Предлагали анаконд и крокодила: как ферма в Днепропетровской области спасла сотни людей и животных - фото: platfor.ma
Работники фермы на Днепропетровщине спасают животных из регионов, где продолжаются боевые действия, предоставляют убежище для переселенцев, а также занимаются реабилитацией детей.
Сыроварню-ферму "Зеленый Гай" основала Евгения Молчанова вместе со своим мужем. В 2014-м году на ее месте была свалка. Однако когда пара приехала сюда впервые, то сразу почувствовали комфорт, несмотря на разбросанный хлам. По словам женщины, мусор с территории приходилось вывозить машинами. Об этом говорится в проекте Platfor.ma.
Никто из семьи не планировал здесь создавать ферму. Когда строили дом, то приехали в соседнее село. В одном из ангаров они увидели баранов, которых им стало жалко и потому решили купить их. Евгения рассказывает, что животные начать быстро размножаться. Баранов надо было оберегать, потому из приюта взяли собаку. Дочь захотела пони, потому ей его купили. Затем им предложили выкупить мулов, которых собирались сдать на бойню. Таким образом, ферма разрасталась.
Полноценно в селе семья не жила – до пандемии они жили в Чехии или Днепре. Когда приехали в Украину, начался локдаун. Тогда и поняли, что пришло время поселяться на ферме. Впоследствии семья погрузились в хозяйство, купили коров и начали производить сыр.
До полномасштабного вторжения на ферме жило 540 животных, а сейчас – 866. Здесь запрещено включать сирену, потому что она пугает животных. В первый день, 24 февраля, косуля испугалась взрыва и погибла. Также погибли несколько птиц. Позже неподалеку ПВО сбила ракету. От страха у собаки случился приступ – откачать ее не смогли.
Евгения рассказывает, что они не смогли оставить Украину в такое время и решили остаться на Днепропетровщине. В первый же день войны на ферме поселились их знакомые, приехавшие с кошками и собаками. Обустроенных мест здесь еще не было, поэтому в доме проживали сразу 16 человек и 5 собак (кроме те, которые уже были здесь). Потом временного убежища стали просить знакомые знакомых, позже – незнакомых людей. Преимущество фермы было в том, что они могли выделить места для людей, которые едут мимо региона с животными.
В селах благодаря поддержке людей начали обустраивать места для переселенцев. В одном Доме культуры создали 27 мест, в другом – 15. Кто с животными или, например, человек с инвалидностью, оставались на ферме. Некоторым семьям удалось снять дома в селах, а других отправляли дальше по Украине. За первый месяц по транзиту здесь проехали 300 человек.
За три месяца количество жителей фермы выросло на несколько сотен голов. Сюда привозили животных из регионов, где шли боевые действия. По словам Евгении, были ситуации, когда военные шли на войну и просили позаботиться об их скоте. К примеру, один защитник позвонил и попросил забрать коз. Он сказал, что их у него с десяток. Ночью приехал грузовик, в котором оказалось 24 козы, два козла, 12 козлят и еще одна коза рожала прямо в машине.
– Мы просто застыли в трансе. Девушки начали рыдать. Куда деть столько скота? Еще холодные дни стояли, а следовало обогреть столько животных. Мы притащили поддоны, разгородили всю ферму. Две недели мои знакомые и друзья доили коз и выпаивали козлят, – вспоминает владелица фермы.
Кроме коз, через ферму прошли ослы, улитки, рыбки, хомяки, зайцы, куры, петушки. Даже предлагали двух анаконд, но их отказались брать. Также предлагали приютить крокодила, поселить его в ванне и кормить мясом, на это предложение также не согласились, поэтому его владельцы двинулись дальше. За это время через ферму прошли около 200 животных.
Ферми предлагают забрать животных из целых хозяйств и ферм. Есть предложения даже взять стадо 300-400 баранов или 50 коров.
- Мы можем принять скот, дать пастбище и поле, какое-нибудь оборудование для дойки и переработки молока. Но важно, чтобы фермы выезжали вместе с людьми, которые смогут ухаживать за скотом. Нашими силами не охватить всех, – рассказывает Евгения.
Владелица фермы говорит, что они хотели бы забрать больше животных, но не знают, как их обеспечить. Летом гораздо проще, ведь приезжающих людей просят покупать яблоки и морковь. Зимой будет тяжелее. Тем более что у некоторых животных есть хронические заболевания. Им нужен будет лечение и уход. Несколько дней назад они подали запрос на выделение земли в аренду. Скоро там станут строить новую ферму.
Уже более тысячи человек прошли через реабилитацию фермой. Первые дети приезжали из Мариуполя и Харькова. У кого-то из малышей сбывались мечты, например, прокатиться на лошадке. А у кого-то был такой стресс, что даже не мог подойти к скоту. В настоящее время продолжают принимать группы для реабилитации.
Также на базе фермы создали Летнюю школу для детей, куда ходят дети соседей и дети переселенцев, живущих по селам – всего 15 учеников. В селах удалось найти воспитателей, проводящих с ними время. В школе преподают как классические предметы, так и не совсем. Например, малыши учится верховой езде, ветеринарии, уходу за растениями и животными, занимаются бердвочингом, рыбалкой, сыроварением и кулинарией, ходят в походы и помогают на ферме.
Евгения преподает английский язык, ее мама занимается гимнастикой, а соседка учит детей французскому. Также они подали заявку на приют для эвакуированных детей, ищущих родителей. Но им позвонили по телефону и сказали, что есть дети, которые вряд ли найдут своих родных, есть сложные ситуации. Также на ферме было очень много животных, поэтому владельцы не знали, как найти на все время.
Евгения просыпается в 4-5 утра, а идет спать в 23-24. Заблаговременно она может спланировать только 30-40 процентов собственного времени, все остальное – это экстренные дела. Тем более на ферме все время кто-то умирает, кто-то рождается. Это постоянный процесс жизни, который не остановить.
Кроме семьи Евгении, на ферме работают три человека. Вся коммуникация, связанная с фермой, в основном лежит на ней.
– И рано утром ты решаешь, условно, кто кому будет лапу пришивать. Звонят украинцы, желающие записаться на экскурсию. Следом принимаешь молоко, делаешь сыр. Потом приезжают люди в шоковом состоянии, следует им пора уделить. Был у нас дядя, который рассказывал: "У меня свекровь погибла из-за ракеты, я не смог ее похоронить. На соседку с почти оторванной рукой набросились собаки, но ее удалось спасти. У меня иссечены раны". И вот в этот момент он стоит передо мной. Представьте, как-то нашел контакт и приехал на ферму. Говорю: "С вашими ранами нужно немедленно в больницу". А он: "Нет-нет-нет. Можно я пойду кконячек посмотрю?" Силой отправила его на лечение, – рассказывает женщина.
Евгения говорит, что после таких людей могут приехать другие, которые скажут, например, что хотят провести на ферме свадьбу. По ее словам, вечером, когда она приходит домой, ей кажется, что она не понимает, что происходит вокруг.
– Кажется, без нас здесь никак. Если бы мы тогда, еще несколько лет назад, осознавали фронт работ, ожидающий нас впереди, мы бы задумались. Несмотря на все, сейчас очень рады, что полезны: и в войну, и в мирное время мы можем делать хорошее дело, – говорит Евгения.
Будьте в курсе последних новостей – подписывайтесь на наши странички в Facebook, Viber и Instagram. Также у нас есть чат "Днепр, подвези", где вы можете найти себе попутчиков.