Скульптура "Горящий метеор"
Если бы я писала репортаж о культурной жизни Днепра — центральным символом стал бы заброшенный ДК Ильича. Это потрясающее архитектурное сооружение, которое почему-то не ревитализируют. Как-то там проводили рейв, и это лучшее, что случалось с культурой города и зданием, в целом.
К ДК Ильича ведет метро - то, которое на 6 станций. Прямо у главного входа находится станция Метростроителей, которые так и не построили метро дальше одной ветки.
Если открыть Googl Maps, возле Дома Культуры красным капслоком будет написано ЗАКРЫТО. Для жителей города Дом Культуры - просто одно из разрушающихся зданий времен СССР, выкидыш былого режима. Вряд ли кто-то из Днепра захочет поговорить с вами о культурном наследии Союза, анализируя плюсы и минусы. То время стало бельмом на глазах пост-советских городов Украины. Именно поэтому все, что создано до 91 - неважно. Мы как Листья травы Уолта Уитмена - без культурных корней, только ветер носит по восточным полям. И у этого отрицания есть последствия.
Скульптура "Горящий метеор"
Недавно в Днепре снесли абстрактную скульптуру советского монументалиста Ернеста Котикова "Дніпровські хвилі" - пастельные цвета, мозаика и плавность форм завораживала. Когда я была маленькой, мы с папой каждое воскресенье ходили на каток "Метеор". Свои планы мы сверяли со скульптурой - если в фонтане, который она украшала, есть вода - значит каток работает. Кажется, это что-то из физики - об охлаждении. Потом каток закрыли, скульптура обветшала и ее снесли бульдозером, чтоб не мешала строить ТЦ.
Думаю, одна из причин в отрицании собственного прошлого - невозможности его осознать и отрефлексировать. Как-то я писала научную статью о Культурной травме и ее последствиях для идентичности. Меня даже приглашали на конференцию в Вильнюс читать главные тезисы, но не вышло. Теперь эти тезисы застряли у меня в горле, и все никак не могут быть проговорены.
Все очень просто - распад СССР, резкая смена полюсов и полемики - это культурная травма для украинцев. И как с любой другой травмой, с этой тоже надо работать. Для меня лучший пример терапии - это рациональное расщепление и анализ. Создание парка Memento с советскими скульптурами в Венгрии - лучший пример. Каменный Ленин, Энгельс и другие деятели эпохи просто свезены загород, чтоб остаться в недрах сознания решённой проблемой. Из той же категории - ревитализация заводских помещений, которая распостранена в Европе. Например, когда из заброшенного комбината делают клуб, культурный центр или арт-галерею. Иными словами, придают новый смысл старым зданиям.
Скульптура "Горящий метеор"
Мы же предпочитаем дать домам прошлой эпохи разрушиться, а скульптуры сносим бульдозером, останавливаясь на стадии "отрицание". Но для того, чтоб построить новое - нужно разобраться со старым, вычленить важное - подлежащее и сказуемое. Провести внутричерепную ревитализацию и отпустить.
СМОТРИ ЕЩЕ:
Пандусы, тактильная плитка и текстофоны: как изменятся общественные здания с апреля?
Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в