Днепропетровск: интересные цифры и факты

Днепропетровск: интересные цифры и факты

Башни – визитка Днепропетровска. Фото: Денис Моторин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Красота и грязь Днепропетровска: улицы большого города. Фоторепортаж

Днепропетровск – город, расположенный в среднем течении реки Днепр в самом центре Украины. Четвёртый город по численности населения на Украине после Киева, Харькова и Одессы. Население на февраль 2012 года по данным госстата составляло 1 001 450 человек.

Климат города

Климат умеренно-континентальный, теплый. На микроклимат сильное воздействие оказывает Днепр, увеличивается влажность воздуха в весенне-осенний период.

Зима сравнительно мягкая, с пасмурной погодой и частыми туманами. Средняя температура в январе минус 4,5-5. Часты оттепели до плюс 5-10. Но раз в 10-15 лет в ночное время температура воздуха может опускаться до -25 или даже ниже. 

Лето теплое, в отдельные годы засушливое. Средняя температура в июле +22-24. Средние дневные температуры часто достигают +30-34, а максимальные +37-40. 

За год выпадает 510-530 мм осадков. В летний период часты грозы. 

В последние 100—120 лет температура воздуха в Днепропетровске имеет тенденцию к повышению. На протяжении этого периода среднегодовая температура воздуха повысилась по меньшей мере на 1,0. Наиболее тёплым за весь период наблюдений оказался 2007 г.

История

Постоянные укрепленные городские поселения известны с середины 16-го века. Новый город основан в 1776 году князем Григорием Потемкиным по указу Екатерины II и назван Екатеринославом (назывался так в 1776-1926 годах). В 1797—1802 годах — Новороссийск. В 1918 году город носил имя Сичеслав в честь Казацкой Сечи. С 1926 года – Днепропетровск, в честь Григория Петровского.

Бывшая Баррикадная. Фото: Википедия

С начала ХХ-го века и по сегодняшний день город - важнейший центр металлургической промышленности и машиностроения. С 1950-х годов - центр аэрокосмического и ракетостроения. Город является одним из главнейших торговых и промышленных центров Восточной Украины. 

В городе 14 государственных высших учебных заведений и несколько частных (без учёта филиалов других вузов). Музеи: Исторический, Художественный, Литературный, Диорама, Дом-музей Блаватской, Мемориальный дом-музей Яворницкого, музей Истории милиции, музей "литературное Приднепровье", музеи истории вузов.

С 1995 действует метрополитен, один из самых коротких в Европе. Есть международный аэропорт. 

Основные факты:

1 001 450 - жителей в феврале 2012 года

1776 - год основания города 

48o 28' с.ш., 35o 3' в.д. - географические координаты. Город находится практически на одной широте с Парижем и одной долготе с Иерусалимом

405 квадратных километров - площадь города

22 километров - протяженность города с севера на юг 

33 километров - протяженность города с запада на восток 

Более 2200 - улиц 

Более 94 000 - зданий (адресов) 

8 районов в городе

188 метров - самая высокая точка, вершина холма, участок леса южнее Западного 

52 метров - самая низкая точка. Уровень воды в реке Днепр 

1791 - год постройки самых старых сохранившихся зданий города, ул. Ворошилова, 8 и 10. Также одним из старейших, но перестроенных зданий является Потемкинский дворец 1790 года, ныне Дворец Студентов

123 метров - высота самого высокого жилого здания, комплекс Башни по ул. Дзержинского, 35.

830 метров - длина самого длинного жилого здания, просп. Героев, 10, ж/м Победа. 15. От одного до другого конца дома – две троллейбусные остановки.

164 школы

173 детских садика

30 000 детей в дошкольных учреждениях

День Города - вторая суббота сентября 

12 лет на должности мэра остается Иван Куличенко

Исторические факты: 

Самое легендарное место в городе – Монастырский остров. Скалистый в верховье, песчаный в хвосте, остров столетия был местом привала на сложном торговом или военном пути по Днепру. На нем, в плавании из "варяг в греки", по преданиям останавливались такие известные исторические личности, как ученик Христа Андрей Первозванный, князья Владимир Великий и Мстислав, княгиня Ольга.

Существовало два Екатеринослава: первый и второй. Первый располагался на берегу реки Кильчень в низинной местности с 1776 года и просуществовал всего 8 лет. Место бывшего города сейчас затоплено водами реки Самара. Часть жителей и построек первого Екатеринослава переехали в слободу Новоселицу – ныне город Новомосковск.

Екатеринослав – южная столица. Фото: prodnepr.dp.ua

Дат основания города (основания поселений на территории современного города) может быть как минимум семь:

- 1787 – основание Екатеринослава-II 

- 1784 – указ об основании Екатеринослава на новом месте

- 1776 – основание Екатеринослава-I (официально принятая дата основания)

- 1743 - основание слободы Половица на территории которой будет расположен Екатеринослав

- 1660 – основание поселения Новые Кодаки (Кайдаки)

- 1635 - основание Кодакской крепости (Старые Кодаки)

- 870 - легенда об основании монастыря на Монастырском острове византийскими монахами

То есть можно считать, что в 2012 году городу исполнится от 225 до 1142 лет.

Екатеринослав по первоначальному плану Екатерины Второй должен был стать "Третьей столицей Российской империи".

По плану строительства 1786 года (архитектор Клод Геруа) Преображенский Собор должен был превзойти размерами римский собор Св. Петра. Более 150 м. в длину и 139 м. в высоту.

Днепровские пороги были затоплены водами водохранилища лишь в 1927 году. До этого времени каменная преграда на пути к Черному морю играла важнейшую роль для судоходства, торговли, образования поселений у реки, формирования новых ремесел и видов деятельности. Первые пороги начинались у современного села Старые Кодаки - Кодакским порогом. 

Сложность и опасность прохождения для судов данного участка Днепра, привела к появлению новой специальности – лоцман. Бывшее поселение лоцманов сохранилась и сейчас это Лоцманская Каменка в юго-восточной части города.

Три крепости были расположены на территории современного Днепропетровска:

- Кодакская – польская крепость, основана 1635 г. На берегу Днепра, современное с. Старые Кодаки

- Новобогородицкая (Старо-Самарская) – российская крепость построена в 1688 г. Современный пос. Шевченко, на берегу р. Самара.

- Новые Кайдаки – укрепленное козацкое поселение, основано в 1660 г.

Тут стояла Кодакская крепость. Фото: poiradar.ru

Екатеринославский трамвай был одним из первых электрических трамваев в Российской империи: третьим после Киева и Нижнего Новгорода. Открыт в 1894 году. Для конца XIX века электрический трамвай был одним из самых прогрессивных транспортных сооружений.

Географические факты: 

Топоним Днепропетровск можно понимать не только как состоящее из двух слов "Река Днепр" и "Петровский Г.И.", а также расшифровать как: 

Днепр – по распространенной версии корень слова происходит от древне-иранского "Дан" или "Дон" – река.

Петр – от греческого "Петрос" - Камень. 

Как результат получается смысловое значение: "камни на реке", "камни среди реки", "пороги", "река у порогов". Благодаря стечению обстоятельств название города соответствует характерным особенностям местности. 

Через реку Днепр в городе перекинуто 5 мостов. 

Самый длинный – Кайдакский (1732 м). 

Самым красивым считается Мерефо-Херсонский железнодорожный мост. Изогнутый, арочного типа, переброшен через Днепр над Монастырским островом.

Самый молодой – Южный мост, открыт в декабре 2000 г.

Самый старший, Амурский (Старый) мост, на момент окончания строительства в 1884 году стоил около 4 млн. рублей, больше чем оценивался на тот момент весь Екатеринослав.

Всего в Днепропетровске кроме упомянутых 3 средних моста (над железнодорожным полотном), 20 малых мостов, 18 виадуков и путепроводов, 12 подземных переходов.

Город славится жилыми домами-небоскребами. Так в 1983 году в Днепропетровске был построен первый 28-этажный жилой дом на ж/м Победа по просп. Героев, 1.

В 2003 году был открыт жилой комплекс "Башни". На момент открытия – самый высокий жилой дом в Украине – 123 м.

30-ти этажная гостиница "Парус" строилась с 1981 по 1989 годы, но так и не была достроена до конца. В проектах реконструкции комплекса в 2006 году предусматривается возведения рядом жилого небоскреба в 45 этажей. 

Новый мост. Фото: Денис Моторин

Достопримечательности

Набережная вдоль правого берега Днепра имеет длину более 23 километров, что делает ее самой протяженной Набережной в Европе.

Интересно то, что вплоть до начала 1960-х гг. город как бы отворачивался от реки: вдоль Днепра шли бесконечные склады и мелкие заводики, мест отдыха фактически не было, а река использовалась только как транспортная артерия.

Однако, то, что город был промышленным гигантом и накопил миллионы тонн шлаков - отходов металлургии, дало возможность сформировать и укрепить берег широким бульваром. Создать парковую зону раскрытую на водные просторы, а также провести с запада на восток, вдоль всего города, новый широкий проспект – Набережную.

Фонтан-лебедь, установленный в 2005 году на Набережной в нескольких метрах от берега, уникален тем, что может менять режимы работы, "махать крыльями" и вращаться. При полной мощности высота его центральной струи может достигать 50 метров.

Городами-побратимами Днепропетровска являются Вильнюс (Литва), Салоники (Греция), Ташкент (Узбекистан), Самара (Россия). 

Нижнеднепровск-Узел - крупнейшая железнодорожная сортировочная станция в стране.

Днепропетровский метрополитен, открытый в декабре 1995 г, до сих пор можно считать одной из самых коротких полнофункциональных "подземок" мира. 6 станций, длина линии всего 7,8 км.

Александр Поль – один из отцов города. Фото: Денис Моторин

Три семиконечные звезды на гербе города означают:

- Вечность - значение звезды в геральдике

- Число три – прошлое, настоящее и будущее

- Брызги металла

- Звезды расположены в форме латинской буквы V, что означает "Victoris" – Победа.

Центральной фигурой герба являются стрела и сабля. Стрела символизирует движение, устремление вперед, а также ракетостроение. Сабля – символ защиты, силы могучего города.

Этнический состав (область, 2001 год): украинцы - 79,3% (2825,8 тыс.). русские - 17,6% (627,5 тыс.), белорусы - 0,8% (29,5 тыс.), евреи - 0,4% (13,7 тыс.), армяне - 0,3% (10,6 тыс.), азербайджанцы - 0,2% (5,6 тыс. ). 

Языки

В настоящий момент город на 90% русскоговорящий, однако тех, кто свободно говорит на украинском не менее 40%, еще 30% - хорошо, остальные 30% горожан крайне плохо владеют украинским. 

Транспорт

На городских маршрутах в среднем в сутки работает (2007 год):

- 214 трамваев,

- 158 троллейбусов,

- 4 поезда метро (по 3 вагона),

- 128 автобусов большой и средней вместимости,

- 2255 микроавтобусов,

- 1200 легковых такси.

Протяжённость маршрутов составляет (кольцевое расстояние):

- трамвайных — 176,9 км

- троллейбусных — 412,6 км

- метрополитена — 7,9 км

- автотранспортных — 2410 км

По материалам: gorod.dp.ua, Википедияprodnepr.dp.ua