Тайна музея Яворницкого: змеи над окнами и резиденция немцев в войну

Тайна музея Яворницкого: змеи над окнами и резиденция немцев в войну

Все фото: Глеб Шмыгленко.

Мало кто обращал внимание на барельефы и лепнину музея имени Яворницкого. Его фасад украшают причудливые растения, змеи и чудовища с разинутыми пастями. А на дверях видно старинную гравировку "М. П." Что означают все эти символы разбирался Vgorode.


Похожее здание есть в Берлине

Чудища и змеи появились на фасаде неспроста. Главное здание музея построили в 1905 году по образцу легендарного дома Гофмана в Берлине.

Все эти диковинные создания, украшавшие музей по задумке архитектора должны были уберечь его от бед и разрушений. 

По другой версии, прообразом нашего музея послужил Драматический театр в центре Берлина (в наши дни – Концертный холл).

Наш исторический музей в начале 20 века.

Наш исторический музей в начале 20 века.

Панорама Жандарменмаркт. Здание драмтеатра Берлина – в центре.

Панорама Жандарменмаркт. Здание драмтеатра Берлина – в центре.

Проект здания музея разработал архитектор Георгий Панафутин. По его задумке лавровые венки над окнами должны были символизировать бесконечность, горизонтальные копья – современность, а обвивающие их змеи – смерть, которой рано или поздно закончится любая история.

В новое здание в начале 20-го века перевезли все экспонаты, которые с 1887-го года хранились в первом частном музее Екатеринослава. Он принадлежал богатому промышленнику Александру Полю и располагался  в 4-х комнатах его собственного дома на Соборной площади. Там было 7 отделов и даже собственный экскурсовод.

Значительная часть материалов представляла собой археологические находки, обнаруженные Полем в курганах и других погребениях на территории Екатеринославской губернии. Одним из самых ценных экспонатов стала статуя фараона Рамзеса VI, а позже – мумия, привезенная из Египта. Ее подарил губернатор Андрей Фабр. Она до сих пор хранится в музее. 

Мумия. Фото: Ева Авраменко.

Мумия. Фото: Ева Авраменко.

В 40-е годы 19-го века в Российской империи была мода на все египетское. Поэтому представители екатеринославской элиты тоже старались от нее не отставать и покупали на аукционах всевозможные диковинки. В 1847-1850 Андрею Фабру удалось где-то купить мумию знатной египтянки. Вскоре ее передали историческому музею, так как дома  такой экспонат хранить было нельзя. Возражала жена, о которой, кстати, известно очень мало. Биографы Фабра лишь упоминают, что на момент выходы на пенсию он уже был вдовцом. О детях вообще ничего неизвестно.

Андрей Фабр. Екатеринославский губернатор.

Андрей Фабр. Екатеринославский губернатор.


Буквы "М" и "П" на дверях

Буквы "М" и "П" – это аббревиатура. Они означают музей Поля.

Поскольку изначально коллекция музея состояла практически из одних экспонатов Александра Поля, то и сам музей до 1917-го года носил его имя. 

Коллекция Почетного гражданина Екатеринослава Александра Поля насчитывавшая более 4770 предметов. Поражали современников реликвии запорожских казаков, к которым у промышленника было особое отношение. По материнской линии он – потомок самого гетьмана Павла Полуботка.

После смерти Поля (в 1890 году) горожане предложили создать в честь него губернский музей. Если бы этого не произошло, то всю коллекцию знаменитого екатеринославца попросту распродали бы на аукционах. Ведь у его родственников не было денег, чтобы содержать все экспонаты. Стоимость полевского собрания еще при жизни владельца оценивалась в 200 тысяч рублей серебром. Громадные деньги по тем временам. На них можно было построить огромный дом.

Строительство главного корпуса музея. Фотографии из коллекции исторического музея.

Строительство главного корпуса музея. Фотографии из коллекции исторического музея.


Резиденция немцев в войну

Большие утраты понес музей во время немецко-фашистской оккупации. В здании разместился штадткомиссар города Рудольф Клостерман. Его привлекла схожесть здания с домом Гофмана в Берлине. Правда, это не помешало ему уничтожить большую часть коллекции музея. Под проливным дождем экспонаты стали перевозить в полуразвалившееся помещение Художественного музея (на Шевченко, 21). Все это делалось для того, чтобы освободить больше места в здании для оккупантов.

Самые ценные предметы старины увезли в Германию. К сожалению, после Великой Отечественной их так и не нашли.

Интересно, что не только главное здание музея на Яворницкого, 16 построено по заграничному образцу. 

Прообразом здания универсальной научной библиотеки имени Кирилла и Мефодия (Яворницкого,18) был Египетский музей в Каире.

Египетский музей в Каире.

Египетский музей в Каире.

Изначально здесь должны были построить не библиотеку, а новый корпус исторического музея. Такое предложение внес в 1912 году Дмитрий Яворницкий. Но в 1914 году строительство законсервировали. Из-за войны его удалось достроить лишь в 30-х годах. Каирский музей новое здание напоминало слабо, потому что власти решили существенно сэкономить.


Музей Яворницкого сегодня

В музее Яворницкого собрана экспонаты различных эпох: от первобытного строя до сегодняшних дней.

В музее Яворницкого собраны экспонаты различных эпох: от первобытного строя до сегодняшних дней.

Музей имени Яворницкого – одно из самых увлекательных мест города. Семь залов с постоянной экспозицией (от времен первобытных людей до Второй мировой) заинтересуют даже человека, который никогда не увлекался историей. На втором этаже, где представлено время НЭПа, воссоздали целый магазин и пару типичных комнат той эпохи.

Инсталляция под магазин времен НЭПа в историческом музее.

Инсталляция под магазин времен НЭПа в историческом музее.

Музей регулярно проводит тематические выставки. На фото экспозиция, посвященная телефонии.

Музей регулярно проводит тематические выставки. На фото экспозиция, посвященная телефонии.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 16:00 без перерыва; выходные: понедельник, последняя пятница месяца – санитарный день.

Где: проспект Яворницкого, 16.

Для школьников и студентов билет в исторический музей стоит всего 10 гривен.