Откровения официантки: о клиентах, поварах и плевках в супе

Алена, 28-летняя официантка одного из днепропетровских ресторанов, рассказала журналистам Vgorode.ua о буднях работников сферы обслуживания.

Профессия: официант. Фото: experto24.ru

О работе и зарплате

В официанты обычно идут студенты, или те, кому нужна временная работа. Это хороший способ устроиться на работу без опыта и почти сразу начать зарабатывать. Хотя некоторые не выдерживают и пары недель, работа, все-таки специфическая, нужно уметь и любить общаться с людьми, находить с ними общий язык. За пять лет работы в этой сфере я сменила уже 6 заведений, сейчас собираюсь перебираться с подружкой в Киев – там зарплаты повыше. Попробую устроиться администратором.

Ставка у официанта обычно небольшая, в зависимости от кафе, места и сезона, а основной доход – банкеты и чай. Летом в нормальном заведении у воды или с летней площадкой в Днепропетровске можно зарабатывать по 5-6 тысяч гривен. Понятно, что не сразу. Чтобы оставляли на чай, нужно понравиться клиенту, удивить его, поймать его настроение, а этому учишься не один год. Самые большие мои чаевые – 1000 гривен, оставил мужчина, судя по всему, бизнесмен. Он весь вечер ждал у нас кого-то, но так и ушел один.

О чаевых

Если вы сомневаетесь, сколько давать – давайте всегда 10% от заказа. Именно к такой сумме мы привыкли и на нее рассчитываем. Меньше счет – меньше работы – меньше чая, все честно.

О поварах и еде

Работа поваром – это ад. Повара приходят в 5 утра, а уходят в 12 вечера. Иногда остаются на работе на ночь, если ехать далеко, а завтра банкет на 40 человек. При этом чаевых у них нет, зарплата фиксированная, условия на кухне адские. Продуктов домой они тоже особо не берут – все посчитано и учтено. Хотя и не голодают, у них свои методы и хитрости. Кушаем не всегда то, что готовят, деликатесами не питаемся. Хотя в разных местах – по-разному.

Некоторые блюда готовятся заранее, например, борщ есть всегда, некоторые – только по заказу. У поваров на плите всегда кипящая вода и много-много готовых ингредиентов. Используют всегда только свежее – скандалы не нужны никому.

О клиентах

О, тут можно рассказывать долго. У нас в Днепропетровске, почему то, очень много людей, которые считают, что если они пришли и платят деньги, то все перед ними должны на коленках ползать. Понты, короче. Понятно, что им все равно, но людьми-то надо оставаться… Часто могут оскорбить или обидеть, особенно выпившие, бывает, пристают. Вообще, все просто – или ты привыкаешь и учишься работать с учетом этих факторов, или ищешь другую работу.

Самый страшный момент у меня был, когда я работала в кафе на Фрунзенском. У нас гуляли день рождения какие-то бандиты-боксеры, начальство разъехалось, а они остались до утра. Орали, курили, чуть не избили диджея – охранника постоянного не было, к нам приставали, а нажимать тревожную кнопку страшно – приедут трое чоповцев, и их побьют и нас… Или их уведут, а они вернутся через день, нам же тут еще работать… Но ничего, все выжили. Правда, теперь я в таких маленьких районных кафе не работаю. Себе дороже.

О мотивации

Все дело в том, как относиться к своей работе. Если будешь ждать, пока "эти свиньи нажрутся и свалят" – ничего хорошего не выйдет. Клиенты – это как твои гости, относиться к которым нужно соответствующе. Я стараюсь меньше думать о деньгах, а просто делать для людей праздник. И часто чувствую отдачу. Не зря говорят – относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

О штрафах

Штрафуют нас много и с удовольствием. Бывает, что на штрафы уходит вся зарплата – опоздания (даже 5 минут), бой посуды, жалобы клиентов. Поэтому чаевые - наше все. Вообще, чем серьезней заведение, тем хуже в нем относятся к персоналу и тем более жесткие требования. Нужно просто понимать, сколько ты заработаешь здесь и сколько на это потратишь нервов. Из одного ресторана я ушла через месяц – не выдержала администратора зала. Такое ощущение, что она выбрала меня своим личным врагом – придалбывалась по поводу и без. В таком случае, думаю, лучше спокойно уйти и не портить отношения.

О плевках в супе

Да, меня друзья раньше так подкалывали, а потом перестали. Я плохо к такому отношусь, по-моему, это подло и низко. Даже если клиент тебя обидел – мало ли, почему у него такое настроение, он не тебя конкретно обижает, а просто выплескивает негатив. Мстить за такое глупо. Из моих коллег я никого не знаю, кто бы так делал или хвастался таким.

О круизных судах

У тебя должны быть нормальные знания английского, хороший опыт, рекомендации и, обязательно – знакомства. Обычно на такую работу устраиваются через агентство,  но это не самый лучший способ – могут просто кинуть, или отправить непонятно куда. Лучше самому или через друзей.

Работа на судне может превратиться в ад. Если будешь жаловаться – тебя просто отправят домой, а ведь, чтобы попасть на корабль, особенно в первый раз, приходится оформлять кучу документов, иногда даже брать кредит, поэтому многие боятся и не жалуются. Да и куда пожалуешься? Мне рассказывали про индусов, которые по 11 часов чистили картошку на камбузе и не вылезали из прачечной в течение всего рейса. Девушкам еще хуже - начальник может открыто заявить - или "ложись спать в моей каюте", или снимаем с рейса за нарушение. Поэтому лучше ходить на проверенных уже кем-то из знакомых судах.

Но даже если все обойдется без такой "жести", работать все равно приходится с утра до ночи, хотя и платят нормально. В среднем - от 700 до 1000 долларов плюс типсы-чаевые. 

Последние новости