Днепр в истории: Потемкин и тайны Екатеринослава

Фото gorod.dp.ua

Фото gorod.dp.ua

Досуг и еда
16 октября 2016 16:26

В этом году, как известно, исполнилось 240 лет со времени основания нашего города. Но в октябре этого года исполняется еще один юбилей, мало известный широкой публике, — 230 лет, как Григорием Потемкиным были составлены планы по развитию Екатеринослава и определено развитие нашего города.

О тайнах этих документов, о том, каким должен был стать наш город и почему не все из намеченного сбылось, рассказывает кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Кавун, пишет gorod.dp.ua.


Тайны возникновения Екатеринослава


В этом месяце исполняется 230 лет интереснейшим историческим документам, с которых началась фактическая история города Екатеринослава на Днепре, – рассказывает Максим Кавун. – 6 октября (17 по новому стилю) 1786 года Григорий Потемкин написал докладную записку, известную как "Начертание города Екатеринослава". Через неделю, 13 (24) октября 1786 г., Екатерина II утвердила "Начертание" и поданный вместе с ним первый генеральный план города, автором которого был архитектор Клод Геруа.

Даже через двести с лишним лет эти документы окружены ореолом таинственности, а вокруг них сложился целый ряд городских мифов. 


"Баловень судьбы" Григорий Потемкин: фаворит и тайный муж


Григорий Александрович Потемкин — одна из самых знаменитых и противоречивых личностей галантного восемнадцатого века. "Главный" фаворит Екатерины Великой, баловень судьбы. Его называли "Державный циклоп" - из-за отсутствия правого глаза и знаменитой повязки на лице. Человек, на которого Екатерина потратила миллионы государственных средств, и который основал Черноморский флот и несколько городов, в том числе Екатеринослав.

Потемкин родился в селе Чижово в двадцати верстах от Смоленска в 1739 г. Семья Потемкиных не была богатой. Это был польский род, выходцы из которого в XVI веке перебрались в Москву. Петр Иванович Потемкин — известный дипломат XVII века, во время правления царя Алексея Михайловича выезжал с дипломатическими миссиями в европейские страны.

С детства Потемкин проявлял лидерские качества, амбициозность, и при этом безудержное воображение. Уже в молодые годы проявились характерные черты его "странной" натуры. В его жизни чередовались периоды небывалой активности, экспансивности, когда он увлекался сам и вдохновлял всех своими идеями, и времена "ухода в себя". Тогда он запирался ото всех, предавался лени, или, наоборот рьяно читал книги, больше всего классическую и духовную литературу.

В 1756 г. Потемкин поступил в Московский университет, открывшийся всего годом ранее и параллельно начал военную службу — рейтаром в конной гвардии. Уже в 1756 г. его наградили золотой медалью за успехи в науках. В числе 12 лучших студентов премировали поездкой в столицу — Санкт-Петербург. Студентов принимали в домах первых вельмож и иностранных дипломатов, их удостоила внимания императрица Елизавета Петровна. Впечатления от роскошного елизаветинского двора зажгли еще сильнее честолюбивые мечты молодого Потемкина. Он перестал посещать занятия в университете. Кончилось это тем, что в 1760 г. Потемкина и другого в будущем известного деятеля, писателя и масона Николая Новикова, исключили, как сказано в документе, "за леность и нехождение в классы".

Звезда Потемкина зажглась в 1762 г. Свергнув с престола взбалмошного и недалекого императора Петра III, 28 августа 1762 г. на престол взошла его жена — немецкая принцесса Софья-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Это полное имя женщины, которая вошла в историю как Екатерина II. По сей день загадкой остается роль Потемкина в государственном перевороте. Все что мы знаем – он упомянут в списке награжденных за участие в перевороте. Ему дали чин камер-юнкера и подпоручика гвардии, 400 душ крепостных крестьян и серебряный сервиз. Роль Потемкина не была значительной, в списке награжденных он значится не в первом десятке.

Получив чин, Потемкин стал бывать в обществе императрицы и довольно быстро завоевал ее внимание. Императрица начала симпатизировать молодому человеку. Влияние его при дворе стало уверенно возрастать. Уже в 1763 г. для него придумали новую должность: помощник обер-прокурора Синода (первого лица церковного ведомства). В 1765 г. он уже поручик. Его назначили наблюдать за шитьем мундиров для армии. В 1767 г., при созыве Уложенной Комиссии, попытки Законодательного собрания в империи, Потемкин стал представителем от "иноверцев", т.е. нерусских неправославных народов. В сентябре 1768 г. Потемкин уже камергер. В 1768 г. началась русско-турецкая война. Потемкин попросился на фронт, в письме к императрице он хотел момента, "когда мне для славы Вашего Величества удастся кровь пролить". Эта война много значила для карьеры Потемкина. После сражения при Хотине его произвели в генерал-майоры, в 1773 г. Потемкин уже генерал-поручик.

В это время начинается переписка между Екатериной и Потемкиным. Это явление уникальное – на протяжении двадцати лет два первых лица в государстве регулярно обменивались письмами, в одном абзаце которых обсуждались дела амурные, а через несколько абзацев — дела первейшей государственной важности. Переписка Екатерины и Потемкина была полностью опубликована только в 1997 г. Это фолиант в тысячу страниц.

В начале января 1774 г. Потемкин вернулся в Петербург. В марте 1774 г. — он подполковник Преображенского полка и член Государственного Совета. В апреле получил орден Белого Орла. В июле — губернатор Новороссийской губернии. В декабре 1774 г. получил высший орден империи — Святого Андрея Первозванного. В том же году получил графское достоинство.

Два столетия историки спорили, в чем же причина такого потока милостей, пролитого на Потемкина. И только недавно был найден ответ — Потемкин действительно стал тайным мужем Екатерины II. Это убедительно доказал известный историк и издатель переписки Екатерины и Потемкина Вячеслав Лопатин. Свадьба произошла 8 июня 1774 года, в петербургской церкви Святого Сампсония Странноприимца на Выборгской стороне. Венчание проходило в обстановке строжайшей секретности. Кроме брачующихся на церемонии были лишь свидетели, особо доверенные лица Екатерины — Марья Савишна Перекусихина, Евграф Александрович Чертков, и племянник Потемкина Александр Николаевич Самойлов.


"Вице-король" Юга


Английский дипломат Гуннинг писал в мае 1774 г. из Петербурга в Лондон: "Хотя ни в одной стране любимцы не возвышаются так быстро, нет примеров даже здесь возвышения такого быстрого, как Потемкина". 1774 год стал поистине знаковым для Потемкина. В этом году он стал управлять южными территориями империи, собственным "вице-королевством", которое за следующие двадцать лет увеличилось в несколько раз.

Потемкин стал одним из двигателей знаменитого "Греческого проекта" XVIII века. Это был план по вытеснению турок из Европы, ликвидации Османской империи и восстановлению Византийской империи со столицей в Константинополе (ныне Стамбул). Екатерина определила на роль нового императора Византии своего внука, второго сына великого князя Павла. Имя мальчика — Константин — выбрали специально в честь константинопольских императоров. В честь рождения Константина в 1779 г. даже выбили специальную медаль с изображением собора святой Софии в Константинополе, где турки-завоеватели устроили в XV в. мечеть.

Отцами "Греческого проекта" были три человека — сама императрица Екатерина II, Григорий Потемкин и многолетний секретарь и помощник императрицы Александр Безбородко. Фраза "Греческий проект" впервые появилась в документах в 1779 г. А с 1782 г. идея "Греческого проекта" почти на десять лет стала определяющей во внешней политике Российской империи.

Пока впереди маячил полулегендарный Константинополь, южные причерноморские земли должны были стать плацдармом для взятия Византии. Императрица доверила управление этими землями Потемкину. За двадцать лет он стал полновластным хозяином огромных территорий. Это была территория размером с крупное европейское государство, и в десятки раз больше родного для Екатерины II немецкого княжества Ангальт. Это был результат двух войн с турками: в 1768–1774 и 1787–1791 годах. Это были земли от Днестра на западе до Дона на востоке, с севера границей служили Днепр и река Орель, с юга — Черное море.

Западные (особенно английские) историки часто называют Потемкина "вице-королем" Юга, по аналогии с должностью вице-короля в Британской империи, которую ввели для удобства управления подчиненными империи гигантскими территориями на других континентах.

Для управления "своими" землями Потемкин создал даже свой "походный" или передвижной двор. Постоянной "столицы" не было. Сначала такой столицей Потемкин хотел сделать Херсон, потом Екатеринослав, потом Николаев. Роль "вице-королевской администрации" исполняла канцелярия Потемкина. Хотя императрица с его подачи издавала большое количество указов, касавшихся Юга, Светлейший князь управлял регионом с помощью особых указов — "ордеров". Именно в них решались основные кадровые, экономические и другие вопросы.

Четкой программы по заселению и освоению края не было. Многие вопросы приходилось решать наспех, не очень продуманно, в спешке. Однако динамика развития края была очень необычной. На территории Запорожской Сечи до 1775 г. проживало, по официальным подсчетам, около 100 тысяч человек. После смерти Потемкина в крае насчитывалось до 800 тысяч человек населения. Большая часть новых жителей прибыла из Правобережной и Левобережной Украины и из Нечерноземья. В крае освоились и десятки тысяч иностранцев — евреи, греки, сербы, немцы, французы, итальянцы, шведы, албанцы и другие народы.

Потемкин развил политику по созданию новых городов. Сейчас кажется само собой разумеющимся наличие целой сети больших городов на Юге Украины — промышленных, административных и культурных центров. Однако больших городов здесь не было вообще, только крепости или местечка. Потемкин стимулировал основание городов, направлял и курировал их развитие. Как правило, все города создавались по единой модели и строились по заранее продуманному и утвержденному плану. "Городскую революцию" на Юге Российской империи часто сравнивают с урбанизацией Запада Соединенных Штатов в XIX веке. Вот неполный список больших городов, основанных при Потемкине, под его личным контролем: 1776 — Екатеринослав на левом берегу Днепра; 1778 — Херсон; 1779 — Мариуполь; 1783 — Севастополь; 1784 — Симферополь; 1787 — Екатеринослав на правом берегу Днепра; 1789 — Николаев. Известно, что князь лично выбрал место для Херсона, Екатеринослава II, Николаева, Вознесенска. Новые города, получали имена в основном с греческим подтекстом. "Поль" по-гречески — город. Под началом Потемкина застраивались и заселялись новые "полисы". Некоторые из них потом переросли в мегаполисы.

Понятно, что Потемкин действовал и в личных, корыстных интересах. Значительная часть края составляла его личные владения. К примеру, знаменитый остров Хортица. Потемкин принадлежал к тому кругу людей, которые, в принципе, не чурались обогащаться за государственный счет, но старались делать так, чтобы приносить и немалую пользу государству. И все же роль Потемкина не ограничивалась функциями "всесильного фаворита". Он проявил себя как талантливый администратор, способный действовать с учетом исторических реалий и стратегических интересов.

В заключение стоит привести полный официальный титул Г.А. Потемкина, который мне довелось увидеть в архиве в Санкт-Петербурге. Он имел самый длинный титул в государстве после императорского. Вот титулатура на середину 1780-х годов. "Господин Генерал-фельдмаршал, Главнокомандующий армиею Екатеринославскою и Украинскою, всею лехкою конницею регулярною и нерегулярною, флотом черноморским и многими другими сухопутными и морскими военными силами, сенатор, Государственной Военной Коллегии президент, Екатеринославский, Таврический и Харьковский Генерал-Губернатор, Ея Императорского Величества генерал-адъютант, войск генерал-инспектор, действительный Камергер, лейб-гвардии Преображенского полку подполковник, корпуса Кавалергардов, Екатеринославского кирасирского, Смоленского драгунского и Екатеринославского гренадерского полков шеф, мастерской оружейной палаты главный начальник, и орденов Российских Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского и военного святого великомученика и победоносца Георгия, и святого Равноапостольного Князя Владимира первых степеней, иностранных королевских прусского черного орла, дацкого слона, швецкого серафимов, польских белого орла, Святого Станислава и великокняжеского Голстинского Святыя Анны кавалер, Граф Григорей Александрович Потемкин Таврический Священныя Римския империи князь".


"Начертание города Екатеринослава": новые Афины на Днепре


Екатеринослав стал предметом особого внимания Г.А. Потемкина. В 1776 г. город был основан как центр Азовской губернии на левом берегу Днепра. В 1783 г. было создано огромное Екатеринославское наместничество. И Потемкин ходатайствовал о переносе города на правый берег Днепра. 22 января (2 октября) 1784 г. по указу Екатерины II, "губернскому городу под названием Екатеринослав" было предписать быть "по правой стороне реки Днепра у Кайдака". Для города князь выбрал обширное взгорье в излучине реки, где Днепр поворачивает почти на 90 градусов к югу.

6 (17) октября 1786 г. Г. А. Потемкин подготовил специальное деловое письмо к Екатерине II – "Начертание города Екатеринослава". Здесь перечислены главные здания будущего города: "храм великолепный… посвященный Преображению Господню… Судилище наподобие древних базилик... Лавки полукружием на подобие пропилей или преддверия Афинского с биржею и театром по средине. Палаты Государския, где жить и генерал губернатору… Архиепископия… Дом Губернаторской; вице-губернаторской, дом дворянской и аптека…".

Генеральная идея "Начертания" – возведение идеального города, южной столицы на Днепре, отвечала требованиям времени, воплотив европейские достижения в области теории градостроительства и проблем городского развития эпохи Просвещения. Эта идея определила выбор территории и функций города и обусловила его архитектурно-планировочное решение. В конце XVIII в. Екатеринослав задумывался как экономический, административный и культурный центр Юга.

Обращаясь к Екатерине ІІ, Потемкин видел оптимистичные перспективы нового города: "Всемилостивейшая Государыня, где же инде, как в стране, посвященной славе Вашей, быть городу из великолепных зданий; а потому я и предпринял проекты составить, достойные высокому сего града названию". "Начертание" определяло основные функции и довольно выразительный перечень главных сооружений города. Предполагалось построить "судилище наподобие древних базилик, торговые ряды с биржей, театр, дворец генерал-губернатора, архиепископство с дикастерией и школой, инвалидный дом и аптеку, дома губернатора, вице-губернатора, дворянского собрания, фабрики суконную и шелковую, университет с консерваторией.

Что же касается места, отведенного городу в "Начертании", то город задумывался по лучшим античным образцам, прежде всего, в подражание Афинскому Акрополю. Сам перечень главных сооружений Екатеринослава уже напоминает об античном градостроительстве: "судилище наподобие древних базилик" и "лавки полукружием на подобие пропилей или преддверия афинскаго". И еще более откровенно намерения Потемкина отражают его собственные стихи, посвященные Екатерине: "Из мертвых здании разбросанныя камни Последуя твому божественному гласу В приятной легкий строй Составят вновь Афины". Эти стихи предназначались для торжественной церемонии закладки собора и города 9 мая 1787 г. и, вероятно, были тогда же прочитаны Потемкиным. Таким образом, он предполагал сделать Екатеринослав "Новыми Афинами" на Днепре. Центральная часть уподобилась бы афинскому Акрополю; а главным зданием должен был стать собор Преображения Господня, символизировавший преображение всего края под руководством князя.


Преображенский собор — миф длиной в двести лет


Главное место в "Начертании" отводилось собору: "Во-первых, представляется тут храм великолепный в подражание Святаго Павла, что вне Рима посвященный Преображению Господню в знак, что страна сия из степей безплодных преображена попечениями вашими в обильный вертоград…".

Будущий собор должен был стать архитектурной доминантой Екатеринослава. Клод Геруа выполнил и первый проект собора. Его чертежи (главный и боковой фасады, план) сохранились в Российском военно-историческом архиве в Москве. Проект интерьера собора выполнил итальянский художник Моретти. Храм в проекте Геруа представлял из себя грандиозную пятинефную базилику. Кроме увенчивающего здание массивного купола, украшением здания должны были служить портики — восьмиколонный портик коринфского ордера на главном фасаде и шестиколонные портики на боковых фасадах.

Давайте обратим внимание на важнейшую деталь. В "Начертании города Екатеринослава" Г.О. Потемкин говорит о соборном храме "в подражание св. Павла, что вне Рима". Однако почему св. Павла? Ведь уже двести лет в каждой книге о нашем городе говорится о том, что прообразом храма должен был быть собор Святого Петра в Риме.

Все дело в исторической фальсификации, которая уже двести лет кочует из одной публикации в другую. С середины XIX века во всех краеведческих работах, изданных в Екатеринославе, текст "Начертания" цитировался странным образом: вместо "Святаго Павла, что вне Рима" подавали "Святого Петра, что в Риме". Так текст документа представлен даже в "Истории города Екатеринослава" Д.И. Яворницкого! Дальше-больше. в журнале "Русский архив" в 1865 г. был опубликован текст "Начертания" с правильным цитированием. Однако даже столичный комментатор утверждал, что екатеринославский храм должен был быть на 1 аршин больше, чем римский собор св. Петра. Эта точка зрения в крайне примитивном виде повторена в большинстве историко-краеведческих работ. Г.А. Потемкин будто бы дал задание архитектору составить проект "на один аршинчик выше" (существует вариант — длиннее) чем римский храм св. Петра, да еще и с 12 престолами, а потом архитектор, испугавшись такого заказа, убежал "за тридевять земель".

Вследствие этого произошел удивительный казус. Писатели и историки XIX века просто приписали самому Г.А. Потемкину ошибку, считая, что он имел в виду римский храм святого Петра, а в тексте "Начертания" банально ошибся, написав "св. Павла, что вне Рима". Даже выдающийся историк, профессор Дерптского (Тартуского) университета А.Г. Брикнер, в "Истории Екатерины Второй" комментируя текст "Начертания", указал, что надо было выстроить храм "в подражание храма св. Петра в Риме", делая примечание "в бумаге, очевидно, по ошибке сказано "Св. Павла". Известный украинский историк Д.И. Багалий в конце XIX века сделал аналогичное замечание: "очевидно, Потемкин хотел сказать св. Петра".

Историки ХIX века приписали "гигантоману" и "прожектеру" Г.А. Потемкину действия, которые выглядели бы, по их мнению, логичными. Два разных сооружения признавались за одно, соответственно, ошибка была приписана Г.О. Потемкину.

И только в ХХ веке было доказано, что в действиях Потемкина присутствует логика и трезвый расчет. Он не ошибался: в Риме и сейчас существует храм "san Paolo fuori le mura", то есть святого Павла за городскими стенами. Это старейшая сохранившаяся христианская базилика IV в. н.э. Правда, до сих пор загадкой остается вопрос, почему именно этот храм Потемкин выбрал как прообраз для нашего собора.

Странно, но двести лет никто не обращал внимания на вопрос: зачем было Г.А. Потемкину для якобы наибольшего храма православного мира брать за образец главный католический храм, построенный значительно позже раскола 1054 г. на католиков и православных? На мой взгляд, Потемкин сделал серьезный стратегический шаг, избирая за образец главного православного храма империи — старейший храм Рима, построенный как раз до раскола 1054 г. (В православной традиции православными считаются все христианские церкви до 1054 г.).

Между двумя прообразами нашего собора имеется еще одно кардинальное различие, на что совершенно не обращали внимание наши краеведы. Храм святого Петра в Риме представляет тип крестово-купольного храма, а храм святого Павла за стенами – является базиликой. Первый проект Преображенского собора работы Клода Геруа, представляет собой не крестово-купольное, а базиликальное сооружение с пятью нефами, то есть, совсем не схож с собором святого Петра в Риме. Однако этот проект долгие десятилетия хранится в московском архиве, поэтому не был знаком местным историкам и краеведам; специалисты начали знакомиться с ним только с середины ХХ века.

Однако легенда о соборе по образцу римского храма святого Петра оказалась сильнее любых исследований. И сегодня миф о том, что наш храм должен был быть аналогом собора святого Петра в Риме, приводится в большинстве местных публикаций. Значительная часть книг и статей, вышедших даже в двухтысячные годы, к сожалению, повторяют заблуждение о храме — аналоге римского собора св. Петра, с 12-ю престолами и "на аршинчик выше" (или длиннее).


"Загадочный француз" Клод Геруа — первый архитектор города на Днепре


Вернемся к первому генеральному плану города на Днепре. Градостроителем Екатеринослава мог бы с полным правом считаться Клод Геруа, а не Иван Старов. Ведь именно Клод Геруа в 1786 г. первым "начертал" генеральный план строительства города. План утвердила императрица Екатерина II, но он, увы, остался нереализованным. Почему же Геруа вошел в историю Екатеринослава как зодчий-неудачник?

Биография Геруа до сих пор не исследована и является загадкой для историков архитектуры. Даже фамилию зодчего пишут по-разному в разных книгах — Геруа, Героа, Леруа, Эруа, Эруен. Однако здесь нет ошибки, и это разные варианты написания французской фамилии — L‘Herois. Что же мы знаем о Клоде Геруа? Всего несколько строчек..

Геруа прибыл в Петербург в первой половине 1770-х гг. из Франции, где уже был признанным архитектором. В 1759 г. получил звание академика Французской академии. В Петербурге Геруа приняли весьма любезно. В 1776 г. его удостоили звания академика Академии художеств – за проект "Госпиталя на Невском берегу". Геруа выполнял заказы родовитой знати. К сожалению, дальше информация обрывается. Неизвестны основные работы зодчего, дата и место его смерти.

Интересное упоминание сохранилось в воспоминаниях Франсиско де Миранды, деятеля Латинской Америки, одного из основателей государства Венесуэла, почти год прожившего в Российской империи. Миранда посетил Юг страны, где долго общался с князем Потёмкиным. В книге "Путешествие по Российской империи" он упомянул под 1787 г.: "8 января… Вечером князь [Потемкин] оказал мне любезность, рассказав о проектах и перспективах развития города Екатеринослава, разработанных французским архитектором г[осподи]ном Эруэном. Объем строительных работ огромен, и они спланированы с древнеримской щедростью и архитектурным вкусом…". Видимо, "Эруен" — это и есть человек, известный в литературе как Клод Геруа.


Первый генеральный план остался нереализованным


Первый генеральный план Екатеринослава, выполненный Клодом Геруа, Екатерина II утвердила 13 (24) октября 1786 г. План Геруа задал основные градостроительные тенденции развития города. Все объекты, перечисленные в "Начертании", постарался "начертать" на своем генплане Клод Геруа, приглашенный, видимо, самим Потемкиным.

Вся застройка спланирована на обширной горе в излучине Днепра (современный нагорный центр). Центр города – огромная площадь с Преображенским собором — прототип будущей Соборной площади. Площадь в плане – огромный прямоугольник размерами около 235 х 530 метров. От этой площади расходились городские улицы. Планировка города выполнена в стиле классицизм и довольно проста – это сетка прямоугольных кварталов.

Геруа оставил без внимания районы в низинной, приднепровской части. Хотя, возможно, на плане изображена первая очередь строительства? На этот вопрос нет ответа. До сих пор не найдены другие чертежи Екатеринослава, выполненные Геруа. Неизвестно, были ли они вообще. Сохранились только чертежи собора, приписываемые французскому академику.

План Геруа уже был утвержден, когда 9 (20) мая 1787 г. состоялось официальное основание Екатеринослава. Первые камни положили Екатерина II и австрийский император Иосиф II в основание собора, сооружавшегося именно по проекту Геруа… А что же дальше? По первому проекту успели только начать строительство собора: устроили фундамент, начали возводить стены.

Начавшаяся в 1787 г. русско-турецкая война изменила планы Потемкина относительно Екатеринослава. Князь нашел другого зодчего, спланировавшего город в несколько меньших масштабах. Этим зодчим был Иван Старов, перенявший славу первого городского архитектора. Но его генплан тоже предполагал гигантские объемы строительства. Старов сохранил огромный собор, нагорный центр, да еще и добавил застройку районов в низинной части. Почему же был отклонен первый генплан Клода Геруа, полностью следовавший "духу и букве" потемкинского "Начертания? Эта загадка также остается неразгаданной…

Как видим, первый генеральный план нашего города, детище французского академика, постигла трагическая судьба. И все-таки основные идеи, заложенные в нем, постепенно реализовались: это застройка города в классическом стиле, нагорный центр и огромная Соборная площадь. А Преображенский собор все-таки был построен, правда, в несколько раз меньше, в 1830–1835 годах.

Кстати, семья архитектора Геруа осталась в Российской империи и прославилась… на военном поприще. Сын зодчего, Александр Клавдиевич Геруа, сражался в войне с Наполеоном 1812 г., стал генерал-адъютантом, членом Военного совета. Прославился во время восстания декабристов (1825 г.) – взял под охрану Зимний дворец и императора Николая I. Два правнука архитектора тоже стали известными генералами.


Город на Днепре не стал южной столицей, но зато "не первый, но и не второй"


Стала классической фраза Дмитрия Яворницкого: "Город Екатеринослав — всецело творение князя Г.А. Потемкина". Так ученый начинает свою "Историю города Екатеринослава", написанную в 1937 г., и опубликованную только в 1989 г. Так ли это?

Безусловно, личность князя Г.А. Потемкина оказала огромное влияние на судьбу города. Однако для основания такого центра имелись и объективные исторические предпосылки. Задолго до конца XVIII века здесь существовали разные центры контроля и управления: город славян-уличей, Самарь, Кодак, Новый Кодак и другие.

Екатеринослав задумывался как "южная столица", огромный по размаху и градостроительному замыслу город. "Вице-король" Юга хотел обустроить себе город-резиденцию. Эдакая "провинциальная метрополия". Замысел этот частично удался – город был основан и развивался как губернский город, строился по классической планировке.

Секрет успеха нашего города зиждется на двух "китах": уникальном географическом расположении и не менее оригинальной модели развития, заданной Потемкиным. Город построен в "срединной точке" Северного Причерноморья. Узел перед Днепровскими порогами всегда являлся своеобразным ключом для обладания всей местностью. Сейчас Днепр равноудален от донецкого угля и криворожской руды и является эффективным распределительным центром материальных и людских ресурсов, денежных потоков на всей территории Степной Украины.

И конечно, необходимо помнить, что модель развития города на Днепре в конце XVIII века была основана на самых передовых европейских идеях того времени. Екатеринослав получил строгую классическую планировку – прямые линии улиц, квадраты площадей. Амбициозные сооружения и архитектурные ансамбли. В 1784 г. своим указом Екатерина II учредила в еще не основанном городе университет – второй в Российской империи. А вот "академия музыкальная", о которой сказано в указе Екатерины 1784 г. об екатеринославском университете — это должна была быть первая в Российской империи консерватория! Этим планам не суждено было осуществиться — университет в городе появился в 1918 г., а консерватория… только в 2005 г.

Во многом князь Потемкин переоценил свои возможности, но в целом новый город не сразу, но упорно доказал свою жизнеспособность, превратившись в конце XIX века в "столицу Приднепровья".

К сожалению, судьба Потемкина оказалась несчастливой, и оказала влияние на историю строительства нашего города. В 1791 г. на горизонте уже маячил долгожданный мир с турками. Князь Потемкин проводил предварительные переговоры в Яссах, тогдашней столице Молдавии (сейчас город в Румынии). Несколько дней октября 1791 г. Потемкин чувствовал опасное недомогание — развивалась лихорадка. 5 октября 1791 г. князь велел везти себя в Николаев и выехал из Ясс в сопровождении своей племянницы Александры Браницкой и нескольких ближайших соратников. Потемкин отъехал от Ясс 10 верст. Вдруг ему стало совсем плохо. Он почувствовал, что умирает. Очевидцы события описывают это так. Светлейший потребовал, чтобы остановили коляску и вынесли его на землю, чтобы он мог спокойно умереть. Его положили на ковер, под голову положили кожаную подушку. Потемкин поцеловал поданную икону, тяжело вздохнул и скончался. Графиня Браницкая с рыданиями упала на грудь Светлейшему. Ему закрыли глаза и положили на них два медных пятака.

Скоропостижная смерть князя Потемкина потрясла все общество и вызвала массу откликов в мировой прессе. Екатерина тяжело пережила потерю тайного мужа и соратника. Секретарь императрицы Александр Храповицкий записал в дневнике 12 октября: "Слезы. — Жаловались, что не успевают приготовить людей: теперь не на кого опереться". 16 октября: "Продолжение слез"; — мне сказано: "Как можно мне Потемкина заменить: он был настоящий дворянин, умный человек, его нельзя было купить — Все будет не то…". Как в воду глядела императрица. С этого времени блестящая часть ее правления кончилась безвозвратно.

По странному стечению обстоятельств, Потемкин умер 5 октября 1791 г., почти день в день через пять лет с того дня, как он написал "Начертание города Екатеринослава" — программу развития города на Днепре, - завершает свой рассказ Максим Кавун.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в Telegram и на наши группы в Вконтакте и Facebook

Генеральный план 1792 г. архитектора Ивана Старова. Центр тоже находится на горе

Генеральный план 1792 г. архитектора Ивана Старова. Центр тоже находится на горе

Базилика Сан Паоло в Риме — прообраз Преображенского собора в Екатеринославе. Фасад

Базилика Сан Паоло в Риме — прообраз Преображенского собора в Екатеринославе. Фасад

Екатерина II в дорожном костюме

Екатерина II в дорожном костюме

Потемкин. Портрет Иоганна Батиста Лампи-старшего

Потемкин. Портрет Иоганна Батиста Лампи-старшего

Медаль в честь князя Потемкина

Медаль в честь князя Потемкина

Первый проект Преображенского собора в Екатеринославе. Главный фасад. Коллекция Максима Кавуна

Первый проект Преображенского собора в Екатеринославе. Главный фасад. Коллекция Максима Кавуна

Потемкинский дворец — первое каменное здание Екатеринослава. Ныне Дворец культуры студентов

Потемкинский дворец — первое каменное здание Екатеринослава. Ныне Дворец культуры студентов

Преображенский собор все-таки построили через полвека

Преображенский собор все-таки построили через полвека

Смерть князя Потемкина в бессарабской степи. Гравюра конца XVIII века

Смерть князя Потемкина в бессарабской степи. Гравюра конца XVIII века

Соборная гора, выбранная Потемкиным для города, застраивалась сто лет. План 1850-х годов

Соборная гора, выбранная Потемкиным для города, застраивалась сто лет. План 1850-х годов

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях