Пожар и проклятие контрабандистов: история самой старой водонапорной башни

Старая водонапорная башня в районе вокзала в Днепре. Фото: myshtetl.org.

Старая водонапорная башня в районе вокзала в Днепре. Фото: myshtetl.org.

События
28 октября 2019 17:11

В районе железнодорожного вокзала находится одна из самых старых водонапорных башен Днепра. Ее "сестра" расположена в районе ДИИТа. Если последняя постоянно страдает от рук хулиганов, то первая достаточно неплохо сохранилась и до наших дней. Сегодня мы расскажем вам ее и историю и несколько необычных легенд.


В башне мог быть тайник контрабандистов


Водонапорная башня в районе ж/д вокзала. Фото: Сергей Чалык.

Водонапорная башня в районе ж/д вокзала. Фото: Сергей Чалык.

Башня возле железнодорожного вокзала появилась еще при Екатеринославе во времена "индустриального бума" примерно в 1884 году (тогда же, когда и сам вокзал). Ее высота – более 36 метров. Достаточно высокое для того времени сооружение. У нее 6 ярусов и 8 граней.

Особый интерес в архитектурном плане представляет ее "шатер", расположенный наверху. Он сделан полностью из дерева и сохранился с 19 века. Есть версия, что во времена Екатеринославской железной дороги здесь прятались от полиции контрабандисты. 

По данным сохранившихся экземпляров газеты "Днепровская молва" (выходила с 1898 по 1901 годы), контрабандисты подкупили смотрителя башни и устроили в "шатре" тайник. Там же преступники несколько раз прятались от полиции. Во второй раз правоохранители их нашли благодаря сыну смотрителя. Маленький мальчик, не зная об уговоре отца с контрабандистами, попросту выдал беглецов за 1 рубль, который ему пообещали дать полицейские.

Контрабандисты в свою очередь послали проклятия и смотрителю, и его семье, когда их уводили правоохранители. Сбылось оно или нет, неизвестно, а вот тайник злоумышленников так и не нашли.


Пожар и чернеющая крыша


Перрон вокзала. Вдали – мост и водонапорная башня, которые существуют и сегодня. 1942 год. Фото: artkostyuk.com

Перрон вокзала. Вдали – мост и водонапорная башня, которые существуют и сегодня. 1942 год. Фото: artkostyuk.com

Башня проработала до войны. С помощью нее вода попадала к железнодорожной станции, в депо, мастерские и близлежащие жилые дома.

До сих пор остается загадкой, как башня так хорошо сохранилась во время Второй мировой, когда железнодорожный вокзал очень сильно пострадал. Говорят, что в войну там был небольшой пожар, но его быстро потушили местные жители, поэтому огонь не успел перекинуться на деревянную часть.

Сегодня резные декоративные элементы на "шатре" почернели и разрушаются. Это и неудивительно, ведь дереву на крыше больше 130 лет. Каждый год оно мокнет под десятками проливных дождей, выдерживает снегопады и солнцепек. Без реставрации кровля прослужит максимум 7-8 лет.

Сегодня башня расположена на территории Днепропетровского тепловозоремонтного завода на улице Краснозаводской. Свободного доступа к ней нет. Возможно, именно поэтому она сохранилась лучше своей "сестры" у ДИИТа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прогулка под землей и селфи с кенгуру: 12 необычных вещей, которые нужно сделать в Днепре.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в Telegram, на нашу страницу в InstagramViber и в Facebook. Кроме того, вы можете подписаться на нашего  Telegram-бота чтобы иметь простой доступ к основным рубрикам.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях