Войны в супермаркетах: что позволено охранникам и покупателям?

Супермаркеты почти вытеснили обычные магазины. Фото: sevnews.info

Супермаркеты почти вытеснили обычные магазины. Фото: sevnews.info

Досуг и еда
16 октября 2012 12:42

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как правильно решать конфликты в cупермаркете

После ЧП в "Караване" между покупателями и охраной маркетов развернулась настоящая холодная война. Стражи порядка, по словам покупателей, стали намного больше придираться и вести себя откровенно по-хамски, а охранники уверяют, что это покупатели стали их провоцировать.

Нарушают

Наталья рассказывает о том, как она стала жертвой излишне ретивого охранника: 

- У меня на кассе порвалась коробочка с дешевым печеньем, и оно рассыпалось. Тут на меня набросились охранники с криками: как я посмела! Сначала я испугалась, но потом вспомнила все, что писалось после истории в "Караване", и решила отстаивать свои права. Сказала, что платить за печенье не буду — коробка явно была с дефектом. Меня поддержала и очередь. В результате из моего чека печенье убрали. Но на выходе из магазина дорогу преградил начальник охраны, вцепился в мою тележку и начал требовать, чтобы я с ним прошла в комнату досмотра. Пришлось вызывать милицию и составлять протокол. После этого у меня поднялось давление, - говорит женщина.

Другой покупатель, Николай, рассказал, как его попытались заставить вывернуть карманы: "Но я им сразу сказал: вызывай милицию, но если ничего не найдешь — накатаю жалобу. Отстали".

Охранники же говорят, что сами покупатели их стали провоцировать. 

- Рамка пищит, а он отказывается показывать товар, говорит: не имеете права, и прет на выход, не дожидаясь милиции. А если удерживаешь — все, скандал, протокол. Нам уже всем сказали: если есть претензии — вызывайте милицию и не связывайтесь. А с другой стороны, как нам выполнять свои функции?! — говорит охранник одного из крупных маркетов. 

В федерации профессионалов безопасности о проблеме знают. 

- После "Каравана" возникло напряжение между покупателями и охраной. Охрана нервничает, а покупатели хотят показать свою правоту. Сейчас разрабатывается ряд новых инструкций, людей хотят научить, как работать с покупателями, — говорит президент федерации Сергей  Шабовта.

Что делать

Юристы убеждены: покупатели должны отстаивать свои права, лишь в этом случае охранники не будут позволять себе лишнего, а значит, и не будет конфликтов. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Камеры хранения в супермаркете: нужно ли оставлять вещи и кто за них отвечает?

- В Гражданском кодексе четко сказано, что ответственность за случайную гибель или повреждение товара несет собственник. Покупатель не должен его оплачивать. Даже если он повредил товар специально, деньги можно взыскать только через суд. Не имеют права и досматривать покупателей, нет закона, запрещающего вход в магазин с купленным ранее товаром. А за вещи, оставленные в ячейках, вопреки объявлениям, маркет ответственность таки несет, — говорит глава общественной организации "Комитет конституционно-правового контроля Украины" Игоря Мариен.

Права и обязанности охранников

Охранникам нельзя:

- обыскивать покупателей и рыться в чужих сумках или пакетах;

- принуждать оставлять вещи в камере хранения;

- хватать покупателей за части тела и одежду, надевать наручники и вообще применять силу и спецсредства, кроме случаев, когда посетитель угрожает жизни, здоровью или имуществу других людей;

- обращаться к людям в неуважительной форме, оскорблять, угрожать арестом, задержанием или иным наказанием;

- препятствовать покупателям входить в открытый торговый зал или выходить из него;

- принуждать покупателей покинуть открытый торговый зал;

- запрещать фотосъемку в торговом зале, отбирать фотоаппараты и требовать удаления фотографий, отбирать другие принадлежащие покупателям вещи.

Охранникам можно:

- Вызывать милицию, но только если посетителя подозревают в совершении преступления. При этом задержание, в принципе, допустимо, но только для предотвращения явного преступления, а в случае ошибки охране придется нести уголовную или гражданско-правовую ответственность за свои действия;

- по просьбе покупателя вызывать администратора;

- вежливо попросить покупателей показать содержимое сумок или карманов, осматривать и проверять их исключительно с их согласия, не настаивая в случае отказа;

- вежливо попросить покупателей оставить вещи в камере хранения, не настаивая в случае отказа.

Войны в супермаркетах: что позволено охранникам и покупателям? фото

Наши права в супермаркетах

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях