Пока Днепр оправляется от последствий, фактически, экологического бедствия, а мэрия обещает наказать зачинщиков "мусорной войны", схемы времен регионалов демонстрируют поразительную живучесть. Сменив предводителей, они продолжают работать и, как оказалось, могут парализовать жизнь города-миллионника.
В конце марта жители Днепра забили тревогу. За неделю город превратился в полигон для твердых бытовых отходов. Ответственное предприятие "Днепрокоммунтранс" отказалось вывозить мусор, сославшись на убытки из-за низких тарифов. Мэрия назвала ситуацию шантажом "частной монопольной компании", за которой стоит "один из влиятельных чиновников облсовета", и пообещала очистить улицы города за 10 дней. За это время разборки "мусорной мафии" дошли до президента и появилась ясность относительно персоны "смотрящего" за прибыльным предприятием ЖКХ.
Местные активисты в образе "влиятельного чиновника", как писало издание site.ua, узнали первого замглавы облсовета Святослава Олейника. По данным активистов, за коммунальным хозяйством он присматривает с первых дней назначения. После Революции Достоинства Олейник стал правой рукой руководителя облсовета Глеба Прыгунова. Ему вверили работу управления экономики, бюджета и финансов. Де-факто кураторство открыло доступ к формированию областного бюджета и распределению расходов, в том числе, на поддержание областной инфраструктуры.
В бытность регионалов при власти миллиардные государственные контракты в сфере ЖКХ часто обслуживало "Украино-польское предприятие с иностранными инвестициями "УПС". Казалось, сытые времена для него закончились в 2014 году, когда по обвинению в миллионных хищениях задержали директора Тараса Палия и главу департамента капстроительства горсовета Владимира Лысого. Вот только вместо того, чтобы накрыть схему, новая генерация, как говорят активисты, ее возглавила.
Тогда, обличая нарушителей, Святослав Олейник рассказал журналистам об откатах в половину тендера и намерении "отмыть" все фиктивные фирмы, через которые выводились деньги.
"Олейник свое слово сдержал. Структуры "отмыты", кто бы что ни имел в виду", - пишут "Наши гроши". Авторы расследования "Приватна" конвертація боргів Дніпропетровська рассказывают, как в 2015 году уже амнистированный Палий уступил половину "УПС" словацкой фирме "Арограф". А ее собственница Ирина Гуназа оказалась... контактным лицом городской ячейки партии Святослава Олейника "Украина майбутнього". Получается, что бывшая "кормушка" регионалов фактически перешла к новым владельцам. А уже через неделю стала приносить первую прибыль — сразу после раздела "УПС" подала иск о взыскании с Днепровского горсовета 204,6 млн грн долга за строительство участка дороги.
Одной из самых известных историй с участием "УПС" стало благоустройство пешеходной зоны на улице Гоголя. Ко дню города здесь должен был появиться узор "вышиванки", выложенный цветной тротуарной плиткой. Он появился, правда обошелся бюджету гораздо дороже реальной стоимости.
Деньги на реконструкцию "провели" через внушительный тендерный подряд "Текущий ремонт автодорог". Подрядчиком стал "УПС", а сумма договора достигла 35,7 млн грн. По документам, плитку закупили у предприятия "Николь Индастри", по факту, как разведали СМИ у местного предпринимателя, вполовину дороже. Вышеуказанное предприятие местный сайт журналистских расследований Buro.ua связывает со Святославом Олейником. К слову, ранее сооснователь "Николь Индастри" и деловой партнер Олейника Александр Гречаный продал облгосадминистрации некачественные трубы, получив 4 млн грн авансом.
Ссылаясь на сайт "Наши гроши", издание пишет, что в целом с 2009 года фирма "УПС" получила 1,93 млрд гривен бюджетных подрядов, большая часть которых приходится на Днепр и область. Хорошими финансовыми результатами может похвастать и ее частый субподрядчик "Территория-Д". На начало 2017 года, она стала победительницей тендеров на 98,48 млн грн.
Передел рынка ЖКХ начался в Днепре сразу после революции 2014 года. "Еще во времена губернаторства Игоря Коломойского, Олейник в качестве замгубернатора намолил себе рынок уборки мусора в Днепре. А насколько привлекательный этот бизнес, знает каждый мэр в Украине", — пишут "Наші гроші".
"Свои люди" у Олейника есть не только в "УПС". В орбите влияния, например, вышеуказанный "Днепрокоммунтранс", который отказывается вывозить мусор. Недавно это фактически подтвердил бизнес-партнер Олейника, нардеп Андрей Денисенко. Комментируя "мусорный конфликт" в комментариях на своей странице Facebook, он написал: "Связанную с ним (Олейником, -ред.) фирму выбрасывают с рынка, не платят за предоставленные услуги месяцами, держа в заложниках людей и город".
В мэрии же утверждают: со своей стороны договор с предприятием выполняли исправно, а платить отказались только в марте, когда коммунальщики заморозили вывоз мусора. Недобросовестного исполнителя уже уведомили о расторжении договора.
Бизнес-интересы связывают Олейника и с Аульской хлорпереливной станцией. Здания одного из крупнейших в стране поставщиков жидкого хлора передали в аренду на 49 лет по заниженной стоимости, из-за чего областной бюджет мог не досчитаться более 1 млн грн.
Простая арифметика говорит, что за последние годы предприятия ЖКХ, которые относят к орбите Святослава Олейника, получили из бюджета больше миллиарда гривен. Вместе с тем, плачевное положение дорожного хозяйства, мусорные полигоны и сомнительные реконструкции заставляют задуматься над целевым использованием столь круглой суммы. Тем временем спасать Днепр от повторения экологической катастрофы в мэрии предложили новыми мусоровозами, контейнерами и снегоуборочными машинами, на которые выделили 150 млн грн. Но план грозит обернуться очередным сливом бюджета, пока уборка улиц за монополистами. "Война", объявленная им в Facebook мэром города Борисом Филатовым, собрала 7 тысяч реакций. А тем временем миллион жителей Днепра ждет реальных действий.