Об отношении к киевских властям и жителям Донбасса
1. Я считаю, что сегодняшнее руководство Украины совершает много ошибок, и результаты будут негативными, но это выбор президента и правительства. Россия не видит желания Киева восстанавливать экономику и социальную сферу Донбасса.
2. Россия ничего не ждет от киевских властей, кроме того, чтобы они относились к ней как к равноценному партнеру по всем направлениям деятельности.
3. У России нет имперских устремлений. Она хочет, чтобы с Украиной отношения развивались как с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
4. Прежде всего, конечно, нужно думать о том, чтобы нормальная жизнь восстановилась в Луганске, Донецке, на этих территориях, которые называются ЛНР, ДНР, чтобы поток беженцев из родных мест был остановлен, а те люди, которые уехали, могли нормально жить в родном доме.
5. Глупо и нелепо закупать для Украины уголь в Южной Африке, а не в Донбассе.
6. Об убийстве Олеся Бузины: "Это не первое политическое убийство - мы на Украине имеем дело с целой серией таких убийств".
О разнице между россиянами и украинцами и кризисе
7. Политическая ситуация в той или иной стране меняется время от времени, а народ остается. Народ, как я уже говорил, очень близкий нам. Я вообще не делаю разницы между украинцами и русскими, считаю, что это вообще один народ.
8. Мы заинтересованы в том, чтобы экономика Украины вышла из кризиса, потому что это наши соседи, наши партнеры, и мы заинтересованы в том, чтобы на наших границах было спокойствие, порядок, а мы имели возможности развивать экономические связи с благополучным партнером.
9. Никакого отторжения (от сферы влияния России - прим. ред.) не было. Украина - самостоятельное и независимое государство, и нужно относиться к этому с уважением.
10. Ситуация на Украине - это не наш провал, это провал внутренней политики самой Украины. Даже в очень тяжелое для России время наша страна помогала Украине, в том числе поставками нефти и газа по заниженным ценам в течение длительного времени. Эта поддержка без всякого преувеличения исчисляется десятками миллиардов долларов.
О российских войсках, Минских договоренностях, войне и Порошенко
11. Люди (в Украине - прим. ред.) устали от нищеты, от неуемной жадности властей и коррупции, от олигархов. Когда же общество и страна скатываются в такое состояние, то люди начинают искать выход, и к сожалению, частично обращаются к тем, кто спекулируя на текущих трудностях, предлагает какие-то простые решения - среди них националисты.
12. Российских войск на Украине нет. Война с Украиной невозможна. Были определенные эксцессы, связанные с тем, что долетали снаряды с украинской территории, но и здесь я все-таки исхожу из того, что это можно отнести к случайностям, к несчастным случаям, а не к попыткам с сопредельной территории нанести какой-то ущерб нашим гражданам или объектам инфраструктуры.
13. Я долго уговаривал в свое время не возобновлять боевых действий. Сначала Турчинов начал боевые действия на Донбассе, потом у Порошенко был шанс мирным способ решать вопросы с людьми на Донбассе. Я уговаривал не начинать боевых действий. Это колоссальная ошибка. Выход только один - это исполнение договоренностей в Минске, конституционная реформа, решение социальных, экономических проблем всей страны и Донбасса в частности.
14. Я думаю, что в условиях исполнения Минских договоренностей можно найти какие-то элементы восстановления какого-то общего политического поля с Украиной, но в конечном итоге, конечно, право на то, чтобы сказать решающее слово - кто, как и с кем хочет жить, на каких условиях - должно принадлежать людям, которые живут на этих территориях.
15. Сожалею, что Порошенко не послушал совета не предпринимать силовых действий на юго-востоке Украины.