Легенды  дьявольского  дома № 13 в Днепропетровске

Легенды "дьявольского" дома № 13 в Днепропетровске

Сатир пропал. Фото: dv-gazeta.info

Трехэтажный дом под номером 13, расположенный по улице Дзержинского (бывшая Новодворянская), стал источником целого ряда городских легенд. Сам его вид достоин удивления: верх фасада, как на соборе Нотр-Дам, венчал конек с фигурой ("маскароном" на языке архитекторов) рогатого сатира, презрительно взирающего на прохожих, а окна третьего этажа охраняют шесть каменных валькирий, между которыми расположены шесть "медальонов".

Слово "венчал" не зря употреблено в прошедшем времени. Дело в том, что этой зимой сатир с крыши бесследно исчез. Куда именно, не может сказать никто. На его месте осталась ровная кладка, словно некто, взлетев над коньком, аккуратно сбил фигуру, унеся ее неведомо куда.

Виртуальная реальность

Разобраться с пропажей я первым делом попыталась в управлении охраны культурного наследия Днепропетровского горсовета. Мелькнула мысль: может, сатира, охранявшего дом вот уже более ста лет, попросту взяли на реставрацию?

Увы, начальник управления Александр Бердик разбил надежды в пух и прах. По его словам, дом относится к категории "только выявленные объекты культурного наследия". То есть еще не имеет статуса памятника архитектуры и истории, а стоит в очереди на его получение. А поскольку денег на утвержденную еще в 2003 году программу присвоения объектам статуса памятников государство не выделяет, то вопрос повис в воздухе. Но дело даже не в этом.

Независимо от того, к какому виду памятников (а таковых выделено семь групп) отнесен объект, реальной охраны (т.е. ремонта, реставрации и защиты) он в реальности все равно не имеет в виду того же отсутствия финансирования. И если за рубежом на такие работы до 60% средств выделяет государство, то в нашей стране – ноль и ноль десятых, а тянуть такой фронт работ местным бюджетам не под силу.

- Верхний маскарон мог постепенно рассыпаться, - считает Александр Николаевич. – Отбить его молотком вряд ли было возможно из-за неудобства расположения фигуры. Туда попросту не добраться. Однако ничего страшного в этом нет. Все фрагменты интереснейшего со всех точек зрения здания сфотографированы мною лично (перенесены в виртуальность. – Авт.), и как только появятся средства, восстановить утраченное по снимкам особых хлопот не составит.

Куда пропала голова?

Голова сатира обладала одним небольшим секретом, укрывшимся от глаз чиновников. Чтобы она не отвалилась, ее крепила к коньку крыши металлическая цепь, которую можно было рассмотреть, лишь поднявшись на уровень второго этажа противоположного здания – общежития таможенной академии, откуда я в свое время фотографировала здание. И если ту цепь убрать, то вполне возможно, что голова могла под собственной тяжестью сама отвалиться, разбившись на куски. Но вопрос – кто и зачем убрал ржавую цепь?

Есть версия, что всему виной стал расположенный по соседству Дом счастья. Кто-то пустил слух, что причиной неудачи некоторых браков является… каменный дьявол, который своим сглазом портит отношения молодых. И вот некий ревнивец после испытанного им разочарования ночью пригнал машину с краном (возможно, сам работал аварийщиком) и сбил демонический знак.

Легенды "дьявольского" дома

Чтобы подчеркнуть, какого наследия может лишиться город, вкратце перечислим порожденные уникальным зданием легенды.

"Дьявольский" дом, как его прозвали в обиходе, был выстроен в 1890-х годах неизвестным архитектором как доходный дом, в стиле эклектики. На этом официальные сведения о нем, имеющиеся в Управлении охраны культурного наследия, заканчиваются.

И вступают в дело легенды.

Согласно одной из них, дом выстроил екатеринославский банкир Александр Ивановский в память о своей загубленной любви. Его инициалы – А.И., крестообразно наложенные один на другой и окруженные геральдическими символами, можно увидеть на центральном медальоне.

Согласно преданию, однажды банкир безнадежно влюбился в некую заезжую красавицу. Жена, узнав о бурном романе, отравилась. А юная красотка, выманив у банкира деньги, упорхнула. В образах печальных валькирий с плотно закрытыми (мертвыми) глазами над окнами третьего этажа брошенный любовник запечатлел свою жену, а в одинокой улыбающейся валькирии второго этажа – пленившую его роковую красотку. Поговаривали, что аферисткой была сама Сонька Золотая Ручка. Чтобы ее добиться, банкир якобы заключил сделку с сатиром, установленным наверху. После чего сошел с ума.

Согласно другой легенде, под домом вырыт огромный подвал, в котором банкир оборудовал усыпальницу для себя и своей жены, а ходы от него тянутся бог весть куда.

Еще одно предание гласит, что дом был выстроен масонами и оборудован подземельями для их тайных сборищ. В пользу этого свидетельствуют "медальоны", окруженные по бокам химерическими существами, на которых явственно видно изображение молотка и циркуля – символа "вольных каменщиков". А также овальное отверстие – проем – под исчезнувшим сатиром. Смысл “овала” согласно оккультной символике – это мироздание, то есть “мира в здании”, что подтверждают ангелы-вестники света и добра над проемами (те самые печальные валькирии).

Кстати, именно из-за этой символики выстроенный в XIX веке дом в советское время так и не был внесен в список памятников архитектуры и истории.

Источник: Днепр Вечерний

Дом № 13