Тонна взрывчатки для строительства и поезда-призраки: ТОП-10 фактов и легенд о метро в Днепре

Фото: artkostyuk.com.

Ровно 22 года назад в Днепре открыли метрополитен. 29-го декабря состоялось торжественное открытие, а 30-го подземка уже во всю возила пассажиров.  По этому случаю Vgorode  решил вспомнить ТОП-10 самых интересных фактов о нашем метро.


Долгострой №1 в Украине


Да-да, вовсе не гостиница "Парус" возглавила рейтинг долгостроев Украины, а наше метро. Строительство подземки в Днепре началось еще в далеком 1981-ом году. К 1995 году построили всего 6 станций, после чего в работах наступила длительная пауза. Следующие 3 станции начали строить только в 2017 году.

За это время тоннели постепенно начало затапливать. На откачку воды и ремонт конструкций потратили не менее 567,6 млн гривен (речь идет только о расходах в 2015-2017 годах).

Кроме нашего метро в список самых масштабных долгостроев попал многострадальный запорожский мост через Днепр, Подольско-Воскресенский мост в Киеве, реставрация Мариинского дворца и горе-стена на границе с Россией.


Наше метро вовсе не самое короткое в мире


Почему-то наша подземка считается самой короткой в мире. Местные СМИ неоднократно писали, что такого "миниатюрного" метро больше нигде нет (всего 6 станций, расположенных на одной линии). Однако, это не так.

Длина нашей подземки – чуть больше 7 километров, а время поездки из конца в конец – 7-12 минут. Но, например, метро в Казани и то меньше. Его длина – всего 6,8 км (5 станций). Но самым миниатюрным считается подземка города Хайфы (Израиль). Оно имеет протяженность 1,8 км (6 станций). Поездка от первой станции до последней занимает около 6 минут.


Первое метро после распада СССР

Наша подземка стала первым метрополитеном, построенным после распада Советского Союза. Правда, строительство началось еще в 80-х. Долгое время шли ожесточенные споры, стоит ли вообще прокладывать в нашем городе метро из-за трудно проходимых пород под землей. Одним из альтернативных проектов было строительство линий скоростного трамвая. Однако, руководство города тогда настояло все же на метро.


Сколько стоил проезд в метро в разные годы

Жетон для проезда в метрополитене.

Сегодня в это трудно поверить, но 22 года назад проезд в нашей подземке стоил 30 тысяч карбованцев! В общем, "транспорт для миллионеров". Конечно, это было связано с кризисом 90-х и бешеной инфляцией.

Стоимость проезда в разные годы:

1995-1996 годы – 30 тысяч карбованцев;

1996-1997 годы – 30 копеек;

1997-2000 годы – 40 копеек;

2001—2002 годы – 50 копеек;

2002 год — сентябрь 2009 года – 60 копеек;

сентябрь 2009 года – 1,5 гривны;

с 2011 год – 2 гривны.


Про нашу подземку сняли фильм

Фильм "Метро" – это 16-минутная документалка о днепровской подземке. Ее создала команда "Фантастик Литл Сплэш". Бюджет киноленты – 0 гривен. Создатели фильма больше месяца добивались встречи с руководством метрополитена, чтобы получить разрешение на съемки. У них было всего 4 дня на сбор материала. 


Поезд-призрак

Легенда о поезде-призраке есть практически в каждом городе с большим метрополитеном. Подобное видели и у нас.
Якобы в часы, когда в метро почти нет людей (3-4 часа дня), на станции Заводская можно услышать звук приближающегося поезда. Шум усиливается в течение нескольких минут, а затем слышен звук открывающихся дверей. Сотрудники метрополитена говорят, что это какой-то звуковой мираж и опасаться нечего.

Очевидцы же утверждают, что даже видели какой-то полупрозрачный силуэт поезда с пустой кабиной машиниста и зашторенными окнами (хотя шторки на окнах были только в старых поездах, которые в нашем относительно новом метро никогда не ходили).

Интересно, что поезд, схожий по описанию, видели чуть ли по всей Украине (причем не только в метро, но и на железнодорожных путях). Впервые его увидели в 1955-ом году в районе Балаклавы. Тогда поезд-призрак появился на железнодорожной насыпи, с которой давно уже были сняты рельсы. С нее он переехал на магистральный путь, а стрелки перевелись сами собою. Через два часа после странного происшествия в бухте взорвался линкор "Новороссийск". Упоминания о странном совпадении  записал писатель-маринист Николай Черкашин со слов станционного смотрителя Петра Григорьевича Устименко, дежурившего в ночь на 29 октября 1955 года на железнодорожном переезде перед Балаклавой.

Позже странный поезд видели незадолго до Чернобыльской на станциях "Солнцево" и "Новоукраинка" Киевской железной дороги. В 1991-ом году он впервые прошел мимо переезда Заваличи в Полтавской области на переезде дежурной Елены Спиридоновны Чебрец. 

Кто-то говорит, что это тот самый легендарный итальянский поезд-призрак, который пропал еще в 1911 году и теперь появляется в разных местах по всему миру (например, в московском метро 2 раза даже перекрывали кольцевую линию, чтобы его поймать).

В многочисленных публикациях на эту тему физики и математики говорят о том, что поезда являются своеобразным ускорителем биологических процессов человека и могут переносить его сквозь пространство и время. В подтверждение этому приводят случай, который произошел в Мексике в начале 1840-х годов, когда ни о каких поездах-призраках еще не шло и речи. Непонятно откуда появились 104 человека, которые сказали, что приехали на поезде из Италии, чего быть никак не могло, учитывая, что страны находятся на разных континентах. Проблему решили просто. Сотню странных людей просто отправили в психбольницу на осмотр к психиатру. Документов у них при себе не было и дальнейшая судьба этих людей неизвестна.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Днепр 90-х: по Европейке ездили машины, а вместо элитных ЖК стояли трущобы.


У днепровского метро есть собственный музей

 

У нашей подземки есть собственный музей. Он находится на улице Курчатова, 8. Там можно больше узнать об истории метрополитена, посмотреть на ретрофото стройки и станций 20 лет назад.


Голоса в тоннелях

О странных голосах, которые слышали рабочие в тоннелях при прокладке метро, сложили немало легенд. По одной из них, тоннели проходят совсем близко с потемкинскими подземными ходами, которые идут от нынешнего Дворца студентов к разным частям города (Нагорке, набережной, проспекту Яворницкого), есть отдельная сеть подземных ходов от бывшей Комсомольской улицы до храма Иона Крестителя. В части этих катакомб держали узников и прятали тела  политических преступников 19-го века. Возможно, это их призрачные голоса слышали рабочие в шахтах. 

Несколько раз в шахтах по непонятным причинам ломалось оборудование, а вещи рабочих передвигались сами собою. Можно назвать все выше описанное выдумками, однако так долго и с таким количеством проблем не строилось ни одно метро в мире.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Тайна фонтана у ЦУМа: почему Днепр на самом деле лишился легендарного "места встреч".


Пласты неизвестного металла в шахтах

Существуют мифы о тоннеле недостроенного метро на участке от вокзала до проспекта Яворницкого. Якобы еще в 80-е годы рабочие наткнулись на пласт неизвестного металла, который не "брала" проходческая машина. В день находки всех рабочих спецслужбы вывезли в неизвестном направлении, а бригадир сошел с ума и до сих пор лечится в больнице на Игрени.

Однако, на Игрени о сошедшем с ума бригадире ничего не слышали, поэтому это, скорее всего, уже додумали городские СМИ. А вот то, что представители спецслужб при СССР (в 80-е годы) неоднократно бывали в строящемся метрополитене, правда. Вывозили ли они из шахт какой-то редкий металл, неизвестно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Исторический Днепр: на территории ботсада ДНУ произошла страшная трагедия.


Метро строят по инновационной технологии

Не секрет, что для прокладки новых станций метрополитена планируют использовать более тонны взрывчатки. Ее сейчас активно используют в строительстве подземок по всей Европе по новоавстрийскому методу. Его преимущество в том, что после взрывных работ на участке устанавливают временные крепления, которые покрывают специальным раствором. Далее техника под давлением выкладывает на арматуру бетон. После строительства монолитные тоннели выдержат около сотни лет эксплуатации. В то же время сами строительные работы можно закончить в полтора раза быстрее, чем по другим методам.

Напомним, что, по договору с турецкой фирмой-подрядчиком Limak, в днепровском метрополитене построят 3 новые станции в центральной части города: "Центральная", "Театральная" и "Музейная".

Корреспондент Vgorode побывал на строительстве подземки возле ЦУМа. Забор вокруг шахты стоит уже столько лет, что в Днепре успело вырасти целое поколение, которое и не видело центр города без него.

После завершения работ длина метро увеличится с 7 до 11,1 км. Закончить все работы планируют в конце 2021 года.

Последние новости