Липкий пол, стеклянный потолок: как устроен сексизм в Днепре

Рисунок: The Devochki

Рисунок: The Devochki

События
18 февраля 2019 15:22
Автор: Катя Старокольцева-Скрыпник

У скандинавского народа Саами есть 180 слов для обозначения снега: снег лежащий, падающий или скользящий над землей. Этот фино-угорский народ живет на самом севере нашего континента - снег и лед формируют его быт, эстетику и язык. Мы не даем имена тому, что нас не касается.

Что окружает нас с вами? Кандидаты в президенты на билбордах, комики в телевизоре, агрономы в экономическом секторе, врачи в декларациях, профессора в университетах, директора на работе. Язык превосходно описывает нашу реальность. Среди всех этих профессий нет женского рода. Заметили? Почему?

Причем тут стеклянный потолок, липкий пол и придерживание двери в транпорте? Давайте разбираться.


Моя лавка запасных


Катя Старокольцева-Скрыпник вернулась в Днепр после 2-х лет отъезда. Фото: Roman Skrypnyk

Катя Старокольцева-Скрыпник вернулась в Днепр после 2-х лет отъезда. Фото: Roman Skrypnyk

22 года я прожила в Днепре, а летом 2015 переехала во Львов.

Затем было 2 года на Западной Украине, 6 месяцев в Киеве и 30 дней в Швейцарии.

В общем, на моей скретч-карте 8 стертых стран и сотни часов в поездах-самолетах.

Мои путешествия и либеральный, проевропейский, круг общения сыграли со мной злую шутку. Возвращаясь домой, я была уверена, что в Днепре так же, как в Киеве или Львове. Но нет. Тут чертовски много бытового сексизма.

Ни разу во время учебы во Львове никто даже не намекнул на то, что я чего-то не могу, потому, что я женщина. Что мое мнение не учитывается, или мне стоит взять дело полегче, а вести себя потише.

В Киеве никто не пытался оценивать меня по мужу, прикладывая ко мне, в первую очередь, рамочку социальных ожиданий замужней женщины, а уж потом - профессионала и личности.

Но вернувшись домой, я физически ощущаю сексистское отношение. При всей любви к родному городу, он уж очень постсоветский.

Я стала подзабывать, как это – быть гендерным клише.

В школе и университете этого было предостаточно.

"Мальчиков мало, их надо беречь!", "Не бегай, ты же девочка", "Господи, надела бы юбку подлиннее", "Девочка обязана уметь резать салаты и вязать носки, иначе замуж вас никто не возьмет. Никому будете не нужны!"

Затем было пару пассажей на собеседованиях в Днепре "Сколько тебе лет? У тебя есть парень? Ну, это уже якорек. Выйдешь замуж и все, зачем нам такие работники?".

Но со временем это стало забываться, а постоянные путешествия и вовсе вытеснили проблемы феминизма.

Туфли на каблуке – символ патриархата, где женщина подстраивает свое тело под ожидания мужчин. Фото: Metthew Pohranychnyi&Melissa Zhabotynska

Вернувшись, я все чаще сталкиваюсь с сексизмом в деталях.

Люди, разные по степени близости и важности, строят вокруг меня какой-то монолит ожиданий и шкал.

Вроде, намерено приуменьшают мои профессиональные качества, выставляя вперед тот факт, что я женщина/жена.

Общаются со мной пренебрежительно, а то и вовсе сперва задают вопрос моему мужу. Меряют меня по умению готовить или вести хозяйство.

Говорят фразы, вроде "Мужчины обсудят важные дела, а вы тут с девушками потрещите". "Пускай мужчины таскают тяжелое и платят, а мы тут отдохнем". Иными словами, садят меня на лавку запасных, когда дело касается работы или квалификации, важных разговоров и серьезных тем.

И это поначалу вызывало во меня отрицание, затем -смех, теперь - злость.

Многие тут живут в гармоничной постсоветской традиции "Женщина не высовывается, хочет замуж и детей. Готовит есть и занимается женскими делами. Ее работа – незначительна, ее самоцель - сесть на голову мужу и зафиксировать положение".

И если ты готовишь только мясо, твой IQ значительно выше среднестатистического, а образование - одно их лучших в стране, это воспринимается как вызов. Вызов, непонимание, а затем перечеркиваете всего снисходительной улыбкой "Ты же женщина, ну что ты можешь понимать в фотоаппаратах и мужской психологии?".

И сколько бы ты не говорила про гендерное равенство и откровенную тупость социально удобных психологических клише, тебя не воспринимают. Списывают на неудовлетворенность жизнью или недопонимание божественных целей женского существования (которое, конечно, в детях и борщах). И это утомляет, злит и удивляет.

Поэтому я решила разобраться в причинах локального сексизма и узнать, одна ли я сталкиваюсь с подобными проблемами в городе, или есть еще прецеденты?


Липкий пол, стеклянный потолок


Лондонский марш 2017 года против гендерного неравенства. Фото: Unsplash: фотосток

Посудомойщица, уборщица, няня. Но почему-то не директорка или профессорка. Еще бывает от 18 до 25, пол женский. Зарплата на 20% ниже на аналогичной должности. Кандидатка детородного возраста – повод для трудовой гендерной дискриминации, потому что зачем нам эти проблемы?

Дискриминация по гендерному признаку - это вариант постсоветской нормы. Девушку могут не взять на работу пожарным или парковщиком, поскольку это не женская работа, а ей еще рожать. Также могут не взять на должность администратора или не принять в аспирантуру. Согласно гендерному анализу ООН за 2017 год женщины в Украине занимают только 30% руководящих должностей. Причина тому дискриминация, которая запрещена в Украине на законодательном уровне. Иными словами - сексизм. Все те общепринятые стереотипы об истинной роли женщины, которая не может/не должна продвинуться по карьерной лестнице, прилипая к полу.

“Липкий пол” – это не только метафора, но еще и гендерный термин, который обозначает застревание женщин на начальных карьерных позициях. Именно домашние обязанности, которые традиционно возлагаются на женщин, мешают им двигаться дальше. Нужно забирать ребенка из садика, готовить ужин или убирать. Поэтому женщины вынуждены меньше времени уделять карьере, в отличии от мужчин.   

Но если все-таки вышло перешагнуть через этот барьер, женщина упирается в “стеклянный потолок”.


Женщина, твое место в лаборатории!


Фото: Roman Skrypnyk

Валерия Лавренко в образе охотницы-половчанки на Празднике женщин и девушек в науке. Фото: Roman Skrypnyk

“Для научной сферы характерен именно феномен стеклянного потолка” - рассказывает Валерия Лавренко. Она кандидат исторических наук, доцент кафедры Всемирной истории и заместитель директора Исторического Музея. Стеклянный потолок, как объясняет исследовательница – это феномен, когда на руководящих должностях сложился патриархальный устой, куда женщин просто не пускают.

Валерия носит черную футболку, у нее в волосах разноцветные ленты, а руки украшены кожаными браслетами. Сфера научных интересов – первая мировая война. Двумя днями ранее мы встречались в том же музее на Дне женщин и девочек в науке - международном празднике, принятом резолюцией ООН. Тогда в ее руках был лук, а на голове – звериная шкура. Валерия вместе с другими женщинами из музея участвовала в постановке о древних половчанках. Ей досталась роль женщины-охотницы, добытчицы, которая могла прокормить всю семью. Не потому, что в ней не было сыновей, а потому, что могла и хотела.

Девушки в древних кочевых общинах использовали лук для охоты. Фото: Roman Skrypnyk

История этого праздника в Днепре началась в 2016 году. Девушка вместе с подругой-ученой написала статью, вроде цикла интервью, в котором собрала истории женщин в науке из Днепра и Киева. Героини ее материала рассказывали о проблемах, с которыми женщины сталкивались в своей научной карьере. Материал вызвал общественный резонанс, тогда о сексизме и сложностях говорили не так часто.  Через год был проект “Жінко, твоє місце – в лабораторії” о гендерном равенстве и первое мероприятие в честь Дня Женщин в науке одновременно с ООН.

Валерия считает, что важно говорить о сексизме. Писать коллективные заявления, если преподаватель или начальник проявляет дискриминацию. В Днепре, в отличии от Киева, по словам исследовательницы, с феминизмом дела обстоят куда лучше.

- Наши гендерные организации сотрудничают с полицией, поэтому представить себе, что в Днепре обольют зеленкой или порежут куртку феминистке – сложно. Представить, что разгонят прайд я тоже не могу.

Несмотря на отсутствие радикальных проявлений сексизма, бытовой сексизм огромен. Валерия одной из причин такого явления считает тот факт, что идея гендерного равенства еще не актуализирована и не дошла до массового потребителя - многие просто не осознают проблемы. Еще один корень явления - в близости города к фронту. Из-за войны на первом месте находятся другие приоритеты.

Так что же изменилось со времен женщины-половчанки из кочевого племени, – задаю я вопрос. Где произошел перелом? Валерия отвечает коротко - с тех пор, как мы стали нацией гречкосеев. Ведь патриархальное общество - аграрное общество.


Серп и Молот


Если посмотреть на карту сельского хозяйства Украины, то на Востоке будет самое большое количество пшеницы и подсолнечника. Вместе с тем, в восточных областях самая большая концентрация заводов и промышленности.

Казалось бы, что хорошего нам принесли загрязняющие все живое бетонные коробки? Урбанизацию и модернизацию. Вместе с тем – равноправие.

Американка на митинге против сексуального насилия. Unsplash: фотосток

Американка на митинге против сексуального насилия. Unsplash: фотосток

Когда американские солдаты ушли на фронт, на заводах стали работать женщины. Они отливали пули и работали на военную промышленность. Такая же ситуация была в Советском Союзе, особенно после войны, когда мужчин было мало. Тогда каждая женщина могла приехать в Днепр и устроиться, например, на Днепрошину. Ослабли клешни традиционных ценностей, на первое место стала выработка. Вместе с тем на Западной Украине люди продолжали вести традиционный, аграрный образ жизни. Патриархальный,с существенным влиянием церкви, которая культивирует образ матери-берегини. Из плюсов - культ крепкой семьи. На Востоке - женщины работали на заводах. Из плюсов - равные права. А затем наступили 90-е.


Малиновый пиджак


В 90-х каждый зарабатывал как мог. Заводы переходили от одного рейдера к одному к другому. Появилась эстетика золотого батона и малиновых пиджаков. У мужчин появились большие деньги, а значит и дорогие часы, машины, женщины. Это все было доступно и раньше, но не в таких объемах. К тому же, сексуальная революция как раз находилась на своем пике, проповедуя free love. Но это вы и так знаете. Спустя 20 лет весь цивилизованный мир отошел от олигархии, в Евросоюзе процветает демократия, в Украина никак не может выбраться из олигархического строя и коррупции. В чем тут связь с сексизмом, спросите вы? В Украине до сих пор есть спрос на “содержанок”. Содержанки – это молодые жены богатых мужей, которые своей целью ставят найти себе папика и благополучно выйти замуж. Именно поэтому так часто мы можем увидеть олигарха в обнимку с молодой моделью. Это порождает массу стереотипов, от анекдотов про глупых блондинок до нежелания брать на работу молодых женщин, потому, что они могут быстро найти мужа и осесть за домашним хозяйством.

Олигархичная система в пост-советских странах порождает спрос на девушек-содержанок. Unsplash: фотосток

Олигархичная система в пост-советских странах порождает спрос на девушек-содержанок. Unsplash: фотосток

При одинаковом образовании и опыте работы женщине будут платить на 20% меньше. Unsplash: фотосток

Причина тому – отсутствие среднего класса, что усиливает напряжение между богатыми и бедными. Культура понтов, где красивая молодая женщина – элемент роскошной жизни, подобно часам. И токсичная среда, где женщине уготовано скромное место.


Аве Мария стирай


На Западной Украине образ женщины-берегини более важен, чем женщины-содержанки. Вопрос “А что люди скажут?” и привычка ходить в церковь по воскресеньям автоматически ставит семейные ценности на первое место. В католическом понимании, хорош не тот мужчина, у которого много любовниц-содержанок, а тот, у кого крепкая богатая семья.

На Западе история скорее о “липком полу”, где на женщине-берегине и дом, и хозяйство, и дети. В такой ситуации, которую полностью одобряет церковь, женщина просто не может добиться карьерных успехов быстро и быстрее, чем мужчина.

Модели плюс-сайз и боди-позитив в ЕС – это нормальная практика. Unsplash: фотосток

Модели плюс-сайз и боди-позитив в ЕС – это нормальная практика. Unsplash: фотосток

Как это сказалось на сегодняшнем отношении к женщине? Согласно новейшим исследованиям ООН и Министерства социальной политики в Украине о распределении домашних обязанностей, именно в восточных областях 33% мужчин готовы взять на себя больше домашних обязанностей по сравнению с 23,9% на Западе. Но искореняет ли это сексизм? Нет. Ведь на Западе и Востоке он разный.

Однако, вместе с польскими шоколадками и шопинг-визой, к жителям запада пришел достаток и европейская культура равноправия. И если призрак коммунизма шагал по планете в направлении от СССР на Запад, то дух европейской свободы и демократии идет по Украине в противоположную сторону. И к нам на Восток пока доходит только запах немецкого пасхального кекса Gugelhupf.  


Немцы не уступают


Ярослава Савош - студентка-докторантка университета Мюнхена. Фото: Victoria Duke

Ярослава Савош – студентка-докторантка университета Мюнхена. Фото: Victoria Duke

Ярослава Савош не большой любитель пасхальных кексов, но о баварском торте “Принц-регент” рассказать кое-что может. Девушка – студентка PhD в Мюнхенском университете. Ярослава родом из Луцка, Волынь. Любимая группа – швейцарский фолк-метал Eluveitie. Недавно она сменила берцы на лодочки и уехала в Германию изучать украинистику и поколенческую связь украинских эмигрантов. Точно может определить земляков по привычке пропускать вперед женщину и уступать ей место в общественном транспорте.

- Немцы не будут тебя пропускать вперед на остановке только потому, что ты девушка. Равноправие – основа всего и в научной сфере тоже. Никто не будет тебе помогать только потому, что ты женского пола. Тут гендер не имеет значения.

Двумя годами ранее Ярослава ездила на научную конференцию в Белорусь с докладом о "Межпоколенческом потенциале медиа-жизнеописаний в континууме гибридной войны”, где поймала на себе косые взгляды и непонимание постсоветской научной общественности.

- Я была одной из немногих девушек на конференции, еще и в возрасте до 30. Были вопросы, почему я вообще выступаю с  такой “не женской” темой гибридной войны. Почему в таком возрасте выступаю с докладом, когда вокруг доктора и доценты за сорок. В Германии я с таким пока не сталкивалась. Если ты знаешь немецкий, не важно, какого ты пола – ты социализируешься и найдешь работу без намека на гендерную дискриминацию.


Эпилог


От сексизма страдают не только женщины, но и мужчины. Ведь стереотипы о мужчине-добытчике, который должен содержать семью, никогда не проявлять эмоций и быть агрессивным мешают и самим мужчинам. Такое положение вещей называется токсичной маскулинностью. Концепции настоящих мужчин и женщин уже давно не актуальны. И если мы хотим двигаться вперед - стоит избавиться от своих стереотипов на счет друг друга и сотрудничать сообща во взаимоуважении и толерантности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Любовь в Екатеринославе: губернатор влюбился в крепостную, а куртизанка попала в гарем к султану.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в Telegram и на нашу группу в Facebook. Кроме того, вы можете подписаться на нашего  Telegram-бота чтобы иметь простой доступ к основным рубрикам сайта.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях