Самый старый, самый длинный и самый загадочный: история мостов Днепропетровска

Самый старый, самый длинный и самый загадочный: история мостов Днепропетровска

История самых главных мостов Днепропетровска. Фото с сайта photo.i.ua

В Днепропетровске насчитывается порядка 32 больших и средних мостов, 20 малых и 18 виадуков и путепроводов. Но каждый житель города без труда назовет старый, самый красивый и загадочный, а также самый популярный мост.


Амурский или Старый мост

Первый полноценный мост в тогдашнем Екатеринославе был построен одновременно с Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дорогой, как связующее звено между криворожской рудой и донецким углем. Проект моста разрабатывался ведущим русским специалистом в области мостостроения Н. А. Белелюбским.

Открывали мост вместе с железной дорогой

Строительство этого грандиозного сооружения обошлось городской казне в 4 миллиона рублей, часть которых пожертвовал А. Н. Поль. Люди говорили, что на то время мост с железной дорогой стоили дороже, чем весь Екатеринослав вместе взятый.

Торжественное открытие моста состоялось 18 мая 1884 года, одновременно с открытием Екатерининской железной дороги. В честь торжественного открытия вокзала и моста в городе устроили грандиозный праздник, посадили самых первых лиц империи в железнодорожный вагон и прокатили по мосту.

Долгое время мост был самым длинным в Российской империи. Фото с сайта tov-tob.livejournal.com

Уже тогда мост был двухъярусным: на нижнем ярусе располагалась одноколейная железная дорога, на верхнем – дорога для пешеходов и повозок (а позже – автомобилей). В то время Амурский мост считался самым длинным мостом в Российской империи, и после открытия он надолго стал одной из достопримечательностей города. Размеры моста впечатляли всех приезжих: длина – 1395 м, с подходами 2397 м, ширина 15,5 м.

Один – двухъярусный, второй – одноярусный. Фото с сайта tov-tob.livejournal.com

Спустя полстолетия мост несколько раз восстанавливался и реконструировался: первый раз в 1920 году после гражданской войны; в 1935 году через мост пустили трамвай, а после Великой Отечественной войны мост пришлось отстраивать практически с нуля. В итоге от старого моста остались лишь опоры и внешняя схожесть конструкции: отдаленно похожие фермы и второй ярус. Кроме того, у восстановленного моста появился разводной пролет. В новом образе мост открылся в 1955 году. Пока шло восстановление, реку преодолевали через временный мост на деревянных опорах.

В 1956 году через мост впервые пустили троллейбус.

Дополнительные конструкции нужны для разводки моста. Фото с сайта tov-tob.livejournal.com

В последующие годы в результате постоянно растущего ж/д трафика, возникла необходимость расширения моста для пропуска поездов одновременно в двух направлениях. Рядом со старым мостом был сооружен похожий по конструкции одноярусный мост, открывшийся в 1977 году.


Мерефо-Херсонский мост – самый красивый и загадочный

Мост оставляет впечатление легкого кружева над водой. Фото с сайта wikipedia.org

Мост расположен в живописной и густонаселенной части Днепропетровска, проходит через популярную зону отдыха — Комсомольский остров, но остается при этом недоступным. Когда вы проходите под мостом на пляж, подойти близко к его опорам и рассмотреть их довольно сложно. А смотреть есть на что: Мерефо-Херсонский мост оставляет впечатление легкого кружева над водой.

История этого кружева, как берега Днепра, соединяет две эпохи: Российскую империю и Советский Союз. А теперь и независимую Украину.

Строительство моста началось еще при старом режиме — в 1914 году. Он должен был находиться в 5 километрах ниже от действовавшего моста Екатерининской железной дороги. Новый переход через Днепр был запроектирован как металлический. В пределах главного русла реки он намечался двухъярусным. По верхнему ярусу предполагалось пустить поезда, а по нижнему — городской транспорт и пешеходов.

Это второй по возрасту мост в Днепропетровске. Фото с сайта shukach.com

Уже в 1916 году установили все 22 опоры моста. Изготовление же и установку металлических пролетных строений общим весом 16 000 тонн прервала Первая мировая война. Строительство моста было законсервировано.

Мост стоит на 22 опорах. Фото с сайта milend.ua 

Советская власть нашла время заняться Мерефо-Херсонским мостом лишь в 1928 году. Новая власть с большим подозрением относилась к чертежам инженеров старого режима. Поэтому был объявлен всесоюзный конкурс на достройку нового моста, который и решил окончательно вопрос о его внешнем виде и содержании.

По мнению Гипротранса, постройка двухъярусного моста, на чем настаивали специалисты Днепропетровска, была экономически и технически нецелесообразна. Был выбран вариант с железобетонными арочными пролетными строениями. По сравнению с металлическим мостом железобетонный вариант имел ряд преимуществ. Прежде всего — большая экономия металла. Немаловажное значение в выборе сыграл прекрасный внешний вид железобетонного моста, не идущий ни в какое сравнение с металлическим. В свое время днепропетровские городские организации категорически протестовали против сооружения металлического моста в пределах наиболее живописной части города Днепропетровска — парке им. Шевченко.

Мост считается памятником архитектуры. Фото Валерия Кравченко

Кстати, автор проекта Н. Колоколов впервые в истории мостостроения предложил применить монолитный железобетон.

При строительстве рабочие проявляли трудовой героизм, стремясь сдать мост досрочно. 35 железобетонных арок и оба металлических пролета по 52 метра каждый соорудили всего за семь месяцев. 24 октября 1932 года в 15:30 был уложен последний кубометр бетона. А еще через два месяца уникальный мост через Днепр был сдан в эксплуатацию. Его возвели менее чем за полтора года.

Во время войны Мерефо-Херсонский мост был разрушен и затем восстановлен. На его "реставрацию" было израсходовано около 50 млн советских рублей и 30 000 кубометров высококачественного бетона.

Уникальный мост в Европе. Фото с сайта tov-tob.livejournal.com

За свою художественную выразительность, выдающиеся технические качества, проверенный на прочность временем, Мерефо-Херсонский мост взят под охрану государства как памятник архитектуры.

Уникальность моста заключается в том, что это единственный в Европе железнодорожный мост, который имеет криволинейную траекторию.

По слухам, Мерефо-Херсонский мост находится на когда-то стратегической одноименной ветке. Еще в конце 50-х там постоянно дежурили пулеметные команды, которые стреляли во все, что плыло и шло под мостом. На северной части моста до сих пор стоят специальные военные укрепления.


История грудастой женщины на стеле Нового моста

Новый мост, 1973 год

Открытие автодорожного моста через Днепр состоялось в 1966 году, приурочили его к 50-летию Октября.

Создавали это архитектурное сооружение конструктор Евгений Тетерук и архитектор Евсей Сорин. В книге "Зодчие Днепропетровска" Игорь Родионов рассказал интересную историю о том, как украшали мост.

Идею обозначить начало моста архитектору Евсею Александровичу подсказала строчка из афоризма – "мост – это начало дороги". Так и родились восьмиметровые изящные бетонные пилоны, обозначающие вход-выход на мост. Сами по себе они выглядели довольно аскетично, и Сорин предложил украсить их монументальными барельефами. Но что изобразить на них? Решили довериться молодым тогда художникам А. Сопелкину, Л. Пивовар и скульптору Ю. Павлову.

Когда барельефы отлили в металле, то худсовет с удивлением обнаружил, что с одной стороны символы революции и свободы, а с другой почему-то "дородна дівчина" с огромным бюстом.

– Що це за "цицькы"? – грозно спросил первый секретарь обкома А. Ф. Ватченко, указывая пальцем на выпуклости.

– Так это ж молодость так изображают…– неуклюже пояснил скульптор.

Переплавлять "цицькы" на "орала" не стали. Рисковать накануне юбилея власти не решились: а вдруг не успеют к важной дате. А позже от переплавки барельеф спасло то, что "художества" молодых на глаза "первому" больше не попадались. Через мост А. Ф. Ватченко ездил редко.

Открытие моста. Фото из Днепропетровского государственного архива

Кстати, отлит шедевр из нержавеющей стали. Но при сварке искрящиеся капли побили металл. Чтобы ржавчина не поела барельеф, его покрыли эпоксидной смолой. Так сталь стала цвета бронзы.

Более сорока лет пилоны Евсея Сорина, словно кариатиды, надежно держат 8-тонный монументальный шедевр советской эпохи и стали неотъемлемой архитектурной частью не только моста, но и Набережной.

Долгое время Новый мост считался самым длинным в Украине. Фото с сайта photoukraine.com