Камеры хранения в супермаркете: нужно ли оставлять вещи и кто за них отвечает?

Сдавать вещи в камеры хранения не обязательно. Фото: sevnews.info

Сдавать вещи в камеры хранения не обязательно. Фото: sevnews.info

Досуг и еда
10 августа 2012 16:57

Очень часто на входе в супермаркет охранники просят покупателей оставить вещи в камере хранения, иногда - чуть ли не в приказном порядке. Однако случаи кражи вещей из камер нередки - замки на дверцах, как правило, недорогие и довольно изношенные и открыть их не составляет никакого труда. Администрация магазинов настаивает на том, что никакой ответственности за оставленные сумки она не несет, однако так ли это? Обязаны ли покупатели оставлять на хранение свои вещи и кто отвечает за их пропажу, выясняли журналисты портала "В городе".

Не так давно у Сергея, жителя Днепропетровска, в одном из супермаркетов украли сумку с личными вещами. Он оставил ее в одной из ячеек камеры хранения, а когда пришел забирать - ячейка была пуста. Охранник и администратор в один голос заявили, что никакой ответственности за это не несут, однако вызванный наряд милиции принял заявление пострадавшего. Но что делать дальше?

Сразу отметим, что охрана не имеет никакого права заставлять вас расставаться с личными вещами. Более того - охранник в супермаркете, фактически, такой же человек, как и вы - его права практически ничем не отличаются от прав обычного гражданина. Он не имеет права обыскивать вас или требовать открыть сумку - только просить, а в случае отказа - вызвать наряд милиции и задержать вас на время их приезда. И это только в том случае, если у него есть серьезные основания подозревать вас в краже.

Камеры хранения в супермаркете: нужно ли оставлять вещи и кто за них отвечает? фото

Оставлять или не оставлять вещи каждый решает сам. Фото: kremenchug.ua

Если вы все же решили оставить свои личные веди в камере хранения магазина, то, по закону, "хранитель" обязан предпринять все меры для их сохранности. Даже если хранение осуществляется безвозмездно, "хранитель" обязан заботиться о вещи, как о своей собственной - об этом говорится в статье 942 Гражданского кодекса Украины. Доказательством того, что вы сдали вещь на сохранность является ключ и номерок - он удостоверяет принятие вещи на хранение, поэтому в случае кражи ни в коем случае не отдавайте его.

В Обществе по защите прав потребителей нам пояснили, что ответственность супермаркета в случае утраты или повреждения вещей, оставленных на хранение, также предусмотрена Гражданским кодексом - статьями 950 и 951.

- За утрату вещей, которые вы оставили в ячейке, администрация магазина будет отвечать на общих основаниях. Но есть исключения - если утеря или повреждение вещей произошли вследствие неодолимой силы - урагана, например, или наводнения. Также ответственность снимается, если вещи пропали из-за самого покупателя (забыл закрыть дверцу), - отметили в ОЗПП.

По закону, если ваши ценные вещи украли из камеры хранения, то администрация обязана компенсировать вам ее стоимость и стоимость всех вещей, которые в ней были. Если они не хотят этого делать добровольно - нужно подавать иск в суд, в этом случае заявление в милицию и постановление о возбуждении уголовного дела послужит письменным доказательством в вашу пользу.

Камеры хранения в супермаркете: нужно ли оставлять вещи и кто за них отвечает? фото 1

Замки на камерах чаще всего изношены. Фото: ua.all.biz

Советы пострадавшим: что делать, после того, как вы обнаружили пропажу

Обратиться в милицию. Делать это следует немедленно после обнаружения пропажи, потому что такие преступления, зачастую, раскрываются по горячим следам. Кроме того, следует заявить о краже и старшему смены супермаркета.

Сохранить ключ, жетон или номерок. Единственным подтверждением того, что был заключен договор хранения, является ключ от ячейки или номерок. Их ни в коем случае нельзя отдавать администрации магазина, иначе доказать сам факт передачи вещей будет почти невозможно.

Доказать, какие вещи были сданы. Это самое сложное. Если речь идет о сумке или верхней одежде, то подтвердить это могут и камеры наблюдения, и свидетели. А вот о содержимом скорее всего придется забыть, если только администрация или суд не поверят вам на слово.

Определить стоимость похищенного. Для этого подойдут чеки на покупку или личная оценка стоимости, если документов нет.

Написать претензию в двух экземплярах на имя администрации заведения, где были похищены вещи. На вашем экземпляре ее сотрудники должны поставить штамп с датой и номером о получении претензии. Если откажутся, надо направить ее по почте заказным письмом с уведомлением на адрес компании. Обычно его можно найти в "уголке потребителя".

Подать иск в суд. Если администрация добровольно не возместит ущерб, то можно обращаться в суд. Тогда все доказательства, чеки, переписку и другие документы будут рассматривать судьи.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях