Неформальный Днепр: ТОП-10 субкультур города с 80-х и до сегодня

Неформальный Днепр: ТОП-10 субкультур города с 80-х и до сегодня

Начиная с 1980-х в городе появляются всевозможные субкультуры - от миролюбивых хиппи до агрессивных панков. Vgorode собрал для вас ТОП-10 неформальных движений Днепра за последние 30 лет.


Хиппи

"Дети цветов" в Днепре появились в середине 80-х, однако, такого размаха как в Америке, эта субкультура у нас не приобрела. Длинные волосы, брюки клеш и цветастые рубашки... Этого было достаточно, чтобы загреметь в милицию. 

Хиппи были пацифистами по натуре. Слушали "Битлс" и Джимми Хендрикса.

Интересно, что впервые слово "хиппи" было употреблено в передаче одного из нью-йоркских телеканалов 22 апреля 1964, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение to be hip, означавшее "быть в курсе", "просекать", а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались hips. В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips. Середину 60-х и можно считать временем зарождения субкультуры хиппи. В СССР и Днепр в частности все это пришло на 15 лет позже.

Излюбленным местом "детей солнца" в Днепре были парк Глобы и закоулки парка Шевченко.


Стиляги

Параллельно с хиппи в Днепре 80-х появляются стиляги. Их было немного, так как достать модные штаны или пиджак было целое дело.

Молодые люди подражали внешнему виду музыкантов групп "Браво" и "Секрет": зализывали волосы назад, носили широкоплечие цветные пиджаки, брюки-дудочки, остроносые туфли и черные очки. У девушек были популярны кудряшки и начесы, платья с пышным низом, под босоножки надевали белые носки.

Никакой особой философии у стиляг не было, главное - модно выглядеть. Сам термин впервые появился на страницах популярного журнала "Крокодил". Фельетонисты так прозвали разодетых пижонов, "слушающих джаз и шатающихся по ресторанам". 


Металлисты 

Так называли поклонников "хэви мэтал" в конце 80-х. Они носили кожаные куртки с заклепками и высокие ботинки. В принципе все, что их отличало от байкеров и рокеров - отсутствие банданы и мотоцикла. У металлистов были длинные волосы, к сожалению, очень часто засаленные, и кожаные штаны, которые продавались лишь на крупных рынках из-под прилавка. Последние нередко заменяли цветными лосинами, как бы смешно это сейчас ни звучало (фото выше тому пример).


Байкеры

Эти товарищи появились в Днепре в начале 90-х и существуют до сих пор. Нередко можно увидеть слет байкеров на Фестивальном причале. В 2013-ом году по городу проехалась колонна из 500 мотоциклистов, которые отправились на рок-фестиваль The Best Cite.UA.

Если раньше байкеры были похожи, скорее, на "дерзких водителей мопедов" - худощавые мальчики в кожаных курточках и в белых шлемах (других не было), то сегодня это зачастую солидные мужчины с бородой на больших мотоциклах.


Панки

По количеству представителей этой субкультуры мы сильно отставали от Европы. Панки появились в Днепре в начале 80-х и продержались не более 8-10 лет. Первые разноцветные ирокезы появились у подростков 17-18 лет. Ребята собирали пластинки с панк-музыкой, которую кто-то привозил из-за границы, поэтому знакомились они чаще всего на "пластиночном толчке", собирались вместе, нередко пьянствовали. Они пытались жить так, как им нравится, но это было серьезным противоречием не только доминирующей идеологии, но и советским законам (например, закон о тунеядстве).

Нечто похожее на эту субкультуру возникло в Днепре среди школьников в 2006-ом, однако, это вскоре "неопанков" сменили готы и эмо.


Скинхеды

Одевались эти ребята с зачастую гладко выбритой головой в свитера, джинсы Levi's, классические пальто и ботинки Dr. Martens. Также клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки (последние стали своеобразной "визитной карточкой" стиля).

В основе их идеологии лежала ненависть к азиатам и неграм, другим неформалам и людям с нетрадиционной ориентацией. Некоторые из них восхищались идеями фашистов и даже придумывали истории о родственниках, служивших в СС. Однако, последних было крайне немного, ведь за такое и посадить могли. Скинхеды появились в Днепре в конце 80-х и исчезли с улиц города в 90-е годы.


Готы 

Эта субкультура, зародившаяся в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения, дошла до нас только в 2004. Именно тогда на улицах города появились первые готы. Они одевались во все черное, пользовались черной помадой и тенями, рассказывали, что любят гулять по кладбищам и знают, как вызвать дьявола. Расцвет этой субкультуры в Днепре пришелся на 2007-2008 год параллельно с появлением эмо. И к первым, и ко вторым примыкали в основном школьники, изредка студенты.

Изначально можно было условно выделить два крупных направления — к первому относились готы, предпочитающие музыку "традиционных" жанров (готик-рок, постпанк, дарквэйв), ко второму — поклонники EBM, дарк-электро и подобных стилей, имеющих с изначальной готикой мало общего. Однако, очень быстро у днепровской молодежи все свелось только к "готическому" внешнему виду и желанию тоже быть причастными к некому ореолу таинственности, который окружал эту субкультуру.

Именно в этот период недавно появившийся сайт "ВКонтакте" заполоняют аватарки школьниц, сфотографировавшихся на могилах.


Эмо

Помните шутку: "Верните мне мой 2007?" Так вот именно на тот год пришелся пик развития субкультуры эмо. Однотипные стрижки с косой челкой, розовые и черные пряди волос, полосатые черно-розовые кофты, арафатки в шашечку, слеза, нарисованная маминой подводкой для глаз... Так в 2006-2008 году выглядела четверть школьников. 

В отличие от готов субкультура эмо считалась гораздо более романтичной. Ее представители мечтали о вечной любви. Очень быстро по Днепру распространился слух, что эмо живут лишь до 18 лет, а затем совершают суицид: режут вены либо прыгают с многоэтажек. Это сразу же вызвало беспокойство в обществе.

К 2011-ому эмо практически исчезли с улиц Днепра. То ли дети, которые входили в эту субкультуру выросли, то ли это просто стало не модным.


Ванильки

На самом деле то, что еще в 2010-ом году называли "ванильным" внешним видом, сегодня воспринимается вполне обычно. 

Под "ванильками" подразумевали молодых девушек, которые  мечтают о переезде в Нью-Йорк и ждут своего принца на белом коне. Они зачастую носили причёску в виде неаккуратно скрученного пучка, майку или толстовку I ¦ NY или с американским/британским флагом, очки в черной оправе, зауженные, иногда обтягивающие джинсы, угги зимой и кеды летом. У них была страничка в "ВК", где они рассказывали об идеальной любви или "прекрасном Нью-Йорке". Любили медленную музыку о любви. В статусе в соцсетях упоминали ваниль, дождь, кофе, вели свой блог в ЖЖ, постоянно носили с собой фотоаппарат.

В целом сегодня "ванилек" бы приняли за обычных девушек, которые пока еще не накопили денег на подкачанные губы-вареники и метровые ресницы.


Хипстеры

Это относительно новая для Днепра субкультура, которая появилась у нас только в начале 2013-го года. Излюбленное место хипстеров - Екатеринославский бульвар и всевозможные арт-кафе. 

Хипстеры носят клетчатые рубашки, шляпы, круглые/квадратные очки, бабочки, шейные платки, замшевые цветные ботинки и кеды. Когда-то неотъемлемым аксессуаром хипстера считался "Молескин" (блокнот одноименной итальянской фирмы) и пленочный фотоаппарат. Однако, учитывая стоимость этих аксессуаров за полтора года о них позабыли. 

Молескин

Молескин

Постепенно в мужской моде хипстеров произошло изменение и из этой субкультуры вышел стиль "ламберсеков".

Никакой идеологии он в себе не несет, это просто тиражирование стиля "привлекательного дровосека", который носит бороду и усы, клетчатую рубашку с закатанными рукавами, а его руки забиты татуировками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вкус 90-х: ТОП-10 продуктов, которые помнят только дети того времени.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поколение "П": как одевались в Днепре 90-х годов.