Элитные купальни и кафе у самой воды: как менялась набережная Днепра в течение 100 лет

1970-е. Набережная (напротив парка Шевченко). Кафе "Причал" Фото: группа История в фотографиях. Екатеринослав-Днепропетровск.

Сегодня одна из главных достопримечательностей Днепра – 23-километровая набережная. Но еще 70 лет назад ее попросту не было. В некоторых местах к реке было даже не подобраться из-за зарослей камыша.


В районе нынешнего Нового моста были элитные купальни

Берег в районе нынешнего парка Шевченко. Фото: группа "Екатеринослав-Днепропетровск".

Вместо привычной нам набережной во времена Екатеринослава был скалистый берег. В некоторых местах к реке было подобраться весьма проблематично. Лодки швартовались в основном в районе улицы Литейной.  Именно здесь был конечный пункт маршрутов пароходов, которые ходили по Днепру от Киева. 

Здесь находился тогда Иорданская площадь, где разместили городские купальни. Уже в 19-ом веке здесь были VIP-отделения с отдельным входом к реке. Все купальни были с изолированными мужским и женским отделениями, бассейном и кабинками-раздевалками.


По набережной ходил поезд

Рельсы на набережной Днепра в 50-е годы. Фото: Виктор Бабенко.

Долгое время набережную в городе вообще не планировали. Считалось, что это своего рода "роскошь", которая позволена только курортным городам. С горем пополам местные власти все же уговорили Москву начать строительство.

Береговая линия была настолько длинной, что инженеры спроектировали настоящую железную дорогу. Небольшой поезд возил по ней стройматериалы. 

Затем в 50-х с визитом в Днепр приехал Никита Хрущев. Высокопоставленный гость хотел лично увидеть, как идет строительство самой длинной набережной в Союзе. Вот тогда-то инженеры перепугались ни на шутку. До этого они более полугода добивались в Москве того, чтобы сделать пешеходную зону шире на несколько метров. Теперь малейший огрех мог вообще свести существование набережной на нет. Как известно, "кукурузник" славился дурным характером. Поэтому, чтобы Никита Сергеевич, не дай Бог, не перецепился через "железку", ее решили разобрать. 

Хрущеву решили вообще не говорить, что стройматериалы по набережной возил железнодорожный состав. Как будто и не было здесь никаких рельс. Как рабочие преодолевали огромные расстояния, "кукурузник" даже не поинтересовался. Возможно, если бы этого не сделали, и неуклюжий Хрущев распластался бы на мостовой, то была бы наша набережная проклята партийным деятелем, и ее строительство быстро свернули бы.

Набережная во время строительства (до приезда Хрущева). Фото: Виктор Бабенко.


Набережная при СССР

Фото: Виктор Бабенко и группа "Екатеринослав-Днепропетровск.

При Союзе на набережной появились знаменитые кафе "Поплавок" (который работает и сегодня) и "Причал" (проработал до начала 2000-х). Последний часто выбирали для проведения выпускных в школах и вузах.

На мосту Монастырского острова (тогда Комсомольского) весел огромный плакат с надписью: "Тебе, родина, наш ударный труд". 

На набережной было значительно больше зелени, а проезжая часть была уже. 

Начиная с 1930-х годов на берегу Днепра хотели построить Дом Красной Армии, который должен был стать одним из самых грандиозных зданий набережной. Но этот проект так и не воплотили в жизнь.

В нем собирались сделать зал на 900 мест и летний ресторан на крыше. Правое крыло хотели занять огромным бассейном с вышкой для прыжков, спортзалом, помещениями учебной группы и библиотекой.

В здании собирались создать музей рабоче-крестьянской Красной Армии и гостиницу для приезжих офицеров. Вокруг планировали обустроить парк и комплекс открытых спортплощадок. От дворца до реки должна была идти широкая гранитная лестница.

Проект так и не смогли реализовать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как будет выглядеть Днепр через 100 лет.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в  и на нашу группу в . Кроме того, вы можете подписаться на нашего   чтобы иметь простой доступ к основным рубрикам сайта.

Последние новости