Беседки на крышах Днепропетровска. Фото: Денис Моторин
На крышах домов в наше время, что только не ставят: всевозможных размеров и типов антенны, рекламные вывески, замысловатые чердаки, на худой конец – закрепившиеся корнями в стенах деревья. Поэтому вычурные беседки, увенчивающиеся кровли некоторых зданий, вызывают у горожан искреннее удивление.
Закономерно, что все дома, имеющие на своем верху башенки (обычно это 4-5-этажки), располагаются на углу улиц. Состояние большинства из них, к сожалению, оставляет желать лучшего. По крайней мере, уже по внешнему виду ясно, что ни одно из "крышных заведений" давно не используется. Ничего не ведают в жилищно-эксплуатационных конторах и по поводу того, кому они принадлежат.
- Мы головы вверх как-то не поднимаем, - пожимают плечами мастера. – В основном, вниз приходится глядеть.
Самая ухоженная
Лучше всего выглядит закрытая многоярусная беседка-башня пятиэтажного дома на углу проспекта Карла Маркса и улицы Серова. В отличие от прочих, стекла у нее не только не битые, но даже чистые, а верх венчает изящный шпиль.
Этому убранству дом обязан архитектору Дмитрию Щербакову, в 1956 году выстроившему здание на месте сожженной во время войны гостиницы "Спартак". Легкую башенку видно на расстоянии нескольких кварталов, а раньше она бросалась в глаза аж от самого вокзала. Во время "холодной войны" ее приспособили под наблюдательный пункт противовоздушной обороны – вдруг бы город начали бомбить кровожадные янки, тут бы их и засекли.
Самая большая
Это звание с полным правом может быть присуждено беседке пятиэтажной медакадемии. Квадратная, открытая, двухъярусная, с множеством колонн (двадцать штук), выполненная в стиле ампир. Одно время она со всех сторон была закрыта плитами, но с началом независимости скинула с себя целомудренный наряд и бесстрашно, как и положено анатому, обнажила внутренности. Архитектором здания, в котором ранее размещались Екатеринославские высшие женские курсы, стал Александр Красносельский. И, как и подобает человеку с такой фамилией, украсил беседку ярко красной крышей.
Самая изысканная
По вычурности исполнения всех затмила угловая башенка на двухэтажном частном доме, замыкающем угол улиц Шевченко и Гоголя. Дом на углу улиц Шевченко и Гоголя, известный красивейшей лестницей во внутреннем дворике, был построен в 1913 году архитектором Александровым. Двухэтажный особняк, в стиле модерн, принадлежал горному инженеру, члену Городской управы Е. П. Непокойчицкому.
Самая мрачная
Этот титул отдали огромной квадратной закрытой беседке, расположенной на крыше четырех с половиной этажного здания на перекрестке Пушкина и Шмидта. До ремонта в здании, да и сейчас, ее стекла были черны от копоти, часть из них выбита. Так и кажется, что по ночам внутри ходят призраки. И этому частично нашлось подтверждение.
Одно время мезонин неофициально использовался в качестве дворницкой. Но дворники что-то там между собой не поделили. И с тех пор вот уже несколько десятилетий он пустует. Сам дом был построен в 1950 году. Но для чего предназначалась венчающая его штуковина, никто сказать не смог
Самая открытая
Беседка над мезонином четырехэтажного дома по улице Серова, на углу с улицей Комсомольской, напоминает приусадебные летние шатры – круглая, со светлыми, квадратной формы колоннами. Не хватает только старозаветных помещиков, не спеша гоняющих в ней чаи.
В начале 20-х годов ХХ века там любили устраивать посиделки поэты – в то время в этом доме жили и творили такие именитые стихотворцы как Михаил Светлов, Михаил Голодный и Александр Ясный. И кто знает, сколько гениальных строф родилось в их головах в этом открытом всем ветрам "колонном зале".
Самая царская
Круглая беседка, венчающая крышу пятиэтажного дома на углу улиц Карла Либкнехта и Комсомольской, своей формой напоминает скипетр. Правда, коронообразные выступы по ее периметру местами выщерблены, а проемы (окна) заколочены фанерными листами. Впрочем, сам дом, построенный в довоенное время, довольно ухожен и совсем непохож на готический. Вот только его инвентарное дело, как сообщили в ЖЭКе, в ведомстве которого он находится, по какой-то причине утеряно.
Самая миниатюрная
Тонкая, словно девичья талия, круглая беседка-башенка на углу пр. Карла Маркса и ул. Ворошилова (№26), - словно сошедшая со страниц какой-нибудь сказки темница, в которой томится прекрасная царевна. Еще для одного человека места в ней нет. В башенке есть маленькое окошечко, а на ее верху – шпиль со звездой. Не хватает только Ивана-дурака, который однажды допрыгнул бы до бойницы и вызволил заколдованную красавицу. Впрочем, этому ощущению тоже нашлось рациональное объяснение. Пятиэтажный дом, выстроенный в послевоенное время в стиле неоклассицизма, возводили пленные немцы, и, как рассказывают старожилы, с досады замуровывали в стенах фото своих неверных возлюбленных, которые не дождались их возвращения.