"Вузы говорят, что учат специалистов широкого профиля. Так, может, немного сузим эту рамку?"

Константин Войцеховский

Константин Войцеховский

События
12 сентября 2013 14:06

В Украине сложилась парадоксальная ситуация – работодатели жалуются на нехватку квалифицированных кадров, а уровень безработицы, особенно среди молодежи, неуклонно растет. Ежегодно украинские вузы выпускают до 400 тысяч молодых специалистов, но по профессии устраивается лишь от силы каждый пятый. Вчерашние студенты говорят, что работодатели слишком многого от них требуют, а те, в свою очередь, утверждают, что выпускники не готовы сразу включиться в работу, потому что не получили достаточных навыков в вузе.

Все это говорит лишь об одном – сегодня существует серьезное несоответствие программ высшего образования реальным требованиям экономики. Вузы – весьма консервативные заведения, и учебные планы там меняются редко и медленно, в то время экономическое положение заставляет предприятия стремительно модернизировать подходы к работе.

Работодатели уже осознали  - для того, чтобы вузы готовили для них качественные кадры, нужно четко сформулировать свои требования к ним. Так родилась идея проекта "Паспорт профессии" - перечня профессиональных стандартов, которым должны соответствовать выпускники определенных специальностей сразу после окончания вуза. Проект был инициирован группой СКМ в 2011 году, а уже в 2013-м привлеченные к участию вузы составили свои образовательные программы с учетом стандартов, разработанных для металлургии, энергетики и журналистики. Например, студентов Национальной металлургической академии Украины, получающих специальности сталевара, мастера и инженера конвертерного производства, с сентября обучают по обновленным стандартам.

О том, чего ожидают от проекта работодатели, мы решили поговорить с Константином Войцеховским, директором по персоналу и администрации металлургического комбината "Азовсталь", который возглавлял рабочую группу по разработке профессиональных стандартов по направлению "Металлургия".

- Константин Владимирович, какого эффекта вы ожидаете от введения паспорта профессии в вашей отрасли?

- Прежде всего, мы ждем, что в связи с разработкой профессиональных стандартов, а потом на основании этого и с изменением в образовательных стандартах, мы получим работников, более адаптированных к работе на предприятиях сразу после окончания вуза. Не секрет, что когда к нам сегодня приходят молодые ребята после института, нам не просто многому приходится их переучивать – многим вещам их в вузах даже и не учат. Поэтому мы хотели бы, чтобы образовательные стандарты больше уделяли внимания практической работе, а не теоретической. Занимаясь разработкой профессиональных стандартов, мы изучили опыт многих стран, и я могу сказать вам, что по сравнению с ними в наших вузах преподают очень много теории. А теорию, не подкреплённую практикой, потом готовы воплотить в жизнь от силы 10% молодых работников.

- Часто ли вы как работодатель сталкиваетесь с тем, что знания и квалификация выпускников профильных вузов не соответствует тем требованиям, которые ставятся перед ними на предприятии?

- Конечно, сталкиваемся. Я вам приведу один простой пример. Когда к нам приходят ребята после вузов, мы им говорим: "Мы готовы вас взять, например, мастером конвертерного производства". Они сразу говорят: "Нет, вы что, мы же не готовы!". Они открыто признают, что не готовы управлять людьми, не знают производства. Возникает вопрос – а зачем тогда человек пять лет учился в вузе, если он после этого не может работать даже мастером? Это не означает, что он плохо учился - он просто не готов. И выпускники это сами понимают.

- Почему, на ваш взгляд, существует такой разрыв между образованием, которое дают украинские вузы, и реальной работой и требованиями, которые выставляют работодатели к выпускникам?

- Я считаю, что при обучении техническим профессиям очень много уделяется внимания гуманитарной части. Например, дети не один год учат в школе историю Украины, приходят в институт, а им говорят – ты еще два года должен ее учить здесь. Зачем? Также с первого класса в школе учат украинский язык и продолжают это делать в вузах. Зачем в вузе учить языку, который человек за десять лет уже должен знать?

Причина этого очень проста – стремление уравнять в правах преподавателей гуманитарных и технических дисциплин, чтобы количество часов у них было относительно равным. Но мы же все-таки учим "технаря". Естественно, все вузы говорят, что учат специалистов широкого профиля. Так, может, немного сузим эту рамку? Может, лучше выучить человека, который придет на производство и сразу начнет работать?

- В июле на "Азовстали" проходили стажировку преподаватели, которые будут обучать студентов по новым стандартам. Насколько они были вовлечены в рабочий процесс?

- Они были очень вовлечены в процесс, потому что для большинства из них это было впервые. Они делали очень много заметок, высказывали различные пожелания. Хотя, скажу откровенно, сначала они не очень хотели идти на эту стажировку. Вроде бы говорили "да", но конкретики не было. В итоге мы сказали прямо: "Ребята, вы не хотите к нам приходить, тогда как вы собираетесь учить для нас специалистов?". Через два дня пришли. И мы организовали для них такие программы стажировок, после которых я услышал от них только самые хорошие отзывы.

- Вы считаете, что всем преподавателям необходима производственная  практика в  той области, в которой они учат студентов?

- Конечно. Я сторонник того, что чтобы преподаватели проходили такую стажировку – по полдня в течение месяца, – хотя бы раз в три года. Потому что процессы постоянно меняются, мы на "Азовстали" сделали много шагов вперед по управлению производством и людьми, и надо, чтобы преподаватели своими глазами это увидели.

- В проекте "Паспорт профессии" сейчас задействованы 8 профессий из 3 отраслей  - металлургия, энергетика и журналистика. Как вы думаете, нужно ли внедрять эту практику и дальше, расширяя список профессий? Какие профессии должны быть первыми в очереди?

- Конечно, нужно развивать этот проект и идти дальше. Нужно делать это государственной программой, потому что это означает и занятость молодежи, и повышение профессионального уровня. Это обязательно нужно делать. В каких отраслях? Я буду говорить о металлургии, кто-то - об энергетике, кто-то – об IT. Потенциально это нужно  всем отраслям.

- Будет ли предоставляться выпускникам, которые учились по новым стандартам, приоритет при приеме на работу по сравнению с остальными?

- Все зависит от их знаний. Мы все равно будем проводить отбор. Если будут достаточные знания – мы с удовольствием заберем таких специалистов. Скажу лишь, что в этом году мы приняли всех, кто к нам пришел с высшим образованием.

- И как они справляются?

- В связи с тем, что многих приходится доучивать, мы их взяли пока на операторов, на основные технологические профессии. Но могу сказать с уверенностью, что  буквально через год у нас будут новые инженеры, мастера, руководители. А потребность в грамотных специалистах у нас есть постоянно. Сегодня требования к работе возросли, и не все их выдерживают. Нужно очень много знать. Мировая экономика требует от нас снижения затрат, чтобы выживать, а чтобы снижать затраты, нужно выпускать меньше брака, делать меньше отсортировки, а это могут делать только обученные люди, которые способны держать знания в голове. Ну и желание, конечно, должно быть.

"Вузы говорят, что учат специалистов широкого профиля. Так, может, немного сузим эту рамку?" фото

Константин Войцеховский

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях