Новость - Транспорт и инфраструктура - Как возместить ущерб, причиненный машине дорожной ямой
Количество ДТП и поврежденных машин из-за дорожных ям в Днепропетровске растет, а вот количество оформленных ущербов с последующей компенсацией остается ничтожно малым.
Но правозащитник Антон Деньгуб уверяет, основываясь на собственной практике: алгоритм действия водителя, попавшего в яму – не только прост, но и реально эффективен: у облавтодора есть для этого свой бюджет, которым…мало кто пользуется
Именно поэтому правозащитник организовал в Днепропетровске цикл абсолютно бесплатных мастер-классов под названием "Как приручить Закон", где тому, как можно защитить себя самостоятельно в самых распространенных бытовых ситуациях – дома, в маршрутке, в дороге или у врача.
Уже завтра очередной мастер-класс научит горожан компенсировать ущерб за некачественные медицинские услуги. А в прошедший вторник жители учились эффективно бороться с облавтодором.
ШАГ 1. Первоочередные действия после попадания машины в яму
1. Вызываем ГАИ. Это необходимо для фиксации дорожно-транспортного происшествия. Пока ждем:
• осматриваем авто на предмет повреждения. Есть повреждения – выставляем аварийный знак;
• ищем любых свидетелей, среди случайных прохожих и проезжающих мимо водителей. Их показания будут очень необходимы в ходе дальнейшего расследования, обмениваемся с ними контактами, просим в письменной форме зафиксировать показания. При наличии двух и более свидетелей – составляем акт, где указываем, в какое время, на каком участке дороги и по причине чего (выбоина, яма, гололед) произошло ДТП, также описываем характер повреждения автомобиля;
• Фиксируем на фотоаппарат или мобильный яму или выбоину, характер повреждений автомобиля, отсутствие предупредительных знаков, тормозной путь, если такой вообще был, номер дороги или название улицы (делаем привязки к местности);
• звоним в страховую. Даже если у вас КАСКО, а ущерб незначителен – все равно вызывайте, приезд страховщиков и составление последними акта – послужит вам еще одним доказательством существования ДТП и причин его возникновения.
ШАГ 2. Оформление ДТП с сотрудниками ГАИ
ГАИ, по традиции, будут стараться выполнить свою работу максимально быстро, поэтому остерегайтесь следующего:
• ГАИ может пытаться делать виновником ДТП вас: якобы за превышение скорости, за то, что не смотрели на знаки, не старались объехать, не выбрали безопасную дистанцию и т.д.
Но ваша задача - перевести составление протокола с претензий ГАИ к выполнению вашего сценария. Вызовите сочувствие к происходящему, поднимите глобальные проблемы плохих дорог, как бы станьте "своим".
• В протоколе должно быть детально описано состояние дорожного покрытия, также требуйте, чтобы при вас была сфотографирована яма (выбоина), измерена ее глубина, ширина. Эти данные надо отразить в схеме ДТП или своих пояснениях - для эксперта, который будет восстанавливать истинные причины ДТП. Кроме того, напомните инспектору о ПДД, где сказано "...в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить...". Ключевое слово здесь "объективно"! Если ям было слишком много и/или они были залиты водой, да и если это произошло в темное время суток - водитель (то есть вы) никак не мог объективно обнаружить "препятствие", ставшее причиной ДТП.
• Пытайтесь настоять на том, чтобы сотрудник ГАИ указал, что вы не смогли "объективно обнаружить яму по причине...". Избегайте того, чтобы сотрудник ГАИ указывал в протоколе о несоблюдении вами дистанции, превышении скорости и пр. В 90% случаях ГАИ так и пишет, руководствуясь ПДД. Конечно, непросто убедить инспектора в том, что вы ничего не нарушали, а попросту не могли избежать ДТП из-за плохой дороги. Но в этом случае – давите на понимание.
2. При составлении протокола требуйте указания именно статьи 140 вышеуказанного кодекса, так как она предусматривает привлечение к ответственности "дорожников" за "нарушение правил, норм и стандартов в содержании дорог, непринятие мер по поводу своевременного запрета или ограничения движения или обозначения на дорогах мест проведения работ. Тогда как статья 124 привлечет к ответственности вас, как нарушителя ПДД, которое повлекло за собой повреждение автомобиля дорог, улиц, знаков и т.д. Но в любом случае, какая бы статья в протоколе не светилась, помните, что у вас всегда остается возможность обжаловать данное решение, как у начальника соответствующего подразделения ГАИ, так и в суде. По 124 статье дело передадут в суд, и там вам необходимо будет доказать, что вашей вины не было, а причиной аварии стало невыполнение "дорожниками" своих прямых обязанностей по содержанию дорог в надлежащем состоянии.
ШАГ 3. После протокола: вызов облавтодора, эвакуатора и оценка ущерба
1. Требуем вызвать на место ДТП собственника дороги. Сотрудники ГАИ, конечно, опешат от такого требования, но вы стойте на своем. Приезд такого сотрудника необходим для составления акта осмотра дороги, при таком осмотре – давите на него предусмотренной административной и уголовной ответственностью (ст.288 Уголовного кодекса Украины, ст.140 КУоАп), и описываем наличие ямы или выбоины.
2. Вызываем эвакуатор и едем на СТО. Все квитанции – сохраняем, так как в дальнейшем будем обращаться за компенсацией таких расходов к собственнику дороги.
3. Делаем оценку ущерба, для этого вам необходим оценщик с соответствующим сертификатом, который бы оценил, какую именно сумму ущерба вы понесли, наехав на ямку. При этом у такого оценщика также берем квитанцию об оплате его услуг, мы это тоже будем в дальнейшем взыскивать. Следует сказать, если машина не разбита в "хлам", и вы можете ее отремонтировать за свои личные средства – делайте это, но только сохраняйте все чеки, взыскать деньги можно и по факту, уже после ремонта.
ШАГ 4. Составляем исковое заявление
• Сумма ущерба – это стоимость ремонтных работ автомобиля + стоимость эвакуатора + работа оценщика + уплаченный судебный сбор + моральный ущерб. Моральный ущерб высчитываем сами, следует сказать, что в таких делах он колеблется от 3 до 5 тысяч гривен. В редких случаях может достигать 10 000 тысяч гривен.
• Выбор ответчика. В пределах города дороги коммунальные, за пределами - государственное агентство автомобильных дорог Украины заключает договор подряда на содержание и выполнение ремонтных работ соответствующему облавтодору. Лучше предъявлять иск и взыскивать деньги солидарно сразу с нескольких ответчиков. Судебная практика в этих вопросах очень разная, есть решения судов, которые взыскивают деньги солидарно, есть, где суд приходит к выводу, что компенсировать ущерб должна исключительно та организация, на балансе которой находится дорога, независимо от того, кто именно отвечал за ее текущий ремонт. Наш совет – привлекаем как можно больше ответчиков.
• Доказательная база: протокол ГАИ, свидетели, акт осмотра места ДТП, оценка ущерба, решение суда в рамках административного производства, фотоматериалы, копии все квитанций, на которые вы потратили деньги.
• Юридическое обоснование: ст. 1166, 1167 Гражданского кодекса Украины, ст. 14, 16 Закона Украины "О дорожном движении"
• Также помним, что после вынесения положительного для Вас решения существует еще стадия – принудительного его исполнения, не забываем вместе с решением суда брать исполнительный лист, который необходим Вам при открытии исполнительного производства.
Следующий мастер-класс
Следующий бесплатный мастер-класс по теме "Как компенсировать ущерб за некачественные медуслуги?" состоится завтра, 23 июня в 18.30 в центральной городской библиотеке (ул. Ленина, 23, 4 этаж, социокультурный центр).
Предварительная запись обязательна и осуществляется по телефону: 099-541-46-15 (Антон) или по электронной почте: [email protected].
Наши группы на Фейсбуке и ВКонтакте. Сайт: svourist.dp.ua.
Новости сегодня
>>> На Островского трамвай сошел с рельс: подробности
>>> Какие квартиры пользуются спросом в Днепропетровске
>>> На Фестивальном причале пройдет большой бесплатный рок-концерт
>>> Что будет модно носить в Днепропетровске в этом сезоне
>>> Осторожно: как можно потерять свои деньги у банкомата
>>> Первый кинотеатр Днепропетровска - Родина: что было и что будет