Джаз часто называют "свободной музыкой для свободных людей". В нашей стране он появился в "несвободное" время. Сейчас в нашем городе есть множество джазовых групп и исполнителей, но лишь немногие помнят, как все начиналось.
Вечный поклонник и созидатель "свободной музыки" в нашем городе скоро отпразднует свое 69-летие. И если при упоминании мирового джаза в нашей голове всплывают имена Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Фрэнка Синатры, то при фразе "советский джаз" не может не появится ассоциация с именем Олега Косько – человека, посвятившему этой музыке большую часть своей жизни.
Играть музыкант начал, совсем не зная нот, и несмотря на то, что по его песням вот уже столько лет днепропетровцы учат английский, сам композитор не знает его до сих пор. А в консерватории за такую музыку ему "влепили" бы двойку.
Все мы родом из патефона
Друг музыканта, заслуженный работник культуры Валерий Мякотенко, как-то сказал: "Все мы родом из патефона". И действительно, наверное, в то время это был единственный путь познакомиться с культурой из-за океана.
В одном из интервью Олег Косько рассказал, как тогда, в юности, к нему смог пробиться "луч империализма" – преследуемый в Советском Союзе джаз.
Споем? Фото Ирины Байсак |
– В раннем детстве у нас в квартире появился приемник, который мой папа – ученый привез из какого-то научного семинара из Австрии. По тем временам приемник был очень "крутой". Однажды, вращая ручку настройки, наткнулся на американскую радиостанцию, на которой два часа Виллис Коновер вел программу чистого джаза. Вот это и привязало меня к джазу на всю жизнь. Эта музыка казалась мне мистикой, волшебством. Для меня до сих пор является загадкой, почему культура страны, находящейся с противоположной стороны Земного шара, оказала в детстве на меня такое влияние. Наверное, неповторимый, зачаровывающий голос Коновера до сих пор является символом мирового джаза, где фальшь неуместна. Его голос и программа внушали надежду, что и в нашей стране будут играть джаз! Для многих в СССР Виллис Коновер был не просто джазовым экспертом, он был окном в другой мир.
Эта программа в эфир выходила ночью, и можно себе только представить рвение подростка к музыке: каждую ночь он не спал и слушал, слушал, слушал... А потом появились пластинки. Но если обычная пластинка с советскими записями стоила "трешку", максимум пять рублей, то запрещенная, добытая из-под полы обходилась в стольник. Но людей это не останавливало, и как модницы порой спускали целое состояние за новые джинсы, так появились люди, у которых были целые коллекции западной музыки. Вот к ним и ходили послушать джаз школьники.
– Коллекционер получал удовольствие не от того, что у него вся книжная полка в несколько рядов заставлена старублевыми пластинками. Ему хотелось поделиться. А мы приходили, включали музыку на всю, садились в кресло и "угорали", - вспоминает музыкант.
– А потом пришло это странное чувство, когда смотришь на черно-белые клавиши и усиленно пытаешься понять: как же это у них получается? – Парадокс, но играть музыкант начал, совсем не зная нот.
На репетиции группы "Ко & Co". Фото Ирины Байсак |
Физик-музыкант
В 1960 году Косько поступает в Днепропетровский государственный университет на физико-технический факультет. Сверстники музыканта тогда были заняты спорами физиков и лириков, а Косько личным примером доказал, что совмещать в одном лице и то, и другое возможно.
– Талант не бывает, как правило, узким, однобоким. Он зачастую многогранен. Иногда тебя тянет в ту сторону, иногда в эту. Ты чувствуешь, что до конца еще где-то не раскрылся. Но иногда появляется такое чувство, что ты разрываешься изнутри, – рассказывает физик-музыкант.
После выпуска инженер по образованию, музыкант по призванию почти 10 лет проработал по специальности на заводе, а в 1974 г. был зачислен исполнителем постоянных ансамблей. В том же году музыкант окончательно победил инженера, и Олег Косько поступил на заочное отделение в музыкальное училище им. Глинки и стал профессиональным хоровым дирижером.
А вот еще один парадокс - имея такое образование, Олег Игоревич никогда не был силен в хоровом пении, а дирижер даже просил его петь потише.
В ансамбле "Водограй" молодому клавишнику были открыты многие перспективы: эстрадный композитор №1 в СССР Давид Тухманов доверил коллективу запись музыки к телефильму "Дорогой мальчик", а в 1976 году музыканты записали дебютный диск-гигант. Особый шарм придали пластинке джаз-роковые обработки народных песен и инструментальные пьесы Олега Косько.
"Ко & Co". Фото Ирины Байсак |
Но вскоре, через 6 лет, музыкант первым покидает коллектив и создает новый проект – джаз-роковую группу "Кредо".
– Название группы я взял буквально из словаря. Просто открыл огромный талмуд на первой странице и начал с "абажура". А когда дошел до слова "кредо", понял, что это оно и закрыл книгу, – рассказывает основатель коллектива.
Через очень короткий промежуток времени коллектив уже прослыл лидером украинского джаз-рока, а знаменитая композиция, написанная гитаристом "Водограя", а в последствии гитаристом "Кредо" Игорем Кручиненко "Девушка пела в церковном хоре", стала своеобразной визитной карточкой группы. Вступление к песне написал именно Олег Игоревич. Впоследствии музыканты напишут и исполнят вместе еще не одну композицию. Блюзовые стандарты, поп-джазовые авторские песни и джаз-роковые обработки фольклора – вот чем стала богаче "свободная музыка" благодаря этим ребятам. А еще коллектив был единственным в стране, игравшим музыку в стиле "кросс-карренд".
Распалась группа в перестроечные времена, после этого ее основатель около 10-ти лет не играл.
По его песням учат английский
Но и от музыки не отошел, хотя физикой так и не занялся. Все эти годы Олег Игоревич проработал у Валерия Соловова – это имя известно многим жителям Днепропетровска, свободно владеющим английским языком. Он – автор оригинального метода изучения иностранного языка с помощью песен. Ученики записывают песню на плеер и, с удовольствием слушая музыку, убивают двух зайцев, изучая еще при этом и английские слова. Немногие знают, что пишет эти песни на протяжении уже многих лет именно Олег Косько.
Кроме сотен аранжировок Олег Игоревич еще и занялся программированием – разработал для учащихся специальную программу, музыкально-иностранную.
Играем джаз. Фото Ирины Байсак |
Среди друзей и музыкантов Косько называют не иначе, как Кейсом. Прозвище это Олег Игоревич получил еще в институте, от своего одногруппника, который, кстати, имел ввиду совсем не чемодан, а английское слово "keys" – клавиши. Вот так почти вся жизнь связана у Олега Косько с английским языком, которого, признается музыкант, он совсем не знает.
– Это женскому полу как-то проще, у них "метелки" подвешены, а для меня, стол и есть стол, ну никак не "тейбл".
Вернуться к исполнению джаза Олега Косько заставила дочка – тоже ярая поклонница этой музыки.
– Я пришел в один из баров, где по воскресеньям проводились джем-сейшн, поиграл немного и понял, что руки уже не те. Ведь в музыке, как в спорте, если долго не тренироваться, теряешь форму. И тогда я предложил создать группу ребятам, с которыми играл, – Геннадию Полякову, Алексею Терехову и Олегу Лаврику.
Косько и его компания
Сейчас обросший уже легендами в мире свободной музыки Олег Косько занимается собственным проектом "Ко&Co". Коллектив знаком завсегдатаям "Коттон-бара", арт-клуба "Квартира" и других заведений. О его основателе можно сказать, что переиграв в абсолютно разных стилях (от джаз-рока и фолк-джаза до smooth-джаза и блюз-рока), Олег Косько вернулся к традиционному свингу. Коллектив не только исполняет мировые джаз-хиты, но и музыку самого Косько.
Вот уже несколько лет группа репетирует в студии, предоставленной музыкантам совершенно бесплатно тезкой и другом Олега Игоревича Олегом Лукьяненко, художником, фотографом, путешественником и большим поклонником джаза.
Концерт. Фото: Олег Лукьяненко |
В консерватории ему бы поставили двойку
– Все дело в гармонии, в порядке смены тонов и субтонов. Существует установленный порядок, которого нужно придерживаться. Если гармонию не выполнил, значит, музыка получилась неправильная. Джаз начинается с того, что нарушает этот порядок, музыка здесь идет, словно в обратную сторону, - в этом и есть "фишка". В консерватории за такое поставили бы двойку, - смеется композитор. - Ну а вторая "фишка" — это, конечно же, импровизация. Без нее — это уже что угодно, только не джаз.
В день рождения друзья Олега Игоревича поздравляют его теплыми словами.
Основатель школы английского языка Валерий Соловов:
– Почти 20 лет назад судьба подарила мне встречу с Олегом Косько, необыкновенно талантливым, искренним, мудрым человеком, человеком с прекрасным чувством юмора и огромным творческим потенциалом. Смысл всей его жизни в любви и творчестве. Его способность работать по 16 часов в сутки 360 дней в году оказалась бесценной. Он необыкновенный чудак, чудак с большой буквы. И если чудаки украшают жизнь, то Олег Косько является одним из лучших ее украшений.
Заслуженный работник культуры Украины Валерий "БОРОДА" Мякотенко:
– Своему другу, уникальному музыканту и прекрасному человеку желаю Здравия и Благодати Божией! Вся творческая группа телепрограммы "Истории с Бородой" дружно хором поет здравицу имениннику Олегу Игоревичу! Всегда рады видеть и слушать его музицирование! Желаем новых джазовых программ и всех земных благ!
Вся группа в сборе. Фото: Олег Лукьяненко |
Художник, фотограф Олег Лукьяненко:
– Я скажу словами Курта Воннегута: "Твой джаз – твой бог. Это открытая дверь в неизвестное – пропасть длиною в жизнь, пространство без конца и края, но только для устремленных в вечность. Для всех остальных – это безнадежная бессмыслица". Я счастлив, что знаком с человеком, который нашел эту дверь.
На репетиции: