В Украине хотят расширить полномочия полиции - иллюстрация freepik.com
Руки в поле зрения и остановка "для профилактики": в Украине хотят расширить полномочия полиции
События
10 февраля 2021 13:23
В Украине хотят расширить полномочия полиции - иллюстрация freepik.com

Уже год в Украине обсуждают законопроект №2695, которым хотят усилить ответственность за некоторые нарушения ПДД, а также дать больше полномочий полиции. Документ уже прошел первое чтение и готовится ко второму, но мнения на счет этого законопроекта сильно разделились.

В МВД считают его очень важным в борьбе с пьяными за рулем, а вот водители уверены, что новые правила побудят к порождению еще большей коррупции и произвола.

Мы попытались разобраться, какие изменения нас ждут, если скандальный законопроект примут. Также мы подадим мнение адвоката Антона Болтика по основным пунктам проекта, которое он высказал в прямой трансляции на своем канале.

Основные пункты законопроекта №2695 и мнение адвоката о них

Основные пункты законопроекта №2695 / иллюстрация: freepik.com
Основные пункты законопроекта №2695 / иллюстрация: freepik.com

1. Не будут освобождать от административной ответственности за вождение в нетрезвом виде в связи "с передачей материалов дела трудовому коллективу". То есть, дело будет рассматриваться только в суде. Это уменьшит вероятность коррупционных схем.

Мнение адвоката:

Это хорошая норма и на практике она действует уже сейчас. А те, кто передавал дело на рассмотрение трудовому коллективу – делали это на свой страх и риск. 

2. Не будут освобождать от административной ответственности "в связи с малозначительностью" при таких нарушениях: 

  • стоянка или остановка на местах для водителей с инвалидностью;
  • повторное на протяжении года нарушение технического состояния авто или несвоевременное прохождение технического контроля;
  • невыполнение требования полицейского об остановке;
  • скрытие с места ДТП;
  • нарушение правил проезда ж/д-переезда во время оказания услуг по перевозке пассажиров или во время перевозки опасных грузов;
  • вождение без прав или передачу управления транспортом человеку, у которого нет прав;
  • вождение лицом, которое лишили прав.

Мнение адвоката: 

Тут спорный момент, всякое бывает. Может человек, действительно, не увидит, что его патрульных останавливал. Или во время езды у дальнобойщика второй раз в год пропадет подсветка номера. Сейчас человека могут освободить от ответственности из-за "малозначительности" нарушения – то есть, если он признает вину, устранил проблему и никому не нанесен ущерб. А вот, если этот законопроект примут, то даже в таких случаях человека будут наказывать.

3. Поменяют сроки привлечения к административной ответственности. Например, взыскание за езду пьяным смогут наложить в течение года со дня совершения нарушения. Сейчас этот срок – 3 месяца.

Мнение адвоката:

Нормальная инициатива. Сейчас, если суд не успевает наложить взыскание за три месяца, то нарушитель уходит от ответственности. Года на рассмотрение дела должно хватить.

4. Повышение штрафов:

  • за непристегнутый ремень или ненадетый шлем – 510 гривен (сейчас 51 гривна);
  • за превышение скорости – 340 гривен (сейчас 255 гривен);
  • за превышение скорости больше, чем на 50 км/час – 3 400 гривен (сейчас 510 гривен);
  • за то, что покинул место ДТП – 3 400 гривен (сейчас 255 гривен), а наказание "общественные работы" заменят на лишение прав от 1-2 лет. Административный арест на 10-15 суток остается;
  • за нарушении ПДД, которое спровоцировало ДТП – штраф от 850 гривен (сейчас от 340). Лишение прав на 6-12 месяцев останется;
  • за управление транспортом лицом, которое лишили прав – 17 000 гривен (сейчас 510 гривен);
  • за нарушение ПДД пешеходами – 255 гривен (сейчас 51) и убрали предупреждение. 

Мнение адвоката:

Антон Болтик считает, что предлагаемые увеличенные штрафы слишком велики, учитывая, что сейчас в стране безработица и у людей тяжелое финансовое состояние. По его мнению, лучше ввести общественные работы.

Хотя 17 тысяч гривен за вождение, если человека лишили прав, – неплохой вариант. По словам адвоката, сейчас часто после лишения прав люди продолжают ездить на машине, просто заплатив 510 гривен штрафа. А если штраф поднимут до 17-ти тысяч, то людей это будет сдерживать от нарушений.

5.  Штрафовать смогут за то, что водитель не предъявит документы "в такой способ, который даст возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные" из водительских прав, документа о регистрации авто и полиса страховки. Этот нюанс добавят в статью №126. Штраф за это – 425 гривен.

Мнение адвоката:

Вопрос субъективный. Пока непонятно, что это за "способ, который дает возможность прочитать и зафиксировать". 

6. За управление транспортом в алкогольном или наркотическом состоянии будет административная ответственность (хотя сейчас уголовная). Штрафы хотят сделать такими:

  • на первый раз – 17 тысяч и год лишения прав,
  • повторное нарушение – 34 тысячи и 3 года лишения прав с платным изъятием транспортного средства (или без такого) или административный арест на 10 суток и 3 года лишения прав с платным изъятием транспортного средства (или без такого);
  • на третий раз в течение года – 51 тысяча гривен и 10 лет лишения прав с конфискацией транспортного средства, которое есть в частной собственности нарушителя, или административный арест на 15 суток и 10 лет лишения прав с конфискацией транспортного средства, которое есть в частной собственности нарушителя.

Мнение адвоката:

Интересно, что добавился момент с платным изъятием транспортного средства нарушителя. Пока непонятно, как это будет выполняться, ведь по закону "право собственности является неприкосновенным."

7. За нарушение правил дорожного движения в состоянии опьянения, которое повлекло ДТП с пострадавшими хотят сделать такое наказание:

- если у пострадавшего телесные повреждения средней тяжести – лишение свободы на срок до 3 лет и лишение прав на срок от 3 до 5 лет.

- если у пострадавшего тяжкие телесные повреждения – лишение свободы на срок от 3 до 8 лет и лишение прав на срок от 5 до 8 лет.

- если потерпевший умер – лишение свободы на срок от 5 до 10 лет и лишение прав на срок от 5 до 10 лет.

- если погибли несколько потерпевших – лишение свободы на срок от 7 до 12 лет и лишение прав на срок от 7 до 10 лет.

8. Водителю и пассажирам добавляют новые обязанности (а полицейским, соответственно, расширяют полномочия):

- Иметь при себе права, документ о регистрации авто, страховой полис (в случаях, предусмотренных законодательством) и предьявить их способом, который дает возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, которые находятся в документах.

- Выполнять предусмотренные законом требования полицейского, которые даются в рамках их компетенции.

- В случаях подачи сигнала об остановке водитель обязан:

  • остановить транспортное средство согласно ПДД;
  • держать руки в поле зрения полицейского и не выходить из т/с без разрешения.

- По требованию полицейского водитель должен:

  • предьявить документы способом, который дает возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, которые находятся в правах, документе о регистрации авто и страховке;
  • выйти из транспортного средства.

- Пассажир будет обязан:

  • во время остановки транспортного средства по требованию полицейского находиться на своем месте, пока полицейский не даст другое распоряжение;
  • по требованию полицейского выйти из транспортного средства;

Мнение адвоката:

Адвокат Антон Болтик считает, что такие требованию противоречат Конституции, праву собственности. 

- Это как, когда придут к вам домой без всяких решений суда на обыск и скажут: "Открой дверь, выйди из своей квартиры, ты обязан из нее выйти". Что это за абсурд? – удивляется адвокат.

9. Машины смогут останавливать для проверки водителя на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения. Проверять водителей будут с помощью специальных технических средств в ночное время – с 22:00 до 08:00, а также в праздничные дни, в выходные и на протяжении следующего дня после праздников и выходных. Кстати, если сейчас проверка на состояние опьянения проводится только в присутствии двух понятых, то после принятия законопроекта это можно будет делать и без них, но снимая все на видео.

Мнение адвоката:

Тоже непонятно, по какому принципу будут останавливать машины. Все подряд или какие-то особенные. Это лишняя трата времени.

Зачем все это нужно: мнение МВД

Зачем нужен этот законопроект / иллюстрация: freepik.com
Зачем нужен этот законопроект / иллюстрация: freepik.com

Заместитель министра внутренних дел Украины Антон Геращенко уверяет, что этот законопроект нужен, чтобы "уберечь жизни украинцев от пьяного быдла на дорогах". 

- В этом законопроекте предусмотрено право делать внезапные проверки водителей на состояние алкогольного опьянения, как это есть во всех цивилизованных странах. И что не разрешено сейчас в Украине, – пишет Геращенко на своей странице в Facebook. 

По его словам, проект №2685 закрывает все "дыры" в законодательстве, из-за которых тысячи пьяниц избегали ответственности, если имели знакомого судью. Он привел статистику за 2019 год в качестве примера:

  • 1 457 человек никак не наказали за вождение в пьяном виде, так как дела передали в трудовые коллективы и общественные организации;
  • 633 дела были закрыты судами в связи с так называемой "малозначительностью";
  • 13 662 дела закрыли из-за истечения срока рассмотрения административных правонарушений, так как сейчас срок рассмотрения – 3 месяца.

Антон Геращенко утверждает, что каждый год патрульные фиксируют больше 100 тысяч случаев вождения в нетрезвом виде. Штраф в 10 200 гривен, который введен в 2015 год, не сдерживает потенциальных убийц.

Почему многие против этого законопроекта?

Почему многие против этого законопроекта / иллюстрация: freepik
Почему многие против этого законопроекта / иллюстрация: freepik

С виду полезный законопроект вызвал бурю возмущений у водителей, блогеров, адвокатов и даже некоторых депутатов. Люди создавали петиции, писали обращения, выходили на протесты. Мы узнали, почему украинцы против введения новых правил.

Как рассказал Vgorode автомобилист Василий Слабицкий, по его мнению, законопроект №2695 – это просто очередной шаг к "полицейскому государству":

- Даже сейчас, когда, как заявляют авторы законопроекта полномочия полиции столь скудны, мы наблюдаем ситуации, в которых сотрудники полиции переступают нормы действующего законодательства, не говоря уже о какой-то человечности. Ярким примером этому является ситуация которая произошла недавно на стационарном посту возле города Стрый во Львовской области. Там сотрудники полиции остановили водителя якобы за невключенный ближний свет фар, хотя в дальнейшем УПП во Львовской области на официальной странице в Фейсбук публикует видео с нагрудной камеры одного из патрульных, где четко видно, что свет у автомобиля был включен. Так вот, так как водитель был уверен, что включил свет, он попросил патрульных предоставить ему доказательства его правонарушения. Но полицейские посчитали, что их мнения в этой ситуации достаточно и силой вытащили из авто несговорчивого водителя, несмотря на его вежливое общение и заявление, что он добровольно выйдет из автомобиля. Мужчина не сопротивлялся, но полицейские с особой жестокостью причинили телесные увечия водителю, наступая ему коленом на голову. А ведь человек всего лишь просил сотрудников следовать букве закона, и ознакомить его с доказательствами его правонарушения. В конечном итоге, постановления за выключеный свет фар так и не составили, – рассказал автомобилист Василий, который выступает против нового законопроекта.

видео ситуации во Львовской области с камеры водителя:

видео с нагрудной камеры патрульного:

По словам автомобилиста Василия Слабицкого, ныненшняя полиция Украины пока не готова к подобным законам, по крайней мере до тех пор, пока не будет введена ответственность для самих полицейских.

- Что мы имеем на сегодняшний день: полицейский составляет постановление на водителя, основываясь на своем внутреннем убеждении, и, как это часто бывает, сообщает водителю: "Если вы с чем-то не согласны, то вы можете оспорить наши действия в суде". Идем в суд, нам предлагают составить иск, но иск должен быть соответсвующее оформлен, что не под силу обычному гражданину. Идем к адвокату, оплачиваем его услуги, и опять возвращаемся в суд, где нам сообщают, что для подачи иска нужно оплатить судебный сбор, а это 420 гривен. Платим. Суд решает вас оправдать, постановление отменить, а дело закрыть. Наконец-то, вы доказали свою невиновность. Потратив свои нервы, время, деньги. А вот полицейский, который вынес постановление, наказан не будет. В данный момент никаким законом не предусмотрена ответственность полицейского за незаконно вынесенное постановление. Вот такая вот игра, в одни ворота... – делится водитель Василий.

По его словам, новый законопроект преподносят, как направленный на борьбу с пьяными водителям на дороге. И это благое дело. Вот только есть сомнения, что большие штрафы помогут:

- Действительно, документ предусматривает повышение штрафов за вождение в нетрезвом состоянии. Вот только пьяницы за рулем в нашей стране начнут боятся этих штрафов только тогда, когда не будет возможности, как мы привыкли говорить, "порешать на месте", – сказал автомобилист Василий Слабицкий.

Люди, которые выступают против законопроекта, уже создали петицию с требованием прекратить его рассмотрение. Она быстро набрала нужно количество голосов и ее рассмотрел Владимир Зеленский. В ответе президента сообщили, что петицию отправили в Верховну Раду, так как законопроект рассматривают сейчас там.

По предварительной информации, второе чтение законопроекта будет уже на следующей неделе.

Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях