Мало кто обращал внимание на барельефы и лепнину музея имени Яворницкого. Его фасад украшают причудливые растения, змеи и чудовища с разинутыми пастями. А на дверях видно старинную гравировку "М. П." Что означают все эти символы разбирался Vgorode.
Похожее здание есть в Берлине
Чудища и змеи появились на фасаде неспроста. Главное здание музея построили в 1905 году по образцу легендарного дома Гофмана в Берлине.
Все эти диковинные создания, украшавшие музей по задумке архитектора должны были уберечь его от бед и разрушений.
По другой версии, прообразом нашего музея послужил Драматический театр в центре Берлина (в наши дни – Концертный холл).
Наш исторический музей в начале 20 века.
Панорама Жандарменмаркт. Здание драмтеатра Берлина – в центре.
Проект здания музея разработал архитектор Георгий Панафутин. По его задумке лавровые венки над окнами должны были символизировать бесконечность, горизонтальные копья – современность, а обвивающие их змеи – смерть, которой рано или поздно закончится любая история.
В новое здание в начале 20-го века перевезли все экспонаты, которые с 1887-го года хранились в первом частном музее Екатеринослава. Он принадлежал богатому промышленнику Александру Полю и располагался в 4-х комнатах его собственного дома на Соборной площади. Там было 7 отделов и даже собственный экскурсовод.
Значительная часть материалов представляла собой археологические находки, обнаруженные Полем в курганах и других погребениях на территории Екатеринославской губернии. Одним из самых ценных экспонатов стала статуя фараона Рамзеса VI, а позже – мумия, привезенная из Египта. Ее подарил губернатор Андрей Фабр. Она до сих пор хранится в музее.
Мумия. Фото: Ева Авраменко.
В 40-е годы 19-го века в Российской империи была мода на все египетское. Поэтому представители екатеринославской элиты тоже старались от нее не отставать и покупали на аукционах всевозможные диковинки. В 1847-1850 Андрею Фабру удалось где-то купить мумию знатной египтянки. Вскоре ее передали историческому музею, так как дома такой экспонат хранить было нельзя. Возражала жена, о которой, кстати, известно очень мало. Биографы Фабра лишь упоминают, что на момент выходы на пенсию он уже был вдовцом. О детях вообще ничего неизвестно.
Андрей Фабр. Екатеринославский губернатор.
Буквы "М" и "П" на дверях
Буквы "М" и "П" – это аббревиатура. Они означают музей Поля.
Поскольку изначально коллекция музея состояла практически из одних экспонатов Александра Поля, то и сам музей до 1917-го года носил его имя.
Коллекция Почетного гражданина Екатеринослава Александра Поля насчитывавшая более 4770 предметов. Поражали современников реликвии запорожских казаков, к которым у промышленника было особое отношение. По материнской линии он – потомок самого гетьмана Павла Полуботка.
После смерти Поля (в 1890 году) горожане предложили создать в честь него губернский музей. Если бы этого не произошло, то всю коллекцию знаменитого екатеринославца попросту распродали бы на аукционах. Ведь у его родственников не было денег, чтобы содержать все экспонаты. Стоимость полевского собрания еще при жизни владельца оценивалась в 200 тысяч рублей серебром. Громадные деньги по тем временам. На них можно было построить огромный дом.
Строительство главного корпуса музея. Фотографии из коллекции исторического музея.
Резиденция немцев в войну
Большие утраты понес музей во время немецко-фашистской оккупации. В здании разместился штадткомиссар города Рудольф Клостерман. Его привлекла схожесть здания с домом Гофмана в Берлине. Правда, это не помешало ему уничтожить большую часть коллекции музея. Под проливным дождем экспонаты стали перевозить в полуразвалившееся помещение Художественного музея (на Шевченко, 21). Все это делалось для того, чтобы освободить больше места в здании для оккупантов.
Самые ценные предметы старины увезли в Германию. К сожалению, после Великой Отечественной их так и не нашли.
Интересно, что не только главное здание музея на Яворницкого, 16 построено по заграничному образцу.
Прообразом здания универсальной научной библиотеки имени Кирилла и Мефодия (Яворницкого,18) был Египетский музей в Каире.
Египетский музей в Каире.
Изначально здесь должны были построить не библиотеку, а новый корпус исторического музея. Такое предложение внес в 1912 году Дмитрий Яворницкий. Но в 1914 году строительство законсервировали. Из-за войны его удалось достроить лишь в 30-х годах. Каирский музей новое здание напоминало слабо, потому что власти решили существенно сэкономить.
Музей Яворницкого сегодня
В музее Яворницкого собраны экспонаты различных эпох: от первобытного строя до сегодняшних дней.
Музей имени Яворницкого – одно из самых увлекательных мест города. Семь залов с постоянной экспозицией (от времен первобытных людей до Второй мировой) заинтересуют даже человека, который никогда не увлекался историей. На втором этаже, где представлено время НЭПа, воссоздали целый магазин и пару типичных комнат той эпохи.
Инсталляция под магазин времен НЭПа в историческом музее.
Музей регулярно проводит тематические выставки. На фото экспозиция, посвященная телефонии.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 16:00 без перерыва; выходные: понедельник, последняя пятница месяца – санитарный день.
Где: проспект Яворницкого, 16.
Для школьников и студентов билет в исторический музей стоит всего 10 гривен.