмечалось, что "главный фасад всего здания обращен на Крутогорную улицу, для которой отсутствие эстетических украшений здания не играет существенной роли".

Боковой фасад здания выходил на Успенскую площадь, первое название которой в первой трети XIX века было "Площадь сьестных припасов". От площади к Днепру располагались лесные склады и магазины. Улица Литейная также была неблагоустроенной, и не имела четко выраженного характера застройки.

Здание Земского дома – одно из самых масштабных в архитектуре Екатеринослава начала XX века. Протяженный двухэтажный комплекс длиной почти в целый квартал.

Два "старых" корпуса, в стиле эклектики и в стиле модерн. Эклектический корпус не имеет выдающегося облика, но это добротный образец архитектуры второй половины XIX века. Старейший угловой корпус в начале XX века " переодели" в декор стиля модерн. Здесь широко использованы элементы модернового декора: геометрические композиции (второй этаж и завершение) и растительные композиции (под оконными проемами и между первым и вторым этажами).

Главное внимание обращает на себя центральная часть "нового" корпуса. Шесть полуциркульных окон второго этажа обрамлены пилястрами (прямоугольными колоннами) дорического ордера с капителями ионического ордера. Одно окно над центральным входом специально выделено колоннами дорического ордера с капителями коринфского ордера. А на первом этаже использован и вовсе уникальный мотив: прямоугольные окна выделены не двумя колоннами по бокам, а одной колонной – по центру окна, с капителью коринфского ордера. Эта единственная колонна в окнах на первом этаже и пилястры на втором – на 2/3 содержат каннелюры (борозды), характерный признак дорического ордера.

Таким образом, в архитектуре Земского дома творчески использованы все три классических ордера – дорический, ионический и коринфский.

Особо следует выделить использование декоративных консолей, при переходе от пилястр второго этажа к окнам первого этажа. Изысканные изогнутые консоли украшены листьями аканта.

Интерьеры здания также привлекали внимание современников. Выделялись зал заседаний земства, украшенный пышной лепниной, а также мраморная парадная лестница.


Буйство декора: Зевсы и химеры


Но главной изюминкой Земского дома, на мой взгляд, является широкое использование антропоморфного и зооморфного декора, - продолжает Максим Кавун. - Над окнами второго этажа, в "замковых камнях", помещены головы древнегреческого бога Зевса – символа мудрости и старшего среди богов на Олимпе. Возможно, такая аллегория была обусловлена функциональным назначением здания, эдакого местного "земского Олимпа," где вершились судьбы Екатеринославщины в первую четверть XX века.

Всего таких голов Зевса на фасаде по улице Рогалева было 16 (!), сохранилось только 12. Из них было 12 – на главном фасаде, и 4 – на части фасада, обращенной во двор. Характерно, что на этой дворовой части сохранилась только одна голова, а три просто сняты. Одна голова отсутствует на главном фасаде.

Еще одна малоизвестная архитектурная "изюминка" Земского дома – наличие такого декоративного зооморфного элемента, как химеры. В екатеринославской архитектуре рубежа XIX – XX веков была очень распространена "львиная тема" в декоре зданий, ответвлением которой были и химеры. Но последние встречались гораздо реже.

Химеры – излюбленный элемент готической архитектуры европейского Средневековья. Всплеск популярности этого элемента в период историзма второй половины XIX века декора затронул и территорию Украины. К примеру, широко известен "Дом с химерами" архитектора В. Городецкого в Киеве. В Екатеринославе химеры не получили большой популярности. Их можно встретить на фасадах всего лишь нескольких зданий. Однако нашим "Домом с химерами" может по праву именоваться Земский дом.

Присмотритесь внимательнее к декору фасада здания. Химеры "спрятаны" под консолями колонн второго этажа так, что не сразу бросаются в глаза. Таких химер на фасаде Земского дома целых 12.

Кроме Земского дома, химеры можно видеть на здании Музея Поля (ныне музей им. Яворницкого, пр. К.Маркса, 16, две химеры в боковых фронтонах главного фасада), а также на доходных домах конца XIX века на улице Серова, 11 (здесь 6 химер – по 3 над окнами второго и третьего э тажей) и на ул. Серова, 14 (всего одна химера).


Уникальные двери и решетки балконов


Еще одна уникальная особенность Земского дома – сохранившиеся резные двери начала XX века. Две деревянные створки украшены характерным декором, имитировавшим архитектурное обрамление фасадов. Верхняя часть створок выполнена особо пышно, здесь мы видим стилизованные картуши. К сожалению, несколько накладных деревянных элементов все-таки утрачены. Не так давно унесены и все металлические элементы дверей.

В домах, оставшихся от старого Екатеринослава, еще можно встретить десятки старинных дверей, более или менее изысканной работы. Но двери Земского дома, пожалуй, можно сравнить только с дверьми Музея Поля (ныне музей Яворницкого, просп. К.Маркса, 16) и дверьми особняка Ф. Андерегга, затем Уездной земской управы (угол улица Артема и Шевченко).

Очень хочется надеяться, что двери, через которые десятилетиями проходили выдающиеся земские деятели и масса выдающихся людей Екатеринослава, когда-нибудь будут отреставрированы.

Сохранился еще один ценный декоративный элемент – решетки на балконах и на крыше здания. Балконные изящные решетки украшают три балкона на втором этаже корпуса на пл. Д. Бедного. Однако приходится констатировать, что внешняя часть решетки на одном балконе уже утрачена. Завершение нового корпуса по ул. Рогалева по всей длине украшено ажурной решеткой, которая, к счастью, сохранилась.


Этот дом посещали Родзянко и другие


Земский дом имеет ценность не только в архитектурном, но и в историческом отношении. Наверное, трудно отыскать в Екатеринославе здание, которое видело десятки выдающихся персон Екатеринослава и губернии. Еще до размещения здесь земства, с 1864 по 1873 г., в здании проживали три екатеринославских губернатора: Григорий Вевель фон Кригер, Василий Дунин-Борковский и Иван Дурново.

В период нахождения здесь Губернской земской управы (с 1902 г. по 1919 гг.), здание стало "меккой" екатеринославской элиты. Первое место среди выдающихся деятелей, работавших в этом здании, конечно, занимает фигура Михаила Владимировича Родзянко (1859–1924) – главы Губернской земской управы в 1900–1906 гг., с 1907 г. – депутата, а с 1911 по 1917 гг. – главы III и IV Государственной Думы Российской империи, почетного гражданина Екатеринослава.

В советское время до 1925 г. в здании продолжали располагаться органы управления: губернский отдел народного хозяйства, отделы окружного исполкома. А потом, почти три четверти века, с 1925 до 1990-х годов, здесь располагались штабы воинских подразделений. Последние пятнадцать лет здание ветшает, превращяясь в романтичные руины.

Для нас важно помнить, что Земский дом является молчаливым каменным свидетелем "золотого века" Екатеринослава конца XIX – начала XX веков. Здание хранит ауру десятков выдающихся личностей города, работавших и бывавших в нем, и стало архитектурным символом деятельности Екатеринославского губернского земства", - убежден Максим Кавун.


Что ждет управу?


…Что же ждет столь знаковое в истории нашого города здание? По неофициальным, но заслуживающим доверия источникам нам удалось выяснить, что здание снято с баланса Министерства обороны. И оно уже не является бесхозным. Его выкупила группа структур, которая предполагает провести комплексную реконструкцию бывшей Губернской управы и открыть в ней еврейскую школу или гимназию для девочек. Пока что эти планы отложены до лучших времен.

Очень хотелось оценить, в каком состоянии находяться внутренние помещения здания. С удовольствием могу отметить: все входы в здание надежно закрыты, что позволяет сохранить объект от вездесущих "охотников за металлом". Правда, это не мешает вандалам потихоньку бить стекла и раскурочивать наружный декор здания. Насколько мог рассмотреть внутреннее убранство здания через оконные проемы – дом совершенно пуст, из него давно вывезены вся мебель и все убранство. Но разрухи и обрушений, к счастью, не наблюдается.

Кроме двух парадных, наглухо закрытых дверей, в здание можно попасть через внутренний двор. Проход в него наглухо закрыт огромными железными воротами. На мой стук отвечают злобным лаем несколько псов. Спустя время подходит охранник, выслушивает просьбу об осмотре здания, отвечает: "Это частная собственность. До свидания!".

Как признает Максим Кавун, и краеведам, историкам за последние годы не удалось оценить состояние этого здания. Надеемся, собственники здания расскажут о перспективах Губернской управы – Городской сайт с удовольствием отразит их позицию.

Новости сегодня

>>> Женщина морила голодом свою 2-летнюю дочь

>>> 3-летняя девочка выпала из окна четвертого этажа

>>> Чем опасен реестр уклонистов

>>> Из Днепропетровска теперь будет ездить автобус к Януковичу

>>> На каких авто ездят депутаты Верховной Рады из Днепропетровска

>>> Сколько стоит арендовать квартиру в Днепропетровске

>>> В Днепропетровск возвращается The Best City: попытка №2

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 1

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 2

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 3

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 4

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 5

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 6

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 7

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 8

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 9

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 10

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 11

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 12

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 13

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 14

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 15

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 16

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 17

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 18

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 19

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 20

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 21

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 22

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 23

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 24

Красота и разруха:  загадочные истории заброшенной Губернской управы фото 25

Фото gorod.dp.ua и из личного архива Максима Кавуна

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях