Директор АТП рассказала, как можно снизить тарифы на проезд

Директор АТП рассказала, как можно снизить тарифы на проезд

3 гривны за проезд сейчас – редкость. Фото Дениса Моторина

Когда стоимость проезда на большинстве маршруток в городе возросла до 4 гривен, общественность резко отреагировала на такое повышение. Еще бы – каждый раз за проезд приходится платить на целую гривну больше, а ведь условия перевозки пассажиров не изменились. Со стороны перевозчиков проблему объяснила Лариса Новикова, единственная в отрасли директор-женщина, которая возглавляет АТП №11231, пишет "Горожанин".

Лариса Юрьевна, насколько законным и обоснованным было решение исполкома горсовета о повышении тарифа до 4 гривен?

– Решение было принято строго в соответствии с предусмотренной законом процедурой, а тариф повышен, исходя из увеличения всех его составляющих.

Почему стоимость проезда так выросла?

– Есть такое понятие как себестоимость перевозок. Затраты на топливо в ней составляют 50 и более процентов. За последние месяцы дизельное топливо выросло в цене в два раза и продолжает расти. Дальше идут затраты на техническое обслуживание и ремонт – 20%, но поставщики запчастей тоже подняли цены. Зарплата работников с начислениями составляет порядка 10-15%. Остальное — прочие затраты.

Что значит прочие затраты?

– Прежде всего — коммунальные платежи. Мы содержим здания производственного комплекса АТП для обслуживания подвижного состава – гаражи, ремонтные мастерские, мойку и пр. необходимые службы. Тарифы на воду, свет, газ увеличились и для нас. Далее — затраты на программное обеспечение, банковское обслуживание, услуги связи — то, без чего нельзя обойтись. Оплата услуги GPS — 200 гривен в месяц за каждую машину.

Но зарплата водителей ведь не поднялась?

– Мы ведь еще и месяца не отработали по новым тарифам, но уже с августа средняя зарплата водителя возрастет с 1800 до 2300 гривен.

Цифры понятны, но почему у нас стоимость проезда растет быстрее, чем в других городах Украины?

– У нас в городе больше всего приобрели нового подвижного состава, взяли в лизинг. Инвестиционная составляющая по закону не входит в состав тарифа, но кредиты надо отдавать. Сейчас перевозчики на грани выживания. Очень тяжелыми были апрель и май, когда цены на топливо бесконечно росли, а пассажиропоток не увеличился, а наоборот, уменьшался. Предприятия сокращали рабочие дни.

Кто просчитывает тариф?

– Ну уж точно не перевозчики. С 2009 года существует методика, утвержденная Министерством транспорта. В ней содержатся расчеты, которые учитывают, сколько нужно проводить ТО, какую мы должны платить зарплату по тарифному соглашению и т.д. По этой методике расчетный тариф должен составлять 6 гривен. Мы, понимая социальную значимость тарифов, заказали еще один их расчет в экспертном центре — государственном предприятии, которое считает по своей методике. Специалисты выбрали несколько типовых маршрутов, просчитают по разным маркам автобусов, результаты будут в ближайшее время.

Общественность волнует вопрос: почему при расчете тарифа не учитывалось количество стоящих пассажиров?

– Учитывается среднее количество пассажиров. Их не добавилось — люди как ездили утром и вечером в час пик, так и ездят. А днем? Утром с Левобережного-3 автобус едет переполненный, а возвращается практически пустым. За счет часа пик и перераспределяется пассажиропоток.

Второй вопрос — это количество подвижного состава. Между вами и горсоветом заключен договор, в котором указано, сколько на данном маршруте должно быть автобусов различной вместимости и марки. Этот пункт договора выполняется?

– Скажу честно: не везде. Например, 38-й маршрут (Левобережный-3 — центр) идет параллельно с троллейбусным сообщением. Здесь работало 8 наших автобусов большой вместимости, сейчас мы вынуждены заменить их на автобусы "Богдан" и микроавтобусы. В часы пик с 17:00 до 19:00 на конечных остановках невозможно даже пройти — не то что припарковаться, количество троллейбусов и прочего транспорта превышает все нормы безопасности. Было несколько писем в горсовет от руководства трамвайного управления с просьбой убрать автобусы большой вместимости. Вот так жизнь внесла коррективы.

Еще вопрос — о лицензиях и выполнении графика движения маршруток.

– Каждое АТП получает лицензию на право оказания услуг по перевозке пассажиров. На каждый автобус Укртрансинспекция выдает лицензионную карточку и осуществляет надзор за выполнением лицензионных условий. Наше АТП и все наши автобусы имеют все необходимые документы.

Что же касается соблюдения графика движения, то мы стараемся по нему работать, хотя это сложно в часы пик, когда в городе транспортные пробки. Но система GPS как раз следит за этим — за количеством выполненных рейсов, за отклонениями от графика, за превышением скорости. С ее помощью можно отслеживать работу транспорта в режиме онлайн. Но мы бессильны, когда сталкиваемся с отсутствием у водителей частных машин культуры парковки, упираемся в узкие улицы центра города, переполненные транспортом. Это те вопросы, которые должна отрегулировать местная власть.

Как остановить повышение стоимости проезда, возможно ли это?

– Да, возможно. Но нужно действовать сообща государству, перевозчикам и общественности.

Вы готовы предложить рецепт по стабилизации и даже снижению тарифов?

– Да, достаточно выполнить несколько очень важных пунктов. Напомню, что в тарифе нет инвестиционной составляющей, а наши АТП перед конкурсом перевозчиков приобрели транспорт большой и средней вместимости. При этом кредиты мы получали на общих основаниях. Вопрос о снижении тарифа увязан с вопросом льготного кредитования АТП, поскольку пассажирский транспорт – это не просто бизнес, это социальный вопрос.

Второе — снижение налоговой нагрузки. Нам очень помогла бы льгота по налогу на землю под АТП, как это было раньше. Третье — это возмещение перевозчикам затрат по перевозке льготных категорий населения. Например, через обязательный квалифицированный учет льготников: установить кассовые аппараты и ввести социальные карты. Мы будем четко знать количество перевезенных льготников и должны получать от государства компенсацию за каждого из них. Это может быть пилотный проект, мы готовы к участию в нем. Но это государственный уровень принятия решений, механизм должен быть принят законодательно. Эти факторы помогут предприятию повысить доходность перевозок, за счет чего можно рассматривать вопрос о снижении тарифов. И мы над этим работаем.

Новости сегодня

Какие места заняли ВУЗы Днепропетровска во всеукраинском рейтинге >>>

Кобзон считает, что в Днепропетровске "пытают и убивают несогласных" >>>

Под Днепропетровском сражались бойцы ММА >>>