День театра: зачем актерам интегралы, как создают спецэффекты и какие ритуалы проводят за кулисами

День театра: зачем актерам интегралы, как создают спецэффекты и какие ритуалы проводят за кулисами

Фрагмент из спектакля "Моя профессия – синьор из высшего общества". Фото: страница театра "Верим" в ФБ.

Голова в микроволновке медленно вращалась и разговаривала. Не долго думая главный герой пробрался в покои к своему брату и решил сразиться с драконом. Кстати, победил. Но вот только рассказывать об этом ему было нельзя, иначе он мог окаменеть. Нет, я не пересказываю вам свой самый странный сон. Это постановка пьесы Карло Гоцци "Ворон". Именно таким было мое первое знакомство с театром "Верим" – необычным и ярким. Сегодня искусство должно удивлять, иначе у него просто нет шансов выжить. В День театра Vgorode встретился с актером "Верим" Тимуром Низамеевым и попросил его рассказать о закулисье, которое скрыто от глаз обычных зрителей.


О театре: хочу играть хулиганов, Ромео из меня неважный

Тимур Низамеев в спектаклях театра "Верим"

Тимур, почему решили стать актером?

Изначально я мечтал стать спасателем, но не позволило здоровье. Тогда судьба преподнесла мне сюрприз. Случайно мы зашли с папой в театрально-художественный колледж, и я понял, что это какая-то параллельная вселенная. Прямо в коридоре репетировали студенты-кукольники, на лестничной клетке хореографы пытались крутить двойные пируэты. В этот момент понял, что хочу стать частью этого мира. Через пару месяцев я уже сам был студентом театрального. На одном из последних курсов Владимир Петренко, который был моим преподавателем (режиссер театра "Верим") предложил присоединиться к его труппе.

В "Верим" у всех актеров есть профессиональное образование? И насколько его вообще требуют в актерской среде?

Без профобразования тяжело. Актеров же учат и сценическому бою, и работе с голосом. Самому во всем этом разобраться достаточно сложно. Другое дело, что нередко актерам приходится еще где-то подрабатывать. Например, у нас в театре есть люди, которые в свободное время работают программистами. 

Мужчины-актеры сегодня редкость? Считается, что эта профессия привлекает в основном женщин.

Девушек действительно значительно больше, но очень тяжело поставить что-то с исключительно женской труппой. В большинстве пьес (особенно 19-20 века) больше мужских ролей.

Думаю, мужчин пугает стереотип, что большинство актеров мало зарабатывают (а ведь на мужчине традиционно держится семья). Но здесь, как и в любой профессии, все зависит от человека.

Какой была ваша самая тяжелая роль?

Роль поляка Владыка в "Одноклассниках". Действие пьесы начинается в маленьком безымянном городке в конце 20-х годов, а судьбы персонажей (польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса) прослеживаются вплоть до наших дней. Считаю, что актер должен быть адвокатом своего героя и верить ему. Но я так увлекся, что показал Владыка чуть ли не хорошим парнем, несмотря на то, что он был виновен в гибели других людей. 

Тимур Низамеев и Мария Пашкурова-Петренко в спектакле

Тимур Низамеев и Мария Пашкурова-Петренко в спектакле "Одноклассники"

Как вы считаете, благодаря каким ролям можно прославиться? И возможно ли это вообще сегодня, играя в театре, а не в кино?

Первые годы своего обучения в театралке я действительно представлял, что после окончания буду играть в кино и стану известным. Постепенно тщеславия у меня поубавилось. Меня интересует качество проекта (спектакля, фильма), а не то принесет он мне славу или нет.

На какую роль вы бы никогда не согласились?

Для меня нет никаких табу – я готов сыграть гея, бандита или психически больного человека. Важно лишь, чтобы эта роль действительно несла какой-то смысл. К сожалению, чтобы билеты продавались некоторые театры берут примитивные пьесы, в которых и особого смысла-то нет. Например, недавно я видел постановку про таксиста, который жил на две семьи. Да, там было много смешных ситуаций. Но никакой смысловой нагрузки там вообще не было. Чему научился зритель? Что можно жить на 2 семьи и все будет окей? На роль в подобном спектакле я бы не согласился. 

Мечтаю сыграть хулигана. Ромео из меня вряд ли выйдет. Понимаю, что романтические образы – это не совсем мое. К тому же, в жизни я достаточно скромный, а на сцене могу раскрепоститься. Возможно, после роли хулигана или бандита мне удалось бы стать увереннее и наглее. В современном мире это не лишние качества. 


Пустить слезу за минуту и на какие жертвы идут ради роли

Тимур Низамеев в роли математика в

 

Тимур Низамеев в роли математика в "Аркадии".

Тимур, на что приходилось идти ради роли?

Один раз пришлось разбираться в том, что такое интегралы. Я играл математика в спектакле "Аркадия", а с "царицей наук" у меня были весьма напряженные отношения. Вот и пришлось подзасесть за учебники, чтобы понимать, о чем я вообще говорю на сцене.

Как актеры запоминают текст роли? Он же бывает очень объемным.

Обычно никто его специально не учит. Просто люди много раз читают текст вслух во время репетиций – он запоминается сам собою. Репетиции одного спектакля могут длится по 3-6 часов примерно 4-6 дней в неделю. Иногда это тяжело физически. Мечтаю о суперспособностях, чтобы ежедневно тратить меньше времени на дорогу из Камянского в Днепр. Не помешала бы телепортация либо умение никогда не спать и не уставать.  

Другое дело, если тебя вводят в какой-то спектакль, где все актеры уже давно знают свой текст наизусть. Тогда приходится действительно сидеть по вечерам с распечатками и заучивать роль. 

Какой была ваша самая необычная роль?

Думаю, роль бога (спектакль "Техника дыхания в безвоздушном пространстве"). Там очень мало текста, поэтому все мысли и переживания зритель должен читать по твоей мимике и жестам. Даже взгляд должен быть говорящим.

У вас есть какие-то ритуалы перед выходом на сцену?

Да. Я молюсь. Раньше никогда такого не делал, но все изменилось после роли отца Елпидия в спектакле "Самоубийца". Чтобы вжиться в образ, начал читать Библию. У меня изменился взгляд на многие вещи. Например, я наконец понял, почему бог принял жертву Авеля, а не Каина. 

Тимур Низамеев в роли отца Елпидия. Фото: театр

Тимур Низамеев в роли отца Елпидия. Фото: театр "Верим"

Тимур, правда ли что актеры могут очень быстро пустить слезу, буквально за пару минут?

У меня это вообще очень долгое время не выходило. Тяжело годами играть в одном и том же спектакле и каждый раз на полную проживать жизнь своего героя. В этом и состоит мастерство. Заплакать на сцене у меня вышло недавно в спектакле "Одноклассники", где я играю поляка Владыка. События там происходят во время Великой Отечественной. Как ни странно, спустя годы после премьеры на этом спектакле всегда полный зал зрителей. Изначально мы думали, что на такие тяжелые постановки люди не будут долго ходить.

Лесь Курбас говорил, что театр сегодня должен быть таким, каким общество будет завтра. Каким сегодня должен быть театр и каким общество завтра?

Наш режиссер Владимир Петренко полностью изменил мой взгляд на профессию. Он говорит, что актер должен стать врачевателем человеческой души (то есть формировать взгляды общества на действительно важные проблемы). Мне становится не по себе, когда я читаю в интернете статьи, например, о том, что евреям не так уж плохо жилось при Холокосте, или Гитлер должен был победить. Это же дикость, люди забывают историю, а значит, она может повториться. Так вот задача театра (и в частности таких спектаклей как "Одноклассники") напомнить людям о трагедиях прошлого. Абстрактные рассуждения никого не цепляют. Могут зацепить лишь истории конкретных героев.

Как бы вы вкратце описали днепровского зрителя?

Все зрители разные. Бывает, что приходит какой-нибудь парень, садится в первом ряду вразвалочку и смотрит на тебя так, будто ему и ты, и твоя игра уже давно осточертели. А в конце спектакля встает и аплодирует со слезами на глазах. Оказывается, у него просто своеобразная манера смотреть спектакли. Это научило меня не спешить судить о людях. Всегда можно ошибиться. 

Правда, пару раз к нам на спектакли и с карманными собачками приходили. При этом зрительницы искренне не понимали, почему их не хотят пускать в зал. Кто-то пьет спиртное или не выключает телефон во время спектакля, разговаривая по нему на всю Ивановскую. Но это, скорее, исключения. Зачастую наши зрители очень внимательны. Часто после спектаклей пишут в "Фейсбуке", задают какие-то вопросы о роли.


О кино: как создают спецэффекты и ставят драки

Ради съемок в

Ради съемок в "Нюхаче" Тимуру пришлось научиться стрелять. Кадр из сериала.

Тимур, вы снялись в популярном сериале "Нюхач-3" в роли Дорофеева-младшего. Чему пришлось научиться ради этой роли?

Стрелять. Я играл сына прокурора, который вместе с отцом и друзьями охотился с ружьем на людей. Поэтому мне пришлось очень быстро научиться стрелять из винтовки.

В конце серии произошла небольшая потасовка, где вас ударили в живот. Как ставятся драки в кино? Это действительно больно?

На площадке обычно есть опытный каскадер. Иногда он выполняет за актера какие-то трюки, а иногда объясняет, как, например, поставить драку, чтобы это было правдоподобно и никто никого не покалечил. Хотя все равно не всегда удается рассчитать силу, тогда удары просто определенным образом монтируют. Конечно, в театре такое не получится. Поэтому там драки обычно показывают символично: например, через танец.

В любом случае, чем шире твои физические возможности, тем больше ролей, на которые ты можешь претендовать. Ради хорошей роли я готов худеть/полнеть или даже побриться налысо. Единственное, на что не решусь, – настоящие татуировки. 

А как создавали спецэффекты в "Нюхаче"? Например, там где пули попадают в пень, и он буквально взрывается?

Для меня это было полнейшей неожиданностью. Вначале думал, что туда положат небольшой заряд взрывчатки и дистанционно подорвут. Но все оказалось гораздо проще. Взрывотехник просто взял ружье и стрелял в пень. Стрелял он метко, но все равно было немного страшно. А вдруг пуля отрикошетит?

Серия "Нюхача" с Тимуром Низамеевым.

Как вообще попадают в кино?

В каждом проекте есть кастинг-менеджеры. Обычно они объявляют в соцсетях или СМИ о кастинге. Затем нужно прислать им свою видеовизитку и портфолио, чтобы они могли увидеть подходишь ли ты на роль. Типаж очень важен. Например, если хочешь играть хулигана, то стоит подкачаться, поработать над мимикой.

Насколько оплачиваем актерский труд в Украине?

Система оплаты в Украине существенно отличается от подхода Европы и Америки к этому вопросу. Например, в США тебе платят не только за съемочный день, но и доплачивают проценты после каждого выхода фильма или сериала на каналах или онлайн-порталах. У нас такого нет. Более того, если за съемки в Киеве, например, платят 1000 гривен за 1-2 съемочных дня, то и ехать смысла нет. Все потратишь на билеты.

Кого из известных персонажей вы хотели бы сыграть в кино?

Джокера или какого-нибудь бандита, как в сериале "Прикуп" с Томом Харди. Когда смотрел на игру последнего, меня буквально выворачивало наизнанку от ненависти к этому персонажу. Настолько Харди талантливого сыграл.

Меня притягивают негативные персонажи. Они обычно глубже. Поймал себя на мысли, что вообще уже не могу смотреть фильмы/спектакли не примеряя понравившеюся роль на себя. Хочется не просто играть... Хочется каждый день хоть немного менять мир к лучшему.

Фото из личного архива Тимура.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рушится на глазах: заколдованный дом на Чапленко вот-вот рухнет.

Девушка с веслом и волшебный металл: какую тайну скрывает старый особняк на Глинки.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в Telegram и на нашу группу в Facebook. Кроме того, вы можете подписаться на нашего  Telegram-бота чтобы иметь простой доступ к основным рубрикам сайта.