Приднепровская ТЭС изнутри: одна из самых мощных станций в Украине работает "с колес"

Vgorode.ua побывал там, где уголь превращают в энергию.

Приднепровская ТЭС. Фото Ирины Байсак

Приднепровской ТЭС в этом году исполняется ровно 60 лет – уже шесть десятилетий в Днепропетровске работает одна из самых мощных станций в Украине, а на тот момент – передовая станция СССР. Увидеть работу станции изнутри это словно попасть в другой мир. Постараемся немного рассказать об этом месте огромных мощностей.

Еще на подходе к станции можно услышать шум высоковольтных линий – от ТЭС их отходит 18. Ощущение такое, будто слышишь миллиарды мотыльков… На пороге станции нас встречает улыбчивый экскурсовод Тамила и ведет внутрь. Там в обязательном порядке переодевают в спецодежду, выдают спецобувь, защитные очки, каски и беруши (в некоторых помещениях очень шумно).

Затем, в сопровождении ответственных работников и охраны, нас ведут на обязательный инструктаж по технике безопасности – все-таки режимный объект, повышенная опасность. Недоумевая и шутя по поводу такой сложной процедуры, ставим подпись в журнале – с этого момента и начинается наше урбанистическое путешествие. Только тут начинаешь понимать, насколько действительно велика опасность. Человек выглядит муравьем среди этой огромной техники и оборудования.

Приднепровскую ТЭС начали строить в 1951 году, а первый энергоблок запустили в работу уже через три года. Тогда, во времена Советского Союза, она еще называлась ГРЭС – государственной районной электростанцией – и была главной "кузницей кадров". Но гордятся здесь не только светилами энергетической промышленности. Впервые именно на Приднепровской ГРЭС были объединены в один энергоблок турбина и котел – сейчас это оборудование работает как единая система. Также впервые в СССР на станции освоили энергоблоки мощностью 150 МВт и 300 МВт.

Начиная с 1964 года, станция считалась самой мощной в Европе – мощностью 2400 МВт. Потом первенство у нее отобрала Запорожская ТЭС с ее 3600 МВт мощности.

Сейчас на станции 8 энергоблоков: 4 из них мощностью 150 МВт и 4 имеют мощность 300 МВт, но 2 энергоблока по 300 МВт были законсервированы, поэтому работает на данный момент только 6. Станция производит такое количество электроэнергии, которого хватило бы для 22% населения Днепропетровска. Согласно плану, Приднепровская ТЭС вырабатывает 400 миллионов киловатт часов в месяц (около 12,5 миллионов кВт/ч в сутки).

Максимальная загрузка станции – 400 тысяч тонн угля. В июле здесь еще было 395 тонн, сейчас же уголь поставляется в котлы практически "с колес" – только что разгруженный из вагонов.

Заместитель главного инженера станции Сергей Фесак говорит, что общего запаса угля, который мы сейчас видим (в случае, если подвоза не будет) хватит примерно на 30 суток, правда, добавляет, что поставки пока идут. Как мы знаем, Украина начала закупку угля в Африке. Но вся сложность работы станции заключается в том, что ее мощности способны перерабатывать только антрацит и тощий уголь. То есть изначально ТЭС проектировалась под уголь Донецкого бассейна. Если загрузить в топки любой другой тип угля, произойдет огромный взрыв.

– Это связано с количеством летучести веществ в угле, – объясняют на станции. – У антрацитового и тощего выход летучих веществ порядка 18%, тогда как, к примеру, у бурого – около 50%. Если поддать такой уголь высоким температурам под высоким давлением, он попросту взорвется.

Поэтому любые обвинения о том, что на станции сжигают уголь не того качества не имеют под собой почвы.

Сначала доставленный в вагонах уголь разгружается и проходит проверку качества, затем проходит этап механического дробления, а после – еще один контроль качества. Только после этого его подают в огромные шаробарабанные мельницы, которые превращают его в пыль. Именно на этом этапе, если уголь не того типа, может произойти взрыв.

Вместе с воздухом под высоким давлением угольная пыль втягивается в котел – сооружение с 3-подъездный 10-этажный дом, внутри которого уже горит газ. Вдутый уголь также воспламеняется, превращая в пар подведенную к нему воду. Этот пар и вращает турбины генераторов, вырабатывающих электричество.

Система очистки

На всех 6-ти работающих энергоблоках стоят очистные сооружения, 4 из них старого советского образца. Не так давно на энергоблоки №9 и 11 были поставлены очистные фильтры, которые соответствуют международным стандартам и очищают в 20 раз эффективнее. Когда работают именно эти блоки, дыма действительно меньше.

Но тут стоит отметить: все эти фильтры очищают от пыли, от выбросов серы и золы они не спасают. В Украине в принципе ни одна ТЭС не оборудована системами сероочистки. А в случае с Приднепровкой – для нее попросту нет места, так как такие установки огромные по размеру.

Очистка воды и дым из трубы, на которой стоит новый фильтр

За пределами станции нам показывают блок очистки воды, который работает полностью автоматически, без контроля людей. В 14 с половиной миллионов гривен обошлась компании ДТЭК такая установка. Таким образом, вода на станции используется по кольцу.

Та же вода, которая охлаждает котлы, не загрязняется и сбрасывается обратно в Днепр. Конечно, она несколько теплее – около 33-34 градусов летом и около 12 градусов зимой. Утверждение, что это никак не вредит рыбе и другому "населению" реки, конечно, довольно сомнительное.

Все электричество – общее

Те, кто думает, что Приднепровская ТЭС работает на нужды Днепропетровска, ошибаются. На самом деле, энергетическая система Украины едина и вся энергия, вырабатываемая сетью АЭС, ТЭС, ГЭС, солнечными и ветровыми станциями вливается в общий "котел". А затем уже Укрэнерго его распределяет "по кусочкам" для каждого. В ситуации, когда есть проблемы с поставками угля и газа, сеть атомных электростанций в Украине может не покрыть нашу потребность в электроэнергии, особенно в пиковые часы. Ведь Украина все так же продолжает обеспечивать электроэнергией Крым и Донбасс, где остановилось много шахт.

Работники Приднепровки уверяют, что станция очень надежна. Нас заводят в огромный кабинет, напоминающий гигантскую радиорубку - отсюда ведется контроль за работой станции и здесь же есть волшебный аварийный рычаг. Он нужен для того, чтобы "посадить станцию на ноль", если полностью пропадет напряжение. В случае аварии гигантские батареи поддержат постоянный ток около 30 минут – столько времени будет достаточно, чтобы отключить приборы и перевести системы.

К слову, подобного за все время существования станции еще не случалось. Надеемся, что не случится никогда.

Последние новости