Амурский мост. Фото: tov-tob.livejournal.com
В Днепропетровске насчитывается порядка 32 больших и средних мостов, 20 малых и 18 виадуков и путепроводов. Сегодня речь пойдет про старейший мост Днепропетровска - Амурский или Старый. В мировом масштабе он, конечно, вряд ли попадет даже в сотню крупнейших мостов, но в Украине его можно смело назвать одним из самых грандиозных речных сооружений. Десятки тысяч тонн металлоконструкций длиной более километра и пару миллионов болтов и заклепок на 15 пролетов.
Название "Амурский" мост получил по имени района Амур, находящегося на левом берегу Днепропетровска (а вот откуда у района в Днепропетровске взялось такое название - история умалчивает), в народе широко распространено название "Старый мост". С названиями и старостью моста свои хитрости. Первая хитрость заключается в том, что Амурских мостов на самом деле два: двухярусный (№1) и его одноярусный ж/д дублер (№5). Старый из них только один - двухярусный. Вторая хитрость - "старый мост" уже давно не самый старый в городе, его нынешняя конструкция моложе конструкций Мерефо-Херсонского моста.
Подъем Амурского моста
Краткая историческая справка
Первый полноценный мост в тогдашнем Екатеринославе был построен одновременно с Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дорогой, как связующее звено между криворожской рудой и донецким углем. Проект моста разрабатывался ведущим русским специалистом в области мостостроения Н.А. Белелюбским. Торжественное открытие моста состоялось 18 мая 1884 года. Уже тогда мост был двухярусным: на нижнем ярусе располагалась одноколейная железная дорога, на верхнем - дорога для пешеходов и повозок (а позже - автомобилей). В то время это был один из самых длинных мостов в России и после открытия он надолго стал одной из достопримечательностей города. Размеры моста впечатляли всех приезжих. А размеры не такие уж и маленькие: общая длина металлических пролетов - 1,3 км, с подходами - 2,4 км.
Вот, каким был Старый мост раньше |
Спустя полстолетия мост несколько раз восстанавливался и реконструировался: первый раз в 1920 году после гражданской войны; в 1935 году через мост пустили трамвай, а после Великой Отечественной войны мост пришлось отстраивать практически с нуля. В итоге от старого моста остались лишь опоры и внешняя схожесть конструкции: отдаленно похожие фермы и второй ярус. Кроме того, у восстановленного моста появился разводной пролет. В новом образе мост открылся в 1955 году. Пока шло восстановление, реку преодолевали через временный мост на деревянных опорах (их остатки можно найти возле левого берега).
В последующие годы в результате постоянно растущего ж/д трафика, возникла необходимость расширения моста для пропуска поездов одновременно в двух направлениях. Рядом со старым мостом был сооружен похожий по конструкции одноярусный мост, открывшийся в 1977 году.
Перейдем к современности.
Амурский мост собственной персоной. Ближайший к нам - двухярусник, за ним просматриваются конструкции одноярусника Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Мост с другой стороны. С этого ракурса всегда кажется, что верхний ярус находится над одноярусным мостом Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
По размерам трамвая легко определяется масштабность конструкций Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Еще лучше размах сооружения ощущается, если подойти к мосту поближе или вообще стать под ним Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Проезд под мостом по Набережной Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Опоры 1884 и 1977 года. Минимализм второй половины XX века налицо Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Стыковка нижнего и верхнего яруса старого моста Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Все 15 пролетов Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Дополнительные конструкции нужны для разводки моста. Здесь, конечно же, нет тех классических раскрывающихся пролетов, которые мы привыкли видеть на открытках с разведенными питерскими мостами; на обоих мостах разводной пролет поднимается вертикально вверх Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Если хорошо присмотреться к разводному пролету двухярусного моста, то в глаза бросаются его более тонкие и легкие конструкции Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Подъем на верхний ярус Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Так выглядит мост со стороны вокзала. Подъем на верхний ярус идет в стороне от железной дороги и уже перед самым мостом дорожное полотно зигзагом (который видно и на предыдущем фото) уходит в сторону путей. За пассажирскими вагонами в тупике притаился въезд на одноярусный мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Верхний ярус. Движение трамваев очень активное Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Конструкции одноярусного моста Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
На одном только ближнем стыке я смог насчитать почти 200 болтов Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Движение по мостам очень интенсивное, буквально каждые несколько минут через них проносится какой-нибудь поезд Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
На каждой ферме есть передвижная люлька для обслуживания верхней части конструкций Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
К люльке снизу ведет лестница. В обычном состоянии люлька "припаркована" рядом с этой лесенкой Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Как по заказу одна из люлек была в собранном состоянии. Здесь полным ходом идет покраска конструкций, правда люди куда-то исчезли Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Во время прогулки по мосту, со стороны левого берега подкатил ВЛ8 с обычным на вид товарняком. Вначале были банальные полувагоны... Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
...неожиданно сменившиеся платформами с военной техникой и вагонами полными солдат, которые как дети обрадовались огромной реке, наперебой снимая ее на телефоны Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Перейдем к разводным механизмам. Разводной пролет одноярусного моста, подвешенный между "башнями", поднимается вертикально вверх примерно на половину своей высоты. При этом подвеска контактной сети вынесена за пределы фермы и во время разводки моста контактная сеть остается в неподвижном состоянии Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Сверху на башнях находится машинное отделение, за лестницей внутри конструкций башни виден массивный противовес. Между мостами также выглядывает кабина машиниста подъема, из которой происходит управление разводкой обоих мостов Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Вторая башня со стороны подъемных тросов Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Между стационарными и подвижными фермами находится запирающее устройство для точной стыковки торцов рельс Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
С механизмом разводки двухярусного моста немного сложнее и интересней. Это не реклама бетона, а демонстрация надстройки, на которой установлены разводные механизмы Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Надпись закрывает собой машинное отделение, а "бетон" висит на противовесах разводного пролета, которые при разводке опускаются практически до контактной сети трамвая Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Вертикальные балки надстройки не полые внутри; в них снизу заходят балки нижнего яруса, которые подвешены на тросах, уходящих к противовесу. При разводке все это перемещается вверх внутри надстройки и нижний ярус как бы уходит в нее. Верхний же ярус никуда не разводится и стоит себе спокойно на одном месте Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Здесь мы видим очень похожую конструкцию Крюковского моста в Кременчуге с поднятым нижним ярусом и опустившимися противовесами Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Пространство внутри надстройки отведено для трамваев. Здесь и места мало, и контактная сеть ниже Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com |
По материалам tov-tob.livejournal.com