В эту субботу, 13 октября, в 15-м доме на Донецком шоссе произошло ЧП – с 7-го этажа из-за ослабленного троса начал падать лифт. По словам лифтера, который лишь через 40 минут достал людей из шахты – сработала система безопасности, так называемый "ловитель" лифта.
К сожалению, поломки в наших лифтах – явление довольно частое. Всему виной их длительная эксплуатация - оборудование уже давно устарело и со временем пришло в негодность. А как же быть жильцам, которые каждый день ездят в смертельно опасных подъемниках? Что проще – ходить пешком или все же добиться ремонта?
Как нам удалось выяснить, предельный срок эксплуатации лифта – 25 лет с момента первого запуска. По истечению этого срока должно проводиться его экспертно-диагностическое обследование. Проводит его экспертная организация, у которой есть на это лицензия, а после экспертизы выдается заключение, по результатам которого подъемник должны или заменить, или отремонтировать.
Во время ремонта, как правило, обновляют основные составляющие лифта: купе кабины, лебедку, несущие канаты, привод дверей, электроаппаратуру, ограничитель скорости, разводку проводов и кабелей, двери шахты. Кроме того, лифт должен проходить и другие осмотры. Например, при его запуске осуществляют первичный (полный) технический осмотр – только после этого испытания в движении лифт имеют право запустить.
Каждые 24 месяца ремонтные службы должны проводить периодический (дежурный) техосмотр. Также могут проводиться и внеочередные осмотры. Например, если недавно в лифте заменили тяговые канаты, лебедку, уловители или другие детали, то через определенное время ремонтники должны прийти и проверить, как работает подъемник с новыми деталями.
Кстати, порядок эксплуатации лифтов у нас регулируется нормативно-правовым актом: НПАОП 0.00-1.02-08 "Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов". Согласно документу, если осмотр лифта нельзя выполнить в срок, то его обязаны остановить до тех пор, пока не проверят, а эксплуатировать лифт, который не прошел техосмотр, запрещено.
Что происходит, когда трос лифта ослабевает?
В таком случае лифт может упасть. Чтобы такого не случилось, в нем существует целый ряд приспособлений, которые защищают его при падении. Во всех без исключения типах подъемников стоят так называемые "ловители" – устройства для торможения, включение которых происходит автоматически. В действие их может приводить либо ограничитель скорости, который срабатывает при падении, либо устройство, контролирующее ослабление троса.
Вот почему так важны техосмотры лифтов: малейшая неисправность какой-то из этих деталей может иметь последствия.
К слову, опытный ремонтник рассказал, что бояться ездить в лифтах не стоит. За всю историю его работы он столкнулся только с одним случаем, когда трос порвался, и то, эта поломка стала "эксклюзивом", который даже расследовала специальная комиссия. По словам лифтера, подъемник изначально защищен многими механизмами. И кабина подвешена не на одном, а минимум на трех тросах, а то и на шести. Если какой-то из них ослабевает, срабатывают ловители, задействуются другие тросы.
Но иногда бывают случаи, когда вы вызвали лифт, он приехал, открылись двери – а впереди – яма шахты лифта, а кабины нет. Иногда люди по собственной невнимательности заходят туда и проваливаются в шахту. Последствия такого падения могут быть разными – от многочисленных травм до гибели. Причины таких поломок разные: не работают блокировочные замки на двери, воровство в лифтах, кража порогов дверей шахты. Вообще, специалисты говорят, что лифт – это вполне безопасное техническое устройство, а все аварии случаются зачастую или из-за нарушения правил пользования (перегруз и т. д.), или из-за краж.
Кто же должен ремонтировать лифты и проводить их техосмотр?
В управлении жилищного хозяйства Днепропетровского горсовета на вопросы по поводу техосмотра лифтов в домах Днепропетровска отвечать отказались, но зато объяснили, кто отвечает за их эксплуатацию.
Когда вы каждый месяц платите за лифт, обратите внимание на свою платежку: в ней должно быть указано название предприятия. Их в Днепропетровске несколько: "Лифтремонт", "Днепрлифт", "Днепропетровсклифт" и другие. Эти предприятия разделили между собой районы города по результатам тендера. Именно они и отвечают за техобслуживание и эксплуатацию лифтов в городских многоэтажках.
Можно обратиться к частнику
Существуют также частные ремонтные фирмы, к которым можно обратиться. Вызов мастера-частника, как правило, бесплатный - он берет только за работу. Главное, убедиться, что у него есть лицензия на осуществление ремонта или проведение техосмотра. Такие фирмы берутся за техобслуживание лифтов, если в доме оформлено ОСББ.
А на предприятии "Лифтсервис" сообщают, что те дома, которые закреплены за определенным ЖЭКом, не могут обращаться к фирме-частнику, они могут обслуживаться только в своем предприятии.
Что делать, если у вашего лифта закончился срок эксплуатации
Следить за этим должно ваше обслуживающее предприятие. Но если с их стороны произошло упущение, вам необходимо обратиться к ним с коллективным заявлением от жильцов с требованием о создании комиссии для проведения осмотра техсостояния лифта. По итогам экспертизы необходимо составить акт обследования лифта совместно с представителями дома.
Кстати, средства на капитальный ремонт лифта можно смело просить в горсовете, для этого стоит тоже стоит обратиться с коллективным заявлением, но уже в управление жилищного хозяйства, с просьбой выделить необходимую сумму или внести ваш лифт в титульный список объектов капитального ремонта на следующий год. При этом ссылаться стоит на ст. 30 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", ст.7 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" и ст. 184 Жилищного Кодекса.
Куда звонить?
"Днепрлифт": 792-91-83, 792-91-84, адрес: просп. Гагарина, 12.
"Лифтремонт": 374-48-01, 372-14-05, адрес: пр. Карла Маркса, 18.
"Лифтсервис Днепр": 31-25-46, 31-25-47, адрес: ул. Выборгская, 28Ж.
"Лифтреммонтаж": 766-93-33, адрес: ул. Выборгская, 28-А.
В это же предприятие "Лифтреммонтаж" можно обратиться в частном порядке. Телефон: (067) 522-38-77.