Главная ответственная правительства за интеграцию Украины в НАТО Ольга Стефанишина отправилась в Вильнюс для встреч и переговоров накануне саммита Альянса.
Тем временем Президент, его команда, Министерство иностранных дел, Администрация также пытаются использовать последние дни и часы, чтобы убедить президента Соединенных Штатов, что пора пригласить Украину в НАТО.
Однако Ольга Стефанишина считает, что даже если Альянс будет готов, можно считать положительным решением для Украины.
Коротко о главном из переговоров и о том, как нам следует действовать и кто на нашей стороне из интервью вице-премьера для "Европейской правды".
Приедет ли Зеленский на саммит НАТО?
Пока не принято окончательное решение, так как еще не до конца понятен формат встреч в Вильнюсе и содержание их решений.
Пока неизвестно, поедет ли Зеленский на саммит, ведь непонятно, что в финальных документах, которые будут лежать перед лидерами альянса.
О чем будут говорить на саммите НАТО
Саммит предполагает комплекс решений. Там будет идти речь не только об Украине.
Во-первых, ведутся переговоры с Турцией о вступлении Швеции в Альянс.
Во-вторых, ожидалось, что саммит утвердит нового генерального секретаря НАТО, но Йенс Столтенберг согласился продолжить свою работу на год.
Ну и, конечно, темой саммита будут вопросы приглашения Украины к членству и гарантий безопасности для Украины. По обоим "украинским" вопросам переговоры продолжаются.
Швеция на саммите не станет членом НАТО, потому что нет нового генсека. Какое решение по Украине было бы успешным?
Политическое приглашение. Это возможно и необходимо именно сейчас, в Вильнюсе. Никаких ограничений, которые не позволяют этого сделать, в правилах Североатлантического союза не существует.
Ольга Стефанишина выразила желание, чтобы все лидеры НАТО, 31 государство, подтвердили, что Украина приглашена в Альянс, и подтвердили, что вновь созданный Совет Украина-НАТО должен определить путь к членству.
Членство – это процесс, который должен завершиться тогда, когда нами будут выполнены определенные условия безопасности. А какие именно - идет ли речь о завершении войны или о чем-то другом - это уже нужно определить, здесь Альянс имеет индивидуальный подход. Но начать этот процесс, то есть пригласить Украину в членство, можно уже сейчас.
Кто поддерживает Украину в НАТО, а кто нет?
Эмманюэль Макрон оказывает поддержку за членство Украины в НАТО, выступает за то, чтобы созданный Совет Украина-НАТО был условием, благоприятным для достижения такого членства. И это больше, чем просто поддержка Украины: Франция является лидером инициативы о стратегической автономии Европы, и Макрон реально считает, что решение по Украине должно быть принято в НАТО именно сейчас.
Очевидной и однозначной – конечно, в нашу пользу – является позиция Италии, – указала вице-премьер.
Североевропейские страны, как Дания и Норвегия, выступают в НАТО единственным флангом в поддержку Украины.
И, конечно, "Бухарестская девятка", где каждая страна работает в поддержку Украины. Визит президента в Болгарию продемонстрировал, что это не просто декларация, что каждая страна глубоко осознает свою позицию по поддержке членства Украины в НАТО.
Не секрет, что роль США всегда была ключевой. Она является ключевой и сейчас, в переговорах с Турцией по поводу членства Швеции в НАТО.
Роль Соединенных Штатов была ключевой и в 2008 году на саммите в Бухаресте, когда Соединенные Штаты настаивали на том, чтобы Украина получила план действий по членству в НАТО, а Европа была против.
А сейчас ситуация диаметрально иная. Теперь не США, а Европа требует, чтобы Украина была в НАТО.
Вступление в НАТО возможно только после окончания войны?
Сейчас дискуссия внутри Альянса состоит в том, чтобы в принципе начать серьезно говорить о членстве Украины в НАТО. А форматы начнут определять уже после того, как будет определено принципиальное политическое решение.
Сейчас ожидается, чтобы Альянс понял: даже после войны безопасность и стабильность в Европе возможны только с Украиной в составе военной и административной системы НАТО.
В Альянсе отмечают создание Совета Украина-НАТО. Прорывное решение или формальность?
Сегодня подход к Вильнюсу – это максимально структурированный диалог на уровне НАТО.
Но все практические результаты саммита (проекты по сотрудничеству с НАТО, создание Совета Украина-НАТО и т.п.) не будут иметь должного содержания, если не будут подкреплены четким политическим сигналом, которым должно стать политическое приглашение Украины в НАТО.
Совет Украина-НАТО – это инструмент.
- Мы воспользуемся им должным образом, если этот Совет будет работать для того, чтобы привести Украину в членство в НАТО и политически, и юридически, и с военной точки зрения. В противном случае это будет такая же комиссия, но с более структурированным подходом к взаимодействию с Альянсом.
Поэтому на самом деле Вильнюс определит, будет ли это важный орган или нет, - говорит вице-премьер.
Повлияет ли на наше желание стать членом НАТО отсутствие приглашения в Вильнюсе?
– Украина будет в НАТО. Независимо от решений Вильнюсского саммита, – утверждает Ольга Стефанишина.
Если сейчас решения о приглашении не будет, то однозначно потребуется пересмотр стратегии.
Наличие или отсутствие приглашения определяет содержание гарантий безопасности. Поскольку наличие отсроченного или не принятого в Вильнюсе решения о членстве Украины в НАТО означает, что двусторонние гарантии безопасности становятся основными. В этом случае могут сместиться их акценты.
Украина будет направляться в НАТО в любом случае, но ход этого процесса изменится, потому что без четкой перспективы членства в Альянсе мотивация будет другой.