В этом году мы отмечаем 240-летие нашего любимого города, который теперь называется Днепр. Но этой датой история освоения нынешней территории города отнюдь не исчерпывается — в этих местах люди поселились намного раньше. И сегодня мы расскажем о самых известных и овеянных легендами старинных поселениях на месте современного города Днепр, пишет gorod.dp.ua.
По меркам мировой истории, 240-летний возраст для города – юношеский. Но многовековая (а то и насчитывающая несколько тысячелетий!) история многих древних городов Европы и Азии часто обусловлена исторической преемственностью существовавших на их месте древних поселений, сменявших одно другое и в конце обретших облик дожившего до наших дней города.
Собственно говоря, и история Днепра могла быть гораздо солидней и древней. Периодически звучат предложения разных историков вести летопись нашего города от древнего поселения Огрень (Игрень) или хотя бы от Половицы. Но историческая правда в том, что наш город был основан не на месте одного из старинных поселений, а на пустом месте, с которым разве что соседствовала та же Половица. Со временем же Екатеринослав, Днепропетровск разросся настолько, что вобрал в свою территорию с добрый десяток старинных поселений.
О самых известных и легендарных из них, о связанных с ними тайнах и загадках рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д. И. Яворницкого Максим Кавун.
- На территории нашего города можно найти следы исторических поселений, которым несколько веков, а то и тысячу лет, - рассказывает Максим Кавун. - Наш мегаполис находится в Днепровском Надпорожье – историческом и географическом микрорегионе, где человек селился тысячи лет назад. Давайте же отправимся в небольшое путешествие по этим населенным пунктам.
Древнейший город появился тысячу лет назад на Игрени
Наличие многих поселений в Днепровском Надпорожье было обусловлено стратегическим характером местности. Это был "лакомый кусочек" степного пространства. Здесь издавна пересекались народы и культуры, шедшие с севера на запад, с запада на восток. И каждая сильная культура, или претендовавшая на звание таковой, хотела контролировать зону перед Днепровскими порогами. Тенденция к основанию крупных оседлых поселений здесь четко проявилась уже в первом тысячелетии нашей эры.
Первый урбанистический центр в районе нашего города появился более тысячи лет назад - на современном Игренском полуострове в устье Самары. Что интересно – это не была традиционная крепость – центр контроля. Игренский полуостров – особое, притягательное место для археологов и просто любителей истории. Здесь сосредоточены культурные наслоения многих исторических эпох – от палеолита до наших дней. Десятки лет тут проводятся раскопки. Это место в нашем городе стали обживать раньше всего. Задолго до появления города славян-русичей люди стали обживать днепровско-самарское побережье. Например, известно многослойное поселение Игрень-8, возникшее в эпоху мезолита (10-7 тысяч лет до нашей эры). Тысячи лет здесь жили охотники и рыбаки.
В древнерусские времена по Днепру проходил известный путь "из варяг в греки". Перед днепровскими порогами грузы, которые сплавляли водой, перевозили на берег и транспортировали сухопутным путем. Здесь, в Надпорожье, встречались два колонизационных потока – славянский и кочевнический, а поселения не имели укреплений, наоборот, развивались ремесла и торговля.
В 1928 г., во время ДнепроГЭСовской археологической экспедиции, на Игрени нашли остатки жилищ периода Киевской Руси. Находка тогда не привлекла особенного внимания. И только во второй половине ХХ в. археологические раскопки открыли значительное поселение славян-русичей ХІ–ХІІІ вв. на Игренском полуострове. Нет сомнений, что это был именно город. На 1990 г. Было выявлено восемь жилищ киево-русского времени, остатки зданий хозяйственного назначения, значительное количество бытовых вещей и украшений, обломки посуды, железные вещи, рыболовные орудия. Длинной узкой полосой город тянулся выше устья Самары на несколько километров; возможно, ответвленный от Днепро-Самарской акватории глубокий залив (Щемиловка) служил гаванью. Исследователи считают, что этот город (как и другие поселения Степного Поднепровья) населяло славянское племя уличей.
Удивительно, что славяне и кочевники долгое время поддерживали относительно мирные отношения. Кочевники не враждовали с жителями по берегам Днепра, которые предоставляли помощь при переправе через реку и пороги.
Игренский город находился в уникальном стратегически выгодном месте, что стимулировало развитие разных отраслей хозяйства и торговли. Здесь находились мастерские по изготовлению клепаных бронзовых котлов, а также гончарни. Городской характер имеют бытовые находки – глазурованная посуда, рюмки, замки, ключи; немало женских украшений из стекла, бронзы и серебра с позолотой. Обнаружено много амфор. Игренский город русичей смог развиться до значительных масштабов, будучи центром контактов славянского и кочевого населения Надпорожья. Достаточно стабильное развитие города на Игрени оборвало только монголо-татарское нашествие в XIII веке.
Считается, что именно на месте древнего города, в Самарском устье, на полуострове и нескольких прилегающих островах, произошла в 1660 г. кровопролитная битва знаменитого кошевого атамана Ивана Сирко с татарами. Десятитысячная орда возвращалась в Крым с добычей, "ясырем" – пленными людьми, которых продавали потом на невольничьих рынках. Очень удобным показалось татарам это место для переправы. Однако здесь татарское войско встретилось с казацким, которое укрылось в зарослях камыша и на берегах окрестных островов. В результате кровопролитной битвы на днепровско-самарских берегах отряды Ивана Сирко нанесли орде сокрушительный разгром. После той битвы осталось предание – что кровь убитых пропитала песок глубиной на четверть аршина (15-20 сантиметров). После разгрома татары якобы назвали эту местность "Огрень" – что в переводе означает "проклятое место". По крайней мере, так гласит народное предание. Затем это название видоизменилось и стало употребляться как Игрень.
В 1736 г. во время русско-турецкой войны на Игрени соорудили Усть-Самарский ретраншемент (тип крепости) по приказу фельдмаршала Миниха. Со временем рядом с крепостью возникла и слобода. А сейчас территория бывшей крепости частично затоплена Днепровским водохранилищем. В начале XIX в. от устья Самары вниз по течению Днепра уже тянулось село Огрень или Игрень. С 1859 г. Игрень стала местечком – крупнейшим центром лесной торговли. К 1950-м годам Игрень превратилась в тихий пригородный поселок.
Из достопримечательностей здесь интересна Николаевская церковь, построенная в 1857 г. по заказу тогдашнего владельца окружающей земли, фельдмаршала, генерал-губернатора Новороссийского края и Бессарабии, графа Михаила Семеновича Воронцова. Игренская церковь имеет необычный для православной церкви вид – она скорее напоминает кирху. Прямоугольное кирпичное здание с квадратной шатровой колокольней с запада. Стены с высокими островерхими окнами, близкими к готике. Вероятно, такой оригинальной композицией здание обязано вкусам своего владельца. Вспомним всемирно известную летнюю резиденцию Воронцова – Алупкинский дворец в Крыму. В 2002 г. шпиль колокольни окружили еще четыре маленькие позолоченные главки. Кроме этого, церковь сменила зеленый цвет на синий, затем на желтый. Игренская церковь хорошо заметна в солнечную погоду с возвышенных точек парка Шевченко и от Монумента Славы. Среди буйной растительности на левом берегу виднеется островерхая колокольня…
Но вернемся к городу славян-русичей. Исследователи выдвигают смелые гипотезы. Владимир Бинкевич и Вадим Камеко в своей книге "Град імям Пересічень" (2008 г.) предлагают отождествлять этот безымянный город уличей с летописным городом Пересечень, который различные ученые в XX веке локализовывали от окрестностей Киева до территории Молдавии. Эти же авторы в книге "Городок старинный запорожский Самарь с перевозом" (2000 г.) выдвинули гипотезу, что оседлая жизнь не прекратилась и поселение передвинулось выше по Самаре, а потом перешло на правый берег реки. Здесь уже в XVI–XVII веках образовался крупный городской центр – Самарь.
К слову, если учитывать многолетнюю дискуссию о летоисчислении нашего города, и общую тенденцию на "удревнение" исторической хронологии многих городов, то имеет право на жизнь датировка от старейшего городского поселения на данной территории, которым является Игренский город русичей. Именно от него началась городская жизнь на территории нашего мегаполиса. И тогда историю нашего города можно исчислять не веками, а тысячелетиями!
Казацкий город Самарь ныне раскапывают археологи
Второе по старшинству поселение на территории города находится на северо-восточной окраине, в поселке имени Шевченко, в Самарском районе. Это казацкий "городок" Самарь, который долгое время считали легендой, но затем все-таки отыскали и исследуют археологи…
Многие десятилетия ученые не могли прийти к единому мнению о том, где находился казацкий город Самарь, называвшийся затем в документах XVIII века Новобогородицкой крепостью и Старо-Самарским ретраншементом. Эти объекты размещали с разницей 50 километров в ареале от Новомосковска до Днепропетровска. Известна грамота польского короля Стефана Батория от 20 августа 1576 г., где он дарует запорожским казакам в числе прочих земель и земли в Присамарье, в том числе "старинный запорожский городок Самарь с перевозом". Эту грамоту подтверждал своим универсалом гетман Богдан Хмельницкий 15 января 1655 г. Многие ученые сомневались в подлинности грамоты и в существовании городка Самарь.
В 2000 г. днепропетровские краеведы В. Бинкевич и В. Камеко выпустили книгу "Городок старинный запорожский Самарь с перевозом". В ней они расположили городок Самарь и Новобогородицкую крепость на правобережье Самары в современном поселке Шевченко. В последнее время полулегендарная Самарь обретает вполне конкретные очертания. С 2001 года в этом месте начались археологические раскопки – Лаборатория археологии Поднепровья Днепропетровского национального университета на протяжении двух первых полевых сезонов провела разведочные работы на площади, превышающей 20 гектаров. Результаты впечатлили – раскопаны остатки города Самарь и Новобогородицкой крепости. Археологи ДНУ, интенсивно раскапывающие Самарь, исследовали массивную крепость (валы, бастионы, рвы), массу свидетельств экономической деятельности.
Чем же известен "загадочный" город Самарь? После нашествия татаро-монголов, когда был разрушен город славян-русичей на Игрени, жизнь в самарском устье не прекратилась, а поселение перекочевало выше по течению реки, "перебралось" на правый берег. В XVI–XVII вв. здесь расположен важный торговый и административный пункт. Археологи обнаружили здесь редчайшие находки – товарные пломбы. Самая старая пломба сохранила дату – 1524 год. Еще одна пломба изготовлена в начале XVII века и сохранила в себе герб города Гданьска (Польша). Найдены также несколько сотен монет. Вот только несколько ценных монет: 4 проволочных копейки Михаила Романова, 28 европейских 1622 – 40 гг.; 17 монет – 1659 – 94 гг. (польские и шведские солиды, монета в 6 пфеннигов Бранденбурга в унии с Пруссией). Русские монеты: копейки, полушки; серебряные копейки Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.
В 1688 г. по приказу царского правительства на территории городка Самарь была сооружена мощная крепость во владениях запорожских казаков – Новобогородицкая. Годом позже еще одна крепость – Новосергиевская – появилась выше по течению Самары. Ее остатки и поныне сохранились в селе Вольное Новомосковского района. Новобогородицкую крепость построили за несколько месяцев – с марта по август 1688 г. 23 апреля была заложена церковь Покрова Богородицы, давшая имя крепости. Архитектором был немецкий инженер фон Зален, прибывший из Москвы. А ведали крепостью в силу служебного положения гетман Иван Мазепа, воевода Леонтий Неплюев и Григорий Косагов. Крепость занимала территорию более 10 гектаров, а посад – территория для проживания мирного населения и экономической деятельности – около 75 гектаров. Всего в новой крепости и возле нее проживало не менее 8 тысяч человек.
Новобогородицкая крепость была базой войск в противоборстве с Крымским ханством. Одновременно она должна была сдерживать "непокорных" запорожских казаков. В конце XVII века в Богородицкой крепости уже производили селитру (один из компонентов пороха). В 1708 г. ее осадили запорожцы, сторонники восставшего донского атамана Кондратия Булавина, но взять не смогли. По Прутскому договору 1711 года Петр I должен был срыть все крепости в Приднепровье. Но уже в 1730-е гг. крепость была восстановлена и просуществовала окончательно до конца столетия под именем города Старая Самара или Старо-Самарского ретраншемента.
Линия урбанизационных процессов на левом берегу Днепра постепенно исчерпала себя. В XVIII веке Самарь называли Самарским ретраншементом, к концу века это было уже село.
В 1776 г. неподалеку от Самари был основан первый губернский город, Екатеринослав Кильченский, как оказалось - ненадолго. Затем он был перенесен в 1784 г. на правый берег Днепра. Крепость Самари должна была стать предместьем Екатеринослава I, но с его упадком постепенно исчезла. Последнюю церковь разобрали и перевезли в село Одинковку.
Сегодня в поселке Шевченко сохранились земляные валы и рвы крепости, под которыми находится культурный слой городка Самарь.
Новый Кодак — "паланочный город", ставший поселком
В позднее Средневековье мощные государства – соседи – начали активно проникать на земли Степного Приднепровья. Например, Речь Посполитая – объединение Польши и Литвы, с 1569 г. Польско-литовское государство, проводило собственные проекты колонизации. Запорожские казаки, к XVII веку начавшие оформляться в отдельную этнокультурную группу, активно сопротивлялись этому.
В 1635 г. польское правительство руками украинских же крестьян и казаков и по проекту француза Гийома де Боплана возвело крепость Кодак, над первым порогом Днепра – Кодацким. Кодак ждала впереди не очень долгая – семьдесят лет, – однако бурная история. Сейчас село Старые Кодаки в окрестностях Днепропетровска посещают туристы – осматривают остатки той самой крепости – сохранившуюся часть валов с обелиском.
Новый Кодак возник примерно в 20-ти километрах выше Старого Кодака по течению Днепра. Точная дата его основания не известна; называют обычно 1645 или 1650 год. За полтора столетия Новый Кодак стал "паланочным городом", центром Кодацкой паланки Войска Запорожского. Ученые спорят, когда же возник Новый Кодак. Д.И. Яворницкий отметил: "Название Новаго-Кодака мы не встречаем ни в XVI веке, ни в начале XVII-го". Документы и позднейшие исследователи называют его то городом, то местечком, "городком".
Историк Екатеринославской епархии епископ Феодосий (Макаревский) считал, что Новый Кодак с приходской церковью существовал уже в 1650 г. Через Днепр в районе Нового Кодака была устроена стратегически важная переправа – последняя перед Днепровскими порогами. Есть, правда, одна деталь – в широко известном "Описании Украины" французского военного инженера Гийома де Боплана (первое издание вышло в 1660 г.) Новый Кодак не упоминается, зато хорошо подана история Старого Кодака и крепости, которую проектировал сам Боплан.
С 1734 г., после окончательного перехода запорожцев под российский протекторат, значение Нового Кодака в границах Запорожских вольностей постепенно увеличивается. По сведениям опять-таки Феодосия (Макаревского), около 1750 г. Новый Кодак именовался "городом паланочным", здесь находились паланочный полковник, есаул и военная канцелярия Кодацкой паланки, соборная церковь св. Николая с двумя священниками.
В 1770 г. в Новом Кодаке наблюдали явление чудотворной иконы Богородицы, которая затем получила название "Новокайдацкой" и была перенесена в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь.
До наших дней сохранилось несколько изображений с печатей Кодацкой паланки второй половины XVIII века. На последней по времени печати изображен конь, бегущий по степи. Над ним – скрещенные казацкие сабля и стрела, а также символы вечности – солнце и луна; также помещена императорская корона. Эта композиция в 1990-х годах считалась очень вероятной для утверждения в качестве герба современного Днепропетровска. В композицию нового герба, утвержденном в 2001 г., не повторяющем ни один исторический образец, сохранены перекрещенные сабля и стрела.
Основной массив населенного пункта не имел упорядоченной планировки. До сих пор "островок" бывшего Нового Кодака выделяется на карте этого района города нерегулярной застройкой. В "Устных воспоминаниях" запорожского казака Никиты Леонтьевича Коржа (впервые изданы в Одессе в 1842 году), есть свидетельства об укреплениях, построенных "удивительною и чудною архитектурою Запорожскою". Весь город был обведен рвом, в самом Кодаке сооружено три деревянных башни. Две из них находились на берегу Днепра, а третья – на южной стороне города. Город окружал земляной вал с четырьмя бастионами, на которых были установлены пушки. На гребне валов находились кошели из лозы конической формы, насыпанные землей.
С началом строительства Екатеринослава на р. Кильчень в 1777 г. в Новый Кодак переводится Славянское Духовное правление. К началу строительства Екатеринослава на правом берегу Днепра в Новом Кодаке жило больше двух тысяч человек и ежегодно проводились пять ярмарок: на Зеленой неделе; 15 августа в день Успения Богородицы; 26 сентября в день св. Иоанна Богослова; 6 декабря в день Николая Чудотворца; на Сырной неделе.
После основания Екатеринослава Новый Кодак постепенно пришел в упадок. Ярмарки из Нового Кодака перевели в стоявший ниже на 7–8 километров по течению Днепра Екатеринослав. Окончательная точка в истории Нового Кодака как городского центра поставлена 3 июля 1795 г. Екатерина II издала указ – "смежное местечко" Новые Кайдаки присоединить к Екатеринославу. В следующем, XIX, столетии Новый Кодак превратился в село, и только в 1900–1910-х гг. стал западным районом Екатеринослава. Сейчас это поселок Новые Кайдаки.
Единственной крупной архитектурной достопримечательностью Новых Кайдак является уникальная Свято-Николаевская церковь. Она была построена в 1807 или в 1811 году на месте деревянной. Однокупольный храм с колокольней, сохранивший в камне черты народного деревянного зодчества. В интерьере храма сохранились росписи ХХ века.
Таромское, Диевка и Сухачевка — "старожитные" казацкие селения
Таромское, Диевка и Сухачевка – запорожские "займища", превратившиеся теперь в западные окраины города. Кварталы одноэтажной застройки соседствуют здесь с жилыми массивами Красный Камень, Коммунар, Парус. "Местность нынешней слободы Диевки – древнейшее запорожское займище, старожитная казацкая маетность" – отметил в 1880 году известный историк нашего края епископ Феодосий (Макаревский). То же самое касается и Сухачевки, и Таромского. Епископ Феодосий указывал: "Балка Козырева" у Днепра, в нынешнем приходе Тарамском – старинное запорожское займище; в 1704 году оно значится в числе населенных местностей запорожскаго казачества. Здесь зимовниками сидели Новокайдакской Паланки войсковые старшины с своими хлопцами-малюками и с своею челядью".
Впервые территория нынешнего Таромского упоминается в известном труде – "Описание Украины" Гийома Левассера де Боплана (первое издание 1651 г.): "видно место, называемое Таренский Рог [Tarensky Rog], которое является одним из наилучших для проживания мест, которые я когда-либо видел. Оно же и наиболее выгодное для сооружения замка, который бы перегородил реку, поскольку тут она еще не разливается на всю свою ширину, имея не более 200 шагов в ширину… Ниже находится Монастырский остров…".
Когда же возникло Таромское? Судя по всему, во второй половине XVII века. У Боплана нет упоминания о селении, а, в 1704 г., по данным епископа Феодосия, эта местность была уже обжитой. Кстати, дата 1704 г. из книги Феодосия перекочевала во многие издания (в том числе и в "Историю городов и сел Украинской ССР") как дата основания поселка. Основываясь на ней, местные власти провели в 2004 г. празднование 300-летнего юбилея Таромского.
Происхождение Диевки и Сухачевки объясняется в легендах так же, как и большинства запорожских селений – по именам основателей. Д.И. Яворницкий приводит такие слова: "Тут жив запорожець-чумак, Іван Сохач; багатенький був: возів по шість, по вісім у дорогу споряжав". Ученый отметил, что Сохач населил Сухачевку своими родственниками и знакомыми из-под Сорок и Кобеляк. После разгрома Запорожской Сечи в 1775 г. здесь осела еще часть казаков. Диевка впервые упоминается в 1755 году. Основателем ее считается Максим Дий – сперва запорожский войсковой старшина, который потом, с разрешения новокодацкого полковника, занял себе участок земли к западу от Нового Кодака, и поселил здесь своих родных из под города Конотопа (сейчас в Сумской области). Дий "завел обширный зимовник".
Несколько слов о происхождении названия поселка Таромское. До революции оно именовалось Тарамское и только в ХХ веке название постепенно трансформировалось. Казак Никита Корж в своих "Устных воспоминаниях" писал: "селение Тарамское, название получило от того, что оно было поселено над самым Днепром, у берега, и имея местоположение, или грунт земли каменный, скелистый и весьма скучный, труской и безпокойный для проезжих людей путь так, что когда повозкою кто едет, то безпрестанный и сильный производит стук, и будто-бы, как простые люди говорят "тартотить", от чего и Тарамское прозвано". Этот рассказ Коржа вызывает сомнения. Более достоверна следующая версия: неславянский корень слова "Тарамское" – из языка дославянского населения Юга Украины. Тюркское слово "тар" значит "разделять на части". Краеведы объясняют такое название тем, что, если подняться на высшую точку Таромского – Высокую гору – то видно, что река Днепр разделяется между островками на несколько запутанных проток. Вопрос о происхождении названия селения пока остается дискуссионным.
Д.И. Яворницкий называет географические достопримечательности Диевки – Сичова-гора, балка Безпьята. Он приводит несколько легенд, связанных с местностью, где возникла Диевка. Они довольно типичны: "Сичова-гора названа от того, что там запорожцы "сильно вибивали ляхів; як було ореш на цій горі, то все голови валяютця"... Балка Безпьята, по теперешнему Кринична, получила свое наименование от того, "що в неї плодятця було чорти безп’яті".
Новый этап в жизни древних казацких селений начался с переносом Екатеринослава на правый берег Днепра в 1780-х годах. После начала строительства города на территории "старожитной" слободы Половицы, большая часть ее жителей разошлась по окрестным селениям, поселились они и в Сухачевке. Сюда перенесли старую церковь Казанской Божьей Матери из Половицы. Новую церковь, св. Иоанна Богослова, освятили 23 сентября 1795 года, а иконостас, чаша и ризы были перенесены из старой половицкой церкви. Население Диевки также увеличилось после строительства Екатеринослава на месте Половицы. В 1798 г. Диевка получила статус государственной казенной слободы. Это значит, что ее жители имели личную свободу и не были крепостными крестьянами. В 1803 г. в Диевке появился молитвенный дом, а позже была окончена строительством каменная Крестовоздвиженская церковь.
Это главная архитектурная достопримечательность бывшего казацкого поселения, сейчас оказавшаяся посреди оживленного жилмассива. Инициаторами строительства были сын основателя Диевки – Семен Диенко и поддержавший его в этом начинании екатеринославский губернатор Михаил Миклашевский. Точное время сооружения каменной церкви неизвестно, называются разные даты – 1812, 1817 г. Крестовоздвиженская церковь в Диевке и Николаевская в Кайдаках считаются старейшими культовыми сооружениями в границах современного города. Обе церкви, хоть и построены после основания Екатеринослава в соседних с ним селениях, относятся к "доекатеринославской" эпохе и представляют собой уникальные образцы традиционного народного стиля деревянных храмов, черты которого удивительным образом воплотились и в каменных сооружениях.
С развитием промышленной модернизации и прокладкой железной дороги жизнь в Таромском, Диевке и Сухачевке активизировалась. В 1895 г. открыт железнодорожный разъезд "Диевка". Со временем он превратился в грузовую станцию. По переписи 1897 г. в Диевке жило 6353 человек населения, в Сухачевке – 2104 человека. Тут работали два гранитных карьера и два черепичных завода. Во второй Диевке открыли залежи гончарной белой глины. В 1904 г., в Диевке, где уже были церковно-приходская и железнодорожная школы, земская управа соорудила еще две. В 1913 г. на средства общины построили больницу (ныне городская больница № 5 – ул. Братьев Трофимовых, 111).
В XIX веке Таромское стояло на оживленном почтовом тракте Екатеринослав – Киев через Верхнеднепровск. На границе с Карнауховкой находилась почтовая станция, где проезжие могли менять лошадей. В Таромском, как и в других селениях, было распространено гончарство. Жизнь поселка активизировалась после строительства крупной железнодорожной ветки и станции Сухачевка. Довольно быстро застроилась верхняя часть поселка выше железнодорожного полотна. В 1894 г. открылась первая церковно-приходская школа, в 1910 г. построили каменное здание школы. В нагорной части поселка в 1914 г. открыли четырехклассную начальную земскую школу. Её называли также Красной – по цвету кровли. Сейчас это – средняя школа № 105. Главной архитектурной достопримечательностью Таромского является каменная церковь Покрова Богородицы, построенная в 1902-1905 годах в русско-византийском стиле.
Особая страница в истории Диевки – филиал украинского общества "Просвіта", которое сыграло большую роль в подъеме украинского движения до 1917 г. Кроме Екатеринослава, "Просвіта" имела 4 филиала в Мануйловке, Перещепино, Гупаловке и Диевке. Филиал в Диевке был особенно "активным". В 1913 г. "Просвiта" построила в Диевке клуб, который организовал молодежь и интеллигенцию, открылась изба-читальня. "Просвiта" устроила и летний клуб на станции "Диевка". В первые годы Советской власти Диевка с окрестными селениями была выделена в отдельный Диевский район, входивший в Екатеринославский округ. Диевский район просуществовал до сентября 1926 г., когда был объединен с Лоц-Каменским районом в единый Днепропетровский район.
К 1970-м годам Днепропетровск стремительно увеличил свою территорию. Диевка и Сухачевка, превратившиеся к тому времени в западные окраины Днепропетровска, стали преображаться. На прибрежной части началось возведение жилых массивов – сначала Красный Камень, затем Коммунар и Парус.
Таромскому в 1938 г. был присвоен статус поселка городского типа. До 1941 г. в селе проживало 16 тысяч человек. 15 ноября 1970 г., решением исполкома горсовета, Таромское входило административно в состав Днепропетровска, но имело статус населенного пункта, "подчиненного городскому совету". По результатам референдума, проведенного 9 сентября 2001 г., Таромское стало частью Днепропетровска.
Новые тенденции в жизни Днепропетровска внесли и новый колорит в жизнь бывших казацких селений, а ныне жилых массивов. Очень красива в этом месте пойма Днепра, разделенная на полуострова и острова. Идеальное место для устройства аквапарка, но пока эти планы не реализованы.
Лоцманская Каменка – легендарная столица хозяев порогов
Лоцманская Каменка или просто Лоц-Каменка - сейчас это небольшое село на южной окраине Днепропетровска. В прошлом – центр уникальной полулегендарной профессии. Лоцманы – знаменитые перевозчики через Днепровские пороги – известны со времен Средневековья. Несколько столетий здесь складывались особые профессиональные и культурные традиции, память о которых сохранилась и теперь.
В названии слободы Лоцманская Каменка запечатлелись и сами Днепровские пороги, и название профессии тех, кто служил единственным проводником через эту природную преграду. Лоцман – (голландское loodsman, от голландского loodsen – вести корабль) – специалист по проводке судов, хорошо знающий местные условия плавания. До 1932 г., когда был пущен Днепрогэс, тысячелетиями путь водам Днепра в этом месте преграждали знаменитые пороги – выходы скальной породы, которых начитывалось девять. Кодацкий, Сурский, Лоханский. Звонецкий, Ненасытецкий, Вовнигский, Будиловский, Лишний, Вильный. Первый порог – Кодацкий – находился напротив села Старые Кодаки в окрестностях Днепропетровска.
Еще после строительства Старого Кодака (1635 г.) на месте нынешней Лоц-Каменки возникли зимовники. Устойчивое заселение местности началось с 1750 г. По приказу Запорожского Коша сюда перевели часть лоцманов из Ненасытецкой береговой стражи "гребной флотилии" (Ненасытецкий порог находился напротив современного села Войсковое). Оформление лоцманской организации произошло уже в конце XVIII века. Наместник князь Потемкин поручил заниматься вопросами судоходства своему помощнику полковнику Леонтию Фалееву. Тот предложил проект устройства каналов в обход самых больших порогов, который был частично реализован. Фалеев также принялся формировать организацию лоцманов. В 1785 г. 42 человека вызвались постоянно проводить суда через пороги. А через два года в лоцманы "записалось" уже 120 человек. В 1787 г. произошло многократно описанное событие – лоцманы переправили через пороги флотилию императрицы Екатерины II в составе более 80 судов. Атаман Мусий Пивторак и его помощник Непокрытенко были щедро награждены царицей.
После этого 19 декабря 1787 г. Потемкин "предложил" местной Казенной Палате поселить лоцманов в количестве 121 человек в Каменке под командой полковника Фалеева. Он приказал освободить лоцманов от казенных налогов и от рекрутской повинности. Обязанностью лоцманской общины было расчищать русло реки и проводить суда от Каменки до Кичкаса и Хортицы. Определили им и жалованье – 25 рублей в год. С течением времени лоцманская община расширялась. Указом 1811 г. в лоцманы были определены все поселяне Каменки и Старого Кодака от 20 до 60 лет.
Лоцманская община – наследница казачества – была основана на демократических началах. Дважды в год – перед открытием навигации и перед ее завершением – община поселка проводила общее собрание, решала основные вопросы и избирала атамана, его помощника, скарбника и писаря. Постепенно оформилась и слобода лоцманов – Лоцманская Каменка. Слобода – потому, что жители были освобождены от общих казенных повинностей. Лоцманы были самоуправляемой единицей, приписанной к Министерству путей сообщения, и только в 1879 г. их передали в подчинение "местным учреждениям". В 1872 г. в Лоц-Каменке проживало 2022 человека. В 1908 г. на средства общины в Лоц-Каменке построили двухклассную земскую школу. В 1925 г. в селе жили 4405 человек.
Начало тридцатых годов ХХ века стало коренным переломом в жизни Лоцманской Каменки. В 1932 г. заработал на полную мощность ДнепроГЭС, и древняя профессия лоцмана в одночасье оказалась не нужна. Поднявшаяся вода затопила не только пороги, но и близлежащую к реке часть самой Лоц-Каменки. Григорий Омельченко, автор воспоминаний о днепровских лоцманах, вспоминал, как Дмитрий Яворницкий говорил его отцу, тоже лоцману, в 1930-е гг.: "Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться минула слава". И только один раз пороги снова показались из воды – в 1941 г., когда был взорван ДнепроГЭС. На короткое время профессия лоцмана снова оказалась востребованной, но после восстановления плотины и мирной жизни – отошла в историю, стала предметом сказаний и легенд.
Во второй половине ХХ века к территории села все ближе подступала застройка мегаполиса. К восьмидесятым годам древняя лоцманская слобода и вовсе оказалась на окраине огромного жилого массива "Победа", по соседству с кварталами многоэтажек. Последний раз город активно "вторгся" в пределы слободы, когда потребовалось снести несколько усадеб для устройства транспортной развязки перед Южным мостом (открыт в 2000 г.).
В Лоцманской Каменке в 1901 г. родился легендарный генерал и партизанский командир, дважды Герой Советского Союза Алексей Федорович Федоров (1901–1989). Строго говоря, в Лоц-Каменке Федоров воспитывался с самого раннего детства. Он происходил из "заведенских" – сироту подкинули в приют ("заведение") Екатеринославской земской больницы. Отсюда его взяла на воспитание семья лоцмана Максима Костыри.
Лоцманская профессия сейчас стала историей, но сохраняется в памяти потомков. Известна личность Григория Омельченко (1911–2003), которого называли "последний днепровский лоцман". Потомственный лоцман, педагог, он много лет добивался открытия специального музея – и такой музей открыли в 1994 г. в Лоц-Каменском Доме культуры. Он автор воспоминаний "Спогади лоцмана порогів Дніпрових", которые выдержали уже два издания. По его же инициативе в 1998 г. в поселке открыли каменную глыбу – памятник лоцманам.
Исторические традиции сохраняются и в символике. 22 апреля 2000 г. общее собрание жителей Лоцманской Каменки утвердило символы поселка – герб и хоругвь. Герб – на синем щите изображен запорожский казак с золотым лоцманским веслом в руке, окруженный девятью серебряными треугольниками. Хоругвь – синее квадратное полотнище, на котором изображены четыре перекрещенных лоцманских весла желтого цвета, а между ними девять белых равнобедренных треугольников.
***
К сожалению, история древних поселений на территории нашего города не очень широко известна. Богатая история и интересные исторические объекты мало знакомы горожанам и туристам. На мой взгляд, нужно всячески популяризировать историю этих поселений, включать их достопримечательности в туристические маршруты, - завершает свой рассказ Максим Кавун.
СМОТРИ ЕЩЕ
Днепр в истории: как менялась улица Петра Калнышевского
Быть в курсе самых коротких срочных новостей вы можете, подписавшись на наш канал Vgorode в Telegram
Больше интересных новостей в наших группах в Вконтакте и Facebook
Титул книги Г. де Боплана Описание Украины 1660 г. издания где описаны Таромское и Монастырский остров
Герб и хоругвь Лоцманской Каменки
Запорожский зимовник. Гравюра 19 века. Так начинались большинство древних селений
Здание Просвиты в Диевке. Начало 20 века
Крестовоздвиженская церковь в Диевке
Лоцманы. Фото начала 20 века
Николаевская церковь в Новый Кайдаках
Первый днепровский порог - Кодацкий. Фото начала 20 века
Печать Кодацкой паланки Войска Запорожского, столицей которой был Новый Кодак
Покровская церковь в Таромском
Свято-Николаевская церковь в Старой Игрени. До реконструкции 2002 г.
Станция Сухачевка
Старая Самара в конце 18 века. Прорисовка
Николаевская церковь в Новых Кайдаках
Новые Кайдаки на плане 1898 г.
Остатки Самари и Новобогородицкой крепостей.
Памятник лоцманам в поселке Лоцманская Каменка
План Екатеринослава Кильченского. Внизу Старо-Самарский ретраншемент. Прорисовка
Покровская церковь в Таромском
Самара у Усть-Самарского моста. Фото 2004 г.
Самарь-Новобогородицкая крепость. Реконструкция
Свято-Николаевская церковь в Новых Кайдаках
Свято-Николаевская церковь в Новых Кайдаках
Свято-Николаевская церковь в Новых Кайдаках
Свято-Николаевская церковь в Старой Игрени после реконструкции. Фото январь 2004 г.
Станция Диевка
Станция Сухачевка
Таромское. Покровская церковь
Бюст А.Ф. Федорова уроженца Ломанской Каменки
Город Самарь. Панорама
Днепр в районе Сухачевки
Днепровские пороги. Фото начала 20 века
Днепровские пороги. Фото начала 20 века
Крестовоздвиженская церковь в Диевке в окружении многоэтажек.
Крестовоздвиженская церковь в Диевке в окружении многоэтажек.
Крестовоздвиженская церковь в Диевке в окружении многоэтажек.
Местность, где располагался город славян-русичей на Игрени. Фото 2006 г.
Нательные кресты из раскопок Самари-Новобогородицкой крепости
Находки на месте Самари