Интервью с Борисом Филатовым: как помогают воинам зоны АТО и безопасно ли в Днепропетровске

Борис Филатов. Фото из личного архива

Борис Филатов. Фото из личного архива

События
13 августа 2014 07:00

О том, что уже сделано и что предстоит, журналисты "Зори" узнали у заместителя губернатора Днепропетровщины Бориса Филатова.

— Борис Альбертович, расскажите о вашей новой инициативе — создании информационного бюро добровольческих батальонов.

— Мы взаимодействуем почти со всеми добровольческими батальонами страны. Идея информбюро возникла потому, что многие люди пытаются спекулировать на информации о батальонах, таким образом создавая себе политический капитал. Кроме того, информационные потоки о добровольческих батальонах часто бывают лживыми, вредят проведению боевых действий. Об этом говорит последний инцидент, когда Олег Ляшко анонсировал боевую операцию в Донецке. Сейчас сложно разобраться, нарвался ли батальон "Азов" на фугас из-за сообщения депутата, или дело в плохо спланированной военной операции. Я считаю, анонсирование подобного рода неприемлемым. Как минимум, нужно было дождаться конца военной операции, а потом уже говорить о результатах. К тому же есть батальоны хорошо известные, как, например, "Донбасс", а есть те, о которых информации мало. Мы решили помочь им.

— Кто будет заниматься информационной работой в батальонах? Будут ли это специально обученные люди?

— В каждом батальоне своя история. В "Артемовске" есть штатный пресс-офицер. В батальонах "Днепр" и "Донбасс" — гражданские пресс-секретари. В батальоне "Шахтерск" сейчас подбирают человека, а пока эту функцию выполняет супруга одного из командиров. На нашей вчерашней встрече я объяснил ей, что нельзя одновременно заниматься и волонтерством, и материально-техническим обеспечением, и работой с прессой. Важно не только то, что они будут говорить, но и как все это ретранслируется.

— Помимо сайта, будет выходить информационный бюллетень "Народ и армия". Что это за издание? Где оно будет распространяться?

— Будет распространяться в зоне АТО и на территории расположения военных частей. Газета бесплатная, тираж — 5 тысяч экземпляров. Это своеобразный агитационный листок. Учитывая, что бои ведутся и информационные, людей нужно вдохновлять, поддерживать морально, занимать их свободное время. Предполагаем, что бюллетень будет распространяться по принципу "Прочти и передай товарищу". Идея такого издания не нова. Она использовалась еще во время Великой Отечественной войны.

— Будет ли создана электронная база, которая позволит родственникам военных отслеживать раненых и погибших во время проведения АТО?

— Этим заниматься не будем. Мы и так уже превратились в тыл, генштаб, информбюро и так далее. Таким информированием должна заниматься армия. Мы, в свою очередь, максимально открыты — если к нам попадает раненый, стараемся напрямую работать с родственниками, восстанавливать документы и всячески помогать. Например, вчера сделали за день загранпаспорта для двух бойцов, которых мы отправляем на лечение в Латвию. Занимаемся каждым индивидуально.

Думаю, что при помощи МВД и Нацгвардии мы будем информировать о раненых и погибших бойцах батальонов. Но стоит отдавать себе отчет в том, что основное бремя антитеррористической операции несет на себе регулярная армия. Все крупные боевые достижения — ее заслуга. В батальонах служат патриоты, сильные и смелые ребята, но они вооружены легким стрелковым оружием и их функция все-таки вспомогательная.

— О каких батальонах будет собирать информацию бюро? Каким из них вы помогаете?

— Это, конечно, наш батальон "Днепр", батальоны "Азов", "Донбасс" и "Шахтерск", которым мы напрямую помогаем. "Артемовску", "Айдару" и "Луганску" также содействуем. Вчера у меня была встреча с командиром батальона "Миротворец" (Киевская область). С представителями каждого из этих подразделений мы обсудили возможность информационного обмена.

Также мы помогаем 39, 40, 20 батальонам территориальной обороны и регулярной армии. Войсковые части перечислять не будем. Заявки идут колоссальные — на горюче-смазочные материалы, резину, аккумуляторы. Все это координируется через общий штаб армии. Помогаем в разной степени всем: деньгами, питанием, формой. Вчера собрались — пытались подвести какие-то промежуточные итоги. Оказалось, объем помощи настолько огромен, что для того, чтобы его количественно оценить, нужно потратить несколько недель.

— Ранее было заявлено, что семьям бойцов, погибших во время проведения АТО, будет оказана значительная материальная помощь. Как сегодня ведется эта работа?

— Основной информационной базой для помощи батальонам и армии, семьям погибших и раненых станет интернет-ресурс helpua.info. На нем указаны реквизиты двух фондов. Один — для оказания помощи армии и батальонам. Второй — для помощи семьям погибших и раненых.

По раненым и погибшим ситуация сложная. Во-первых, никто не предполагал, что их количество будет исчисляться сотнями и тысячами. Во-вторых, нужно вносить изменения в Налоговый кодекс. Сейчас мы приостановили выплаты, так как не хотим, чтобы люди были вынуждены платить налог с полученной помощи. Подали соответствующий законопроект об изменениях в Налоговый кодекс. В первом чтении Верховная Рада проголосовала за эти изменения. После того, как они будут приняты во втором чтении и подписаны Президентом, выплаты можно будет получать полностью, без вычетов.

Но механически выплачивать раненым и родственникам погибших одну и ту же сумму, по нашему мнению, неправильно. У каждой семьи свои потребности, разные житейские ситуации. Например, жена и свекровь не могут наладить личные отношения. На ком-то "висит" кредит. Другим надо учить детей, третьим — улучшить жилищные условия.

Сейчас мы будем привлекать специалистов, в том числе из "ПриватБанка", и разрабатывать соответствующие программы. Например, может быть создана программа, по которой родственникам погибших будет выплачиваться пожизненная пенсия за счет фонда. Возможна программа выплаты пособия до достижения ребенком погибшего совершеннолетия.

Мы бы не хотели, чтобы эти фонды прекратили свое существование после окончания АТО. Армию и спецслужбы все равно нужно укреплять, вооружать, обучать, памятуя о том, с кем соседствует наша страна. Наши воины могут получить травмы и в будущем — на учениях, в миротворческих миссиях.

— Каким вы видите будущее украинской армии и добровольческих батальонов после окончания АТО?

— Существует много мифов о добровольческих батальонах. Например, что это якобы частные вооруженные формирования политиков. Я знаю многих командиров этих батальонов. Большинство из них ждет, когда все это закончится, чтобы просто вернуться к мирной жизни. У них нет военных или политических амбиций. Часть бойцов может остаться на военной службе или усилить правоохранительные органы, спецслужбы. После окончания боевых действий останется потребность в крупной полицейской операции. Могут быть диверсии, теракты со стороны недобитых террористов, которые уйдут в тень. Поэтому с добровольческими батальонами нам пока прощаться рано. А вообще стране нужна армия, созданная по примеру израильского ЦАХАЛа. Все должны иметь воинскую специальность, уметь стрелять, обращаться с оружием. Пока рядом с нами государство с путинским режимом, расслабляться нельзя.

— Насколько сегодня защищена Днепропетровская область? Что делается для спокойствия в регионе?

— Не без гордости скажу, что в настоящий момент спецслужбы занимаются тем, чем они должны были заниматься всегда. Раньше СБУ и управление по борьбе с организованной преступностью занимались "обналичивальщиками", таможней, контрабандистами. Сегодня — агентурой, поимкой диверсантов. Как видите, делают они это вполне эффективно. По крайней мере, ряд терактов уже предотвратили. Понимаю, попытки дестабилизировать ситуацию будут продолжаться. Расслабляться не стоит, но и паниковать не из-за чего. Нужно быть аккуратными при проведении массовых мероприятий, но жизнь останавливаться не должна.

— Как сегодня происходит работа с волонтерами? Я знаю, что многие продолжают работать напрямую, обходя координационный центр, так как им так удобнее.

— У нас есть три крупных волонтерских центра — Татьяна Рычкова вместе с ультрас "Днепра", Штаб национальной защиты области, а также группа Максима Ревы. В каждый из них входит от 50 до 70 человек. Денежный оборот в каждом из этих центров — до миллиона гривен. Естественно, на эти финансы никто не претендует. Они сами будут распределять помощь. Мы хотим помочь им наладить учет, совместную логистику, выделить транспорт. А все остальные могут присоединиться к нам или продолжить работать самостоятельно. Мы никого не принуждаем. Просто вместе мы работаем эффективнее.

— Когда, на ваш взгляд, закончатся военные действия на Востоке Украины?

— Военные говорят: все можно закончить в течение трех недель. В том случае, если Россия перестанет дестабилизировать ситуацию — поставлять наемников и оружие.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях