Чудеса в парке Глобы: 100 лет назад там запустили железную дорогу и соорудили гигантский винт

Чудеса в парке Глобы: 100 лет назад там запустили железную дорогу и соорудили гигантский винт

Детская железная дорога в 1950-х годах. Фото: группа «Екатеринославъ — Днепропетровск».

Сегодня Vgorode расскажет историю днепровской детской железной дороги. Она появилась еще в 20-ом веке благодаря промышленной выставке 1910 года. Подготовка к мероприятию длилась несколько месяцев. А сама выставка шла более 100 дней. Именно к этому событию и создали первую железную дорогу в нынешнем парке Глобы.


Выставка, которая изменила историю

Павильон на выставке 1910 года.

Павильон на выставке 1910 года.

История железной дороги в парке Глобы чем-то напоминает историю Эйфелевой башни. И первая, и вторая появились после крупных выставок и стали визитными карточками города. 

В 1910 году в Екатеринославе решили впервые провести Южно-русскую сельскохозяйственную, промышленную и кустарную выставку. На нее приехали более 2 тысяч человек, в том числе и заграничные гости. Нужно было разместить сотни павильонов со всевозможными чудесами науки и техники того времени.

Для этого выбрали территорию нынешнего парка имени Глобы. В начале ХХ века ее занимали 2 сада – Городской и Технический. Одним из самых грандиозных стал павильон Брянского завода – огромная галерея, крышу которой поддерживали 20 металлических колонн, отлитых специально для этого мероприятия. Внутри планировали разместить главный экспонат – катаный лист железа весом в 160 пудов. Но он не влез в павильон, и его пришлось положить на землю перед входом.

Самым оригинальным павильоном назвали сооружение екатеринославского производителя Эмиля Вюрглера в форме гигантского винта. Таким образом богач хотел прорекламировать изделия для горнозаводской промышленности.

Эмиль Вюрглер соорудил собственный павильон в форме винта.

Эмиль Вюрглер соорудил собственный павильон в форме винта.

Эта выставка изменила город. После 1910 года Екатеринослав перестает быть обычной провинцией – начался новый этап его развития. Именно к открытию экспозиции создали множество уже привычных нам сегодня городских объектов. Например, небольшую железную дорогу в парке Глобы построили, чтобы возить посетителей от одного павильона к другому.

После выставки железную дорогу частично разобрали. Заново ее решили отстроить уже только при СССР через 25 лет. Так и появилась первая в Украине детская  железная дорога.


Дорогу строили дети

Детская железная дорога в 1950-х годах. Фото: группа "Екатеринославъ — Днепропетровск"

Интересно, что наша детская железная дорога стала второй в своем роде в мире.

Проектированием дороги занимались исключительно дети, а окончательный проект утвердили комсомольцы местного института инженеров транспорта. Строительство началось весной 1936-го и закончилось 6 июля того же года. Строили ее в основном во время субботников.

Здесь в довоенное время была своя телеграфная связь и громкоговорители на каждой станции. Во время Великой Отечественной все это было уничтожено. Немцы вывезли паровозы и вагоны. Разобрали 95% рельсов. От здания депо осталась лишь кирпичная коробка без крыши. 

Дорогу отстроили только к 1947 году, но удалось восстановить лишь 1 из 2 станций – "Жовтеня", которую назвали "Пионерская" (сейчас "Парковая").

 

 


Выставка на станции "Парковая" ("Пионерская")

Немногие знают, но на станции "Пионерская" до сих можно поглазеть на макет "Город мечты", по которому ходит миниатюрный поезд и выставку бумажных моделей подвижного состава железных дорог. Вход свободный. 

 


Кто работает на детской железной дороге

Все поезда ДЖД – это мини-копии настоящих подвижных составов. Неудивительно, что в каждом из них есть проводники и машинисты. Но кто эти люди и откуда она знает, как управлять поездом?

Оказывается, на детской железной дороге работают ученики 5-11 классов. Их набирают в сентябре каждого года по школам города инструкторы ДЖД. Всего получается 6 смен железнодорожников. С сентября проходят теоретические занятия для школьников, а с 1-го мая начинается практика. 

На ДЖД есть совет дороги, это самые активные дети из каждой смены (по 2-3 человека). Каждый месяц проходят заседания, на которых рассматриваются разные вопросы, по которым школьники делают тематические доклады, обсуждают поездки на экскурсии в другие города и так далее.

Управление поездом на ДЖД такой же трудоемкий процесс, как и управление настоящим подвижным составом. Поэтому минимум два года нужно "обкататься" на помощника машиниста, а потом уже на машиниста. Но оно того стоит! 

Напомним, что детская железная дорога будет работать до октября, а потом закроется на небольшие каникулы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Подземная река и масонские знаки: 13 вещей о Днепре, о которых ты не знал.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в Telegram и на нашу группу в Facebook. Кроме того, вы можете подписаться на нашего  Telegram-бота чтобы иметь простой доступ к основным рубрикам сайта.