Кладбище кораблей и украинский "Титаник": днепропетровские дайверы делятся открытиями

Погружаться на глубину сотни метров, по словам профессионалов, решаются лишь единицы, но оно того стоит.

Деревянный корабль Agnes Blaikie. Погиб недалеко от Балаклавы во время Крымской войны в мае 1856 года. Фото: О. Истратова

Недавно днепропетровские дайверы совершили экстремальную подводную экскурсию по местам гибели кораблей в Черном море, лежащих на глубине сотни метров, пишет "Сегодня".

Организатор экспедиции дайвер Андрей Воробьев рассказал о последнем погружении команды:

– Такие погружения непросты изначально, потому что они требуют довольно-таки суровой физической подготовки. Человек должен быть в состоянии как минимум поднять снаряжение для погружений, которое весит более ста килограммов.

Стоит отметить, что по словам дайвером, на глубине в Черном море температура выше восьми градусов никогда не поднимается, так что участникам экскурсии предстояло еще и терпеть холод и темноту.

– Там очень темно, и в этот раз нас сопровождал особо плотный сумрак из-за того, что цветет планктон, и вода в верхних слоях не пропускает свет, — добавил Андрей Воробьев.

Дайверы неспроста выбрали суда, покоящиеся на огромной глубине. Дело в том, что десятки метров воды лучше сохраняют корабли в первозданном виде, предотвращая посягательства на памятники истории со стороны вандалов и "черных археологов".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ и о других экспедициях днепропетровских подводников в поисках затонувших лодок "Тайны Черного моря"

Команда подводников посетила четыре судна, у каждого из которых трагическая судьба.

– На глубине 84 метра мы сфотографировали британское деревянное парусное судно "Agnes Blaikie". Корабль погиб в 1856 году во время Крымской войны, когда союзная эскадра блокировала Севастополь. Также мы спустились к двум затопленным в 1919 году подводным лодкам "Гагара" и "Кашалот". Первая успела побывать в составе трех флотов — русского, немецкого и английского — и была затоплена по решению английского командования при отступлении. Аналогичной была и судьба "Кашалота", — рассказал подводник.

Андрею Воробьеву даже удалось заплыть внутрь последней субмарины и рассмотреть ее получше. Дайвер поделился впечатлениями:

– Когда я проник в "Кашалот", у меня возникло такое ощущение, что лодка до сих пор несет боевое дежурство: стоят столешницы, стоит панель управления, штурвалы — все в боевой готовности.

Подлодка "Гагара". Лежит у берегов Севастополя. Фото: О. Истратова

А вот четвертый корабль, посещенный дайверами, примечателен не только тем, что находится на самой большой глубине, осиленной подводниками во время экспедиции (96 м), но и самой кровавой историей.

Пароход "Ленин" — это наиболее трагичный корабль. Его даже называют украинским "Титаником". Он унес с собой на дно две тысячи человеческих жизней. В июле 1941 года на нем эвакуировались люди из Одессы, Севастополя и Ялты. Но пароход подорвался на своих же советских минах. Это огромное судно, которое до сих пор лежит на морском дне целое, внутри у него закрыты все каюты, в которых навсегда остались люди, – рассказал организатор экспедиции.

Уже на следующей неделе подводники вновь планируют спуститься к "Ленину", чтобы постараться сделать качественную фото- и видеосъемку, так как в прошлый раз запечатлеть его не удалось из-за плохой видимости на глубине.

До конца лета Андрей Воробьев планирует погрузиться к еще одному судну. – В ближайшее время я надеюсь посетить в глубинах Черного моря 400-летнюю галеру, лежащую на глубине 120 метров. Она перевозила большой груз амфор. Главное для меня не столько достать амфору, сколько прикоснуться к такой древней истории, – говорит о своих планах дайвер.

Последние новости