По словам специалиста, потребители коммунальных услуг имеют право получать качественные и бесперебойные поставки тепла, воды и электроэнергии согласно действующему законодательству и договорам. Впрочем, на практике бывают случаи, когда поставщики прекращают предоставление услуг без законных оснований.
Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе важнейшей информации
Как поступить, если вас незаконно отключили
Прежде всего, необходимо проверить основания отключения. Зачастую это может быть связано с наличием долгов или плановыми ремонтными работами. Согласно ч.4 ст.26 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», поставщик имеет право прекратить предоставление услуг только после письменного предупреждения потребителя за 30 дней. Для электроэнергии предусмотрено 5 рабочих дней предупреждения – об этом говорится в п.7.5 Постановления НКРЭКУ №312.
Если отключение без предварительного уведомления, потребитель имеет право на обращение или жалобу к поставщику. В документе следует изложить обстоятельства, добавить квитанции об оплате и требование о немедленном возобновлении услуг.
В случае отсутствия реакции компании юрист советует обращаться в контролирующие органы: НКРЭКУ, Госэнергонадзор, органы местного самоуправления или Госпродпотребслужбы, если речь идет о нарушении прав потребителей.
Если не помогло – в суд
Когда все досудебные методы исчерпаны, граждане могут подать иск в трибунал. Это может быть как индивидуальное заявление, так и коллективный иск от нескольких жителей дома или ОСМД. В суде можно потребовать признать действия поставщика неправомерными, обязать его возобновить поставки услуг и возместить причиненный ущерб.
- Если потребитель действует последовательно – документирует каждый этап и хранит все копии квитанций и обращений, то шансы на восстановление справедливости и компенсацию достаточно высоки, – подытожил Андрей Шелых.