Загадки истории: Днепропетровский автомобильный завод и машины-амфибии

Загадки истории: Днепропетровский автомобильный завод и машины-амфибии

Фото img-fotki.yandex.ru

Сегодня мало кто знает, но в прошлом столетии у Днепропетровска был свой собственный автомобильный завод, просуществовавший в этом статусе неполные пять лет. В военное автомобилестроение он внес единственный, но весомый вклад, создав первый советский трехосный армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485 (6x6).


Автомобильный завод в Днепропетровске

В 1944 году, когда уже постепенно приближался конец войны, руководством страны было принято решение о строительстве новых автомобильных и автосборочных заводов в Кутаиси, Днепропетровске, Одессе, Новосибирске и Иркутске. Уже после освобождения Днепропетровска, 21 июля 1944 года, Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве здесь нового автомобильного завода. 

Автомобильный завод в Днепропетровске был заложен на территории авиамоторного завода, строительство которого началось перед самой войной, но не было из-за неё закончено. Производственная мощность завода должна была составить 30 000 автомобилей в год с последующим наращиванием до 75 000. 

В октябре 1944 года началось строительство.  Из-за послевоенной разрухи оно шло медленно, поэтому, для улучшения ситуации, в 1946 году ЦК КП(б)У и Совет Народных Комиссаров Украины объявили Днепропетровский автозавод ударной стройкой республики. На строительство было отправлено дополнительно 3000 комсомольцев.


Что делали на заводе

В 1947 году на заводе был собран первый опытный грузовик ДАЗ-150 "Украинец", который представлял собой достаточно серьёзно переработанный второй опытный образец ЗИС-150. Также на Днепропетровском автомобильном заводе были разработаны 3- и 5-тонные гидравлические автопогрузчики моделей "4000" и "4001", производство которых освоили на Львовском заводе. 

1 июля 1948 года начался серийный выпуск автокранов К-31 на шасси ЗИС-5. В 1948-1949 гг. по заданию Инженерного комитета Советской Армии были разработаны и изготовлены образцы трёхосного плавающего автомобиля ДАЗ-485 (впоследствии ЗИС-485, он же БАВ). В апреле 1949-го выпущен 1000-й автокран К-31, а уже в июне завод перешёл на выпуск автокранов К-32 на шасси ЗИС-150.


Автомобиль-амфибия

Разработка принципиально нового плавающего грузового автомобиля  военного назначения началась под руководством Грачева в середине 1949 года. Его основой стала американская амфибия "Джи-Эм-Си DUKW-353", а фактически ДАЗ-485 являлся довольно точной копией заокеанского прототипа, переставленного на советское 110-сильное шасси с агрегатами и узлами от серийных автомобилей.

Главной новинкой стало первое в СССР применение системы регулирования давления воздуха в шинах. Управление подачей воздуха водитель производил из своей кабины с помощью кранов, что обеспечивало индивидуальный подвод воздуха к каждому колесу или отключение любой из шин в случае ее повреждения. Для перемещения на плаву служили трехлопастной гребной винт, установленный в глубоком тоннеле, и водяной руль. 

Машина оснащалась также электрической сиреной, компасом, якорем, флагом-отмашкой и другим шкиперским снаряжением. В августе 1950 года были собраны две амфибии ДАЗ-485. Их испытания начались на Днепре и продолжались до осени 1951 года по дорогам и водным гладям Крыма, Кавказа, Кубани и близ Выборга. При этом машина перевозила на плаву 3,5 т грузов и развивала скорость 10,7 км/ч, которая на шоссе возрастала до 73 км/ч. Предельная крутизна преодолеваемого подъема достигала 32°. В зависимости от условий движения, запас хода на воде и на суше составлял 70 км и 570 – 690 км соответственно.


Что случилось с заводом

9 мая 1951 года было подписано правительственное постановление о перепрофилировании Днепропетровского автозавода на изготовление ракетной техники, и впоследствии это предприятие было известно только как Южный машиностроительный завод (ЮМЗ), выпускавший колесные тракторы. В сентябре 1951 года все автомобильное производство на ДАЗе было свернуто. К тому времени он успел собрать около 2000 машин всех типов. Серийный выпуск армейской амфибии вместе с ее создателем был переведен на Московский автозавод имени Сталина. Там машина получила индекс ЗИС-485, а Грачев – пост заместителя главного конструктора.