Тайна музея Яворницкого: змеи над окнами и резиденция немцев в войну

Все фото: Глеб Шмыгленко.

Мало кто обращал внимание на барельефы и лепнину музея имени Яворницкого. Его фасад украшают причудливые растения, змеи и чудовища с разинутыми пастями. А на дверях видно старинную гравировку "М. П." Что означают все эти символы разбирался Vgorode.


Похожее здание есть в Берлине

Чудища и змеи появились на фасаде неспроста. Главное здание музея построили в 1905 году по образцу легендарного дома Гофмана в Берлине.

Все эти диковинные создания, украшавшие музей по задумке архитектора должны были уберечь его от бед и разрушений. 

По другой версии, прообразом нашего музея послужил Драматический театр в центре Берлина (в наши дни – Концертный холл).

Наш исторический музей в начале 20 века.

Панорама Жандарменмаркт. Здание драмтеатра Берлина – в центре.

Проект здания музея разработал архитектор Георгий Панафутин. По его задумке лавровые венки над окнами должны были символизировать бесконечность, горизонтальные копья – современность, а обвивающие их змеи – смерть, которой рано или поздно закончится любая история.

В новое здание в начале 20-го века перевезли все экспонаты, которые с 1887-го года хранились в первом частном музее Екатеринослава. Он принадлежал богатому промышленнику Александру Полю и располагался  в 4-х комнатах его собственного дома на Соборной площади. Там было 7 отделов и даже собственный экскурсовод.

Значительная часть материалов представляла собой археологические находки, обнаруженные Полем в курганах и других погребениях на территории Екатеринославской губернии. Одним из самых ценных экспонатов стала статуя фараона Рамзеса VI, а позже – мумия, привезенная из Египта. Ее подарил губернатор Андрей Фабр. Она до сих пор хранится в музее. 

Мумия. Фото: Ева Авраменко.

В 40-е годы 19-го века в Российской империи была мода на все египетское. Поэтому представители екатеринославской элиты тоже старались от нее не отставать и покупали на аукционах всевозможные диковинки. В 1847-1850 Андрею Фабру удалось где-то купить мумию знатной египтянки. Вскоре ее передали историческому музею, так как дома  такой экспонат хранить было нельзя. Возражала жена, о которой, кстати, известно очень мало. Биографы Фабра лишь упоминают, что на момент выходы на пенсию он уже был вдовцом. О детях вообще ничего неизвестно.

Андрей Фабр. Екатеринославский губернатор.


Буквы "М" и "П" на дверях

Буквы "М" и "П" – это аббревиатура. Они означают музей Поля.

Поскольку изначально коллекция музея состояла практически из одних экспонатов Александра Поля, то и сам музей до 1917-го года носил его имя. 

Коллекция Почетного гражданина Екатеринослава Александра Поля насчитывавшая более 4770 предметов. Поражали современников реликвии запорожских казаков, к которым у промышленника было особое отношение. По материнской линии он – потомок самого гетьмана Павла Полуботка.

После смерти Поля (в 1890 году) горожане предложили создать в честь него губернский музей. Если бы этого не произошло, то всю коллекцию знаменитого екатеринославца попросту распродали бы на аукционах. Ведь у его родственников не было денег, чтобы содержать все экспонаты. Стоимость полевского собрания еще при жизни владельца оценивалась в 200 тысяч рублей серебром. Громадные деньги по тем временам. На них можно было построить огромный дом.

Строительство главного корпуса музея. Фотографии из коллекции исторического музея.


Резиденция немцев в войну

Большие утраты понес музей во время немецко-фашистской оккупации. В здании разместился штадткомиссар города Рудольф Клостерман. Его привлекла схожесть здания с домом Гофмана в Берлине. Правда, это не помешало ему уничтожить большую часть коллекции музея. Под проливным дождем экспонаты стали перевозить в полуразвалившееся помещение Художественного музея (на Шевченко, 21). Все это делалось для того, чтобы освободить больше места в здании для оккупантов.

Самые ценные предметы старины увезли в Германию. К сожалению, после Великой Отечественной их так и не нашли.

Интересно, что не только главное здание музея на Яворницкого, 16 построено по заграничному образцу. 

Прообразом здания универсальной научной библиотеки имени Кирилла и Мефодия (Яворницкого,18) был Египетский музей в Каире.

Египетский музей в Каире.

Изначально здесь должны были построить не библиотеку, а новый корпус исторического музея. Такое предложение внес в 1912 году Дмитрий Яворницкий. Но в 1914 году строительство законсервировали. Из-за войны его удалось достроить лишь в 30-х годах. Каирский музей новое здание напоминало слабо, потому что власти решили существенно сэкономить.


Музей Яворницкого сегодня

В музее Яворницкого собраны экспонаты различных эпох: от первобытного строя до сегодняшних дней.

Музей имени Яворницкого – одно из самых увлекательных мест города. Семь залов с постоянной экспозицией (от времен первобытных людей до Второй мировой) заинтересуют даже человека, который никогда не увлекался историей. На втором этаже, где представлено время НЭПа, воссоздали целый магазин и пару типичных комнат той эпохи.

Инсталляция под магазин времен НЭПа в историческом музее.

Музей регулярно проводит тематические выставки. На фото экспозиция, посвященная телефонии.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 16:00 без перерыва; выходные: понедельник, последняя пятница месяца – санитарный день.

Где: проспект Яворницкого, 16.

Для школьников и студентов билет в исторический музей стоит всего 10 гривен. 

Последние новости