Ждем конкурса перевозчиков. Фото: Денис Моторин
Куда поедут "новенькие"?
В этом году мы приобрели 30 трамваев, бывших в эксплуатации, прошедших капитальный ремонт и модернизацию в Германии, сообщают из департамента транспорта и связи Днепропетровского горсовета. Сегодня составы испытывают согласно требованиям Госстандарта.
Новые трамваи мы увидим на первом маршруте уже во второй декаде марта.
Парк трамвайных вагонов в Днепропетровске проамортизирован на 90%, добавляют в департаменте. При нормативном сроке службы 15 лет средний срок эксплуатации их в нашем городе составляет двадцать семь. В основном это вагоны с реостатно-контакторной системой управления типа Т-3, 1978-1987 гг. выпуска, и вагоны типа КТМ-5, 1987-1992 гг. выпуска. Они технически и морально устарели и давно отработали свое. Продление срока службы этих вагонов возможно при проведении капитального ремонта с модернизацией системы управления, позволяющей экономить до 40% расходуемой тяговой электроэнергии. На это потребуется не менее 800-900 тыс. грн. Экономически нецелесообразно.
Поэтому в горсовете решали приобрести новые трамваи или б/у. Стоимость нового трамвайного вагона около 5 млн. 200 тыс. грн, а стоимость ранее эксплуатируемых трамвайных вагонов с адаптацией на трамвайный путь 1524 мм около 500 тыс. грн.
Учитывая финансовые возможности местного бюджета, остановились на втором варианте. Срок службы этих вагонов не менее 9 лет, добавляют в горсовете.
Напомним, 27 февраля Кабинет Министров Украины утвердил госпрограмму активизации развития экономики на 2013-2014 годы. В ней городские советы нацеливают на закупки общественного транспорта у отечественных производителей.
Маршрутная схема: да или нет?
А вот новая маршрутная схема, широко обсуждаемая в прошлом году, пока так и осталась на бумаге. Центр города, в частности проспект Карла Маркса, по-прежнему планируют разгрузить, подтверждают в транспортном департаменте. Собираются также ввести остановки в установленных местах.
Учитывая пожелания руководителей автотранспортных предприятий и жителей нашего города, в данный момент департаментом транспорта и связи Днепропетровского совета готовятся предложения по внесению изменений в вышеуказанное решение исполкома, добавляют чиновники.
В профсоюзе автомобилистов и дорожников сообщают: вопрос о новой маршрутной схеме будет подниматься не ранее, чем в апреле - после проведения конкурса перевозчиков.
GPS-навигация - дорого и неточно, но перспективно
- Сегодня система GPS-навигации обходится перевозчикам недешево. 500 гривен в месяц на эксплуатацию на одной маршрутке, - рассказывает Андрей Берчук, председатель областной организации профсоюза автомобилистов и дорожников. - Однако есть аналоги этой системы в 5 раз дешевле - по 93 грн/месяц. Дешевле система навигации и по области - те же функции она выполняет за 200 грн/месяц.
Вызывает вопросы и объективность показаний навигации.
- Технология еще проходит апробацию, естественно, есть сбои в работе, - замечает Андрей Берчук. - Но расцениваются они всегда не в пользу перевозчика. Бывают случаи, когда система показывает, что водитель едет со скоростью 240 км/час. Это физически невозможно. Или же другой пример: водитель превысил скорость на одном участке, а система "зависла" секунд на 5-7, и маршрутчику записывается уже несколько нарушений.
По словам Андрея Берчука, плюс навигации в том, что она позволяет начальнику предприятия наблюдать, где находится его транспорт, как долго стоит, соблюдает ли график.
То же, кстати, доступно и пассажирам. С октября прошлого года отследить нужную маршрутку, троллейбус или трамвай днепропетровцы могут на сайте: transit.in.ua. Правда, как и система GPS-навигации, портал пока что работает со сбоями.
Введение GPS-навигации положительно отразилось и на работе самих маршрутчиков, говорят в профсоюзе. Водители знают, что их контролируют и стараются не выпадать из графика и не нарушать правила дорожного движения. Так что, несмотря на существующие минусы, будущее за GPS. Осталось только найти более дешевый и точный аналог системы.
И снова о тарифе…
Маршрутки по 9 гривен - главная страшилка ушедшей зимы. К всеобщей радости днепропетровцев этот кошмар не воплотился в жизнь. Хотя председатель профсоюза автомобилистов и дорожников уверен, что повышать тариф на проезд в маршрутках все-таки нужно - если не в три, то в два раза.
- Для перевозчиков, которые сегодня также должны возить льготную категорию пассажиров, не получая за это от государства ни копейки дотаций (хотя законом они предусмотрены), тариф очень занижен, - рассказывает Андрей Берчук.
Оптимальной ценой за проезд в днепропетровских маршрутках, по подсчетам разных перевозчиков, была бы сумма от 5 с копейками до 6 гривен.
Существующий тариф не позволяет обновлять подвижной состав (некоторые фирмы делают это, но в кредит), а также поддерживать достойный уровень зарплаты и условий труда для водителей, говорят в профсоюзе.
В горсовете же нам ответили, что в настоящее время повышение стоимости проезда в городском транспорте даже не обсуждается.
Тяжела и неказиста жизнь маршрутного таксиста
Зарплата днепропетровского маршрутчика едва превышает минимальную. В среднем по городу она составляет 1240 грн.
- Руководители фирм-перевозчиков понимают, что, работая с наличными деньгами, водитель что-то да оставляет себе, - замечает Андрей Берчук. - Поэтому и повышать зарплату считают нецелесообразным.
Оставляют желать лучшего и условия труда: автопредприятия отапливаются буржуйками (газ и электричество обойдется дороже), в мастерских не топят вовсе, а душевые, если и работают, то недолго и в режиме холодной воды. А рабочий день водителя маршрутного такси часто составляет 12-14 часов…
Практически в каждой маршрутке сегодня висит объявление "Требуется водитель…". Из-за "высокой" зарплаты и условий труда текучка кадров в этом бизнесе катастрофическая.
- Доходит до того, что сегодня водителя увольняют с одного предприятия за нарушения, а завтра берут на другое, - говорит председатель профсоюза. - Поэтому сейчас создается база "неблагонадежных" маршрутчиков, в нее будут вноситься данные о водителях, которые не единожды нарушали ПДД. Если ты в этом списке, работать маршрутчиком уже не получится.
Неудобный льготный вопрос
- Можно по льготному? - неуверенно и заикаясь, спрашивает у маршрутчика пенсионерка.
- Есть уже! - рявкает водитель.
Знакомая картина? В профсоюзе автомобилистов и дорожников не удивляются и своих "подопечных" не оправдывают. Вопрос с льготниками давно уже набил оскомину не только пассажирам, но и водителям - не возьмешь по льготному бабулю, услышишь в свой адрес возмущение. Возьмешь - в деньгах потеряешь.
Дабы не обрекать маршрутных таксистов на каждодневные муки выбора и совести, в профсоюзе предлагают ввести так называемые льготные талоны. Если у маршрутчиков будут документы, подтверждающие количество перевезенных пассажиров льготной категории, они смогут смело предъявить их начальству и не бояться, что им попадет за "лишних".
Куда пожаловаться на плохую работу транспорта?
- в департамент транспорта и связи Днепропетровского городского совета по адресу: г. Днепропетровск, пр. Карла Маркса, 75, комн. 317, электронный адрес: [email protected]. или по телефону: (056) 744-87-63 (автотранспорт); (056) 744-31-44 (электротранспорт);
- перевозчику: в каждой маршрутке должна быть информация о названии транспортного предприятия, ФИО руководителя и контактный телефон.
"Зоря", Алена Дрыга