Сегодня одна из главных достопримечательностей Днепра – 23-километровая набережная. Но еще 70 лет назад ее попросту не было. В некоторых местах к реке было даже не подобраться из-за зарослей камыша.
Долгое время набережную в городе вообще не планировали. Считалось, что это своего рода "роскошь", которая позволена только курортным городам. С горем пополам местные власти все же уговорили Москву начать строительство.
Береговая линия была настолько длинной, что инженеры спроектировали настоящую железную дорогу. Небольшой поезд возил по ней стройматериалы.
Рельсы на набережной Днепра в 50-е годы. Фото: Виктор Бабенко.
Затем в 50-х с визитом в Днепр приехал Никита Хрущев. Высокопоставленный гость хотел лично увидеть, как идет строительство самой длинной набережной в Союзе. Вот тогда-то инженеры перепугались ни на шутку. До этого они более полугода добивались в Москве того, чтобы сделать пешеходную зону шире на несколько метров. Теперь малейший огрех мог вообще свести существование набережной на нет. Как известно, "кукурузник" славился дурным характером. Поэтому, чтобы Никита Сергеевич, не дай Бог, не перецепился через "железку", ее решили разобрать.
Набережная во время строительства (до приезда Хрущева). Фото: группа Екатеринослав-Днепропетровск.
Хрущеву решили вообще не говорить, что стройматериалы по набережной возил железнодорожный состав. Как будто и не было здесь никаких рельс. Как рабочие преодолевали огромные расстояния, "кукурузник" даже не поинтересовался. Возможно, если бы этого не сделали, и неуклюжий Хрущев распластался бы на мостовой, то была бы наша набережная проклята партийным деятелем, и ее строительство быстро свернули бы.
Прокладка труб.
Набережная в начале 70-х. Фото: Виктор Бабенко.