Марки Цукеберги рождаются не только в Америке. У нас в Днепре тоже есть талантливые ребята. Команда Wayme создала единственный в Украине пеший интерактивный аудиогид по городу. Прошел уже год с тех пор как вышли первые экскурсии. Сегодня о проекте знают не только в Днепре, Львове и Киеве, но и в Праге и Мюнхене.
24 часа на гениальную идею
В сентябре 2015-го года в Днепре проходил арт-хакатон. Это конкурс, где программистам, дизайнерам и художникам дается всего 24 часа, чтобы продумать и представить свой проект. Победитель получает 10 тысяч гривен на реализацию идеи. Десятки команд боролись за главный приз, а победа досталась ребятам из команды wayme. Они придумали аудиогид, который работает в "оффлайне", но при этом начинает рассказ о каждой из локаций экскурсионного маршрута только тогда, когда вы до него дошли.
Экскурсии для проекта составляют как профессиональные историки и гиды, так и обычные горожане. Главное - интересный маршрут. На разработку каждого тура уходит от нескольких недель до нескольких месяцев. Ребята вместе с автором продумывают маршрут, озвучивают текст аудиодорожки в студии, добавляют в нее всевозможные эффекты (шум ветра, козацкие возгласы, звук запуска ракеты и т.д. в зависимости от темы экскурсии).
"Экскурсоводов ищем через разные ресурсы: популярные сайты для гидов, интересные блоги и даже facebook. Особенность wayme в том, что тут есть экскурсии не только от профессиональных гидов, но и просто от талантливых и креативных горожан: архитекторов, журналистов, коллекционеров и путешественников. Идея в том, что разные люди с разными профессиями и увлечениями могут показать город по-разному. Художник покажет арт-пространтсва и местную культуру, архитектор - необычные здания и фасады, а инженер - интересные конструкции и механизмы", - рассказывает руководитель проекта Сергей Пирогов.
По его словам, далеко не все гиды положительно реагируют на предложение создать собственную экскурсию.
"Кого-то это очень увлекает, потому что он видит перспективу в digital-сфере, а кто-то говорит: “Я не хочу делиться своими знаниями, это эксклюзив только для тех, кто согласен ходить по маршруту со мной лично”. Но в основном, большинство понимает, что сейчас многие сервисы (такси, доставка еды, аренда жилья и прочее) давно перешли в онлайн и, тем самым, открыли для себя новые каналы работы с клиентами. Сейчас людям намного удобнее заказывать услуги или покупать товары через свой смартфон. Помимо этого, с wayme мы хотим возродить пешие экскурсии по городу. Сложилось мнение, что экскурсии — это что-то сугубо для интеллигенции, нечто скучное, похожее на лекцию в университете. Поэтому аудитория традиционных пеших городских экскурсий — люди старше сорока. Молодежь же предпочитает что-то более развлекательное (кино, концерты, бары, квесты). Эксперты туристической отрасли сходятся во мнении, что для привлечения широких масс нужно что-то концептуально новое. Люди охотнее идут за развлечениями и "фаном", чем за знаниями. В рамках wayme каждая экскурсия записывается в формате роута (аудиорассказ автора + аудиоспецэффекты + фоновая музыка + интервью других людей + интерактив), но не нужно путать этот формат с традиционными аудиоэкскурсиями, это больше похоже на театрализованные аудио-представления. Опытным путем мы определили, что подобный формат очень интересен людям возраста 20+ и они готовы платить за такие экскурсии. То есть мы предлагаем переосмыслить городской туризм и саму форму подачи информации", - говорит Сергей.
Конечно, новый формат предполагает и новое оформление.
"Мы стараемся максимально упростить работу с приложением и в то же время сохранить свой стиль. Поскольку формат экскурсий не совсем привычный для пользователя, в дизайне мы стараемся акцентировать внимание именно на своей уникальности. Аудио-дорожки к каждой отдельной локации, аудио всего роута, аудио-тизеры роута — это все создает путаницу у людей и мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать контент проще для восприятия, - комментирует дизайнер Яна Смирнова. - Самый крутой интерфейс — это отсутствие интерфейса. Сейчас основная задача продуктов — угадывать, чего хочет пользователь на том или ином этапе работы приложения. При тщательном изучении целевой аудитории и тестирования продуктов можно добиться такого эффекта, что потребитель будет приятно удивлен и воскликнет: "Вау, откуда ты узнал, что я только что захотел именно это?!"
Первые экскурсии ребята сделали бесплатными, остальные им удалось монетизировать. Команда wayme решила не пользоваться традиционной рекламой. Вместо этого ребята тестировали каждую новую экскурсию вместе с горожанами. Десятки раз они терпеливо проходили с каждым, кто хотел попробовать какой-то из аудиогидов, полуторакилометровые маршруты, записывали все недостатки, которые им называли, и совершенствовали приложение. И получилось! Сегодня wayme воспользовалось более двух тысяч человек. Кстати, большая часть из них представительницы прекрасного пола.
Фантастическая пятерка
В wayme работает 5 человек. Половина из них еще совсем недавно вместе училась в ДИИТе. Максим Кузнецов занимается разработкой приложения и коддингом, Влад Ганилов - исполнительный продюсер, Юлия Горячкина - режиссер туров, Яна Смирнова - дизайнер, Сергей Пирогов - руководитель проекта.
Вначале ребята работали в крупной IT-компании и параллельно разрабатывали приложения, но потом ушли с работы и полностью посвятили себя wayme.
Команда wayme
Команда wayme
Удиви меня, если сможешь!
"Долой сухие факты!" - негласный девиз wayme. Например, ребята создали экскурсию по самым необычным рынкам Днепра. Знали ли вы, что в Днепре есть отдельный базар для нумизматов, а также рынки, которые открываются только на несколько часов? Например, "Биржа" в парке Глобы, куда съезжаются антиквары и ценители редких виниловых пластинок. Он работает всего 2 часа в неделю.
Другая необычная экскурсия - "Набережная. Аллея мемориалов". В ней историк Юрий Фаныгин рассказывает о том, что когда-то вдоль всей набережной шла железная дорога, а пешеходной части и вовсе не было, как разбирали "железку" за считанные дни перед приездом Хрущева. Также из экскурсии вы узнаете, что возле поплавка должен был появиться огромный музей ракетной техники, а на "Парусе" когда царствовал "король бомжей".
- Всех, кто захочет пройтись по городу с нашим аудиогидом, ждёт сюрприз, так называемый wow-момент. В каждой экскурсии он будет свой. Мы пока ещё думаем над этим, - делится секретом продюсер проекта Влад Ганилов.
Раскрою тайну, что в одной из последних экскурсий талантливых днепрян wow-момент - это монологи инопланетянина. Да-да, вам не послышалось! А всё дело в том, что экскурсия посвящена ракетному парку возле ОГА.
Этим летом wayme не только запустили свои аудиогиды во Львове и Киеве, но и выиграли конкурс от "Фейсбук" и у них появились дополнительные возможности для реализации проекта. Сегодня они выпустили экскурсии по Праге и Мюнхену на русском, украинском и английском языках. Каждую аудиопрогулку дополняют авторские фото на сайте проекта.