Найди 10 отличий. Фото из личного архива
На волне проведения в Днепропетровске транспортной реформы Vgorode.ua решил проанализировать, чего не хватает нашим маршруткам и автобусам. Для этого журналисты попытались сравнить наш общественный транспорт с транспортом среднестатистического городка в одной из европейских стран.
К какой модели все-таки стремится наша транспортная сеть? Так или иначе, очевидно, что в этом вопросе нам не избежать опыта других городов и других стран.
О том, как работают городские автобусы в Европе, мы попросили рассказать водителя такого автобуса в небольшом муниципалитете в Бельгии.
Городок Дилбек вместе с другими небольшими городками (всего их шесть) образуют муниципалитет, который расположен в центральной части Бельгии. От Брюсселя до Дилбека езды всего 7 километров, так что многие его жители предпочитают работать в столице. К тому же очень многие молодые люди учатся там в университетах и каждый день ездят на занятия. Именно поэтому сообщение между городами в этой стране стоит на высоком уровне: с одной стороны – это близкое расстояние, а с другой – большой пассажиропоток.
Тем не менее, не хуже налажено транспортное сообщение и с остальными пятью городками муниципалитета Дилбек. Люди переезжают между ними так же легко, как у нас ездят с левого берега на правый или с Коммунара на Тополь. Всего в муниципалитете живет около 40 тысяч жителей. Сравним также площадь: чуть больше 41 квадратного километра Дилбека против 405 квадратных километров Днепропетровска.
Пожалуй, самый распространенный транспорт здесь – это автобусы. Об их работе мы попросили рассказать жителя городка Филиппа. Кстати, он уже больше 10 лет работает водителем одного из таких городских автобусов. Несколько раз Филипп побывал в Украине и остался под впечатлением от транспорта, который курсирует здесь.
О дорогах в час пик и перерывах между автобусами
Внешне бельгийские автобусы очень похожи на наши "Лотсманы". Фото из личного архива
– Мне кажется, что вашим автобусам нужно намного больше времени, чтобы доехать из пункта А в пункт Б, – рассказывает бельгийский водитель. – И дело тут не только в пробках на дорогах. У нас также есть пробки в час пик, и иногда бывает, что мы также задерживаемся по графику, но обычно это происходит очень редко, и всего лишь на несколько минут, но никогда мы не стоим в пробке по полчаса, как ваши маршрутки. У нас автобус никогда не застаивается на остановках, потому что в нем несколько дверей, и пассажиры выходят и заходят быстро, не создавая толкотни. Под автобусы выделена отдельная полоса.
В часы пик, когда люди добираются до работы утром и домой с работы вечером, автобусов значительно больше. А водители работают не целый день, как у нас, а по сменам: в первой половине дня или во второй. Всего в неделю у них выходит 40 рабочих часов – как у офисного работника. Тот, кто работает в первую смену, должен быть готовым приступить к работе уже около 5-ти утра. На практике это означает, что проснуться ему следует в 4. Как и у нас, все водители сначала отправляются на станцию (что-то вроде поста) и делают необходимые проверки перед тем, как сесть за руль. Но бельгийский водитель отличается от днепропетровского тем, что в час или два дня он уже свободен, а его место занимает другой. Кстати, на протяжении дня на конечных остановках у водителя также есть перерывы.
Тот, кто хочет работать сверхурочно, отправляется домой, обедает и отдыхает, а затем выходит в вечернюю или ночную смены.
Да, ночной транспорт здесь тоже есть. Правда, автобусов ночью курсирует не так много, как днем. И в большинстве случаев они возят гуляющую по клубам молодежь, а не ночных рабочих, хотя есть и такие.
Обычно промежуток между автобусами днем – в среднем 15 минут, но на одной линии есть дублирующие маршруты. Человек может выбрать тот, который ему больше подходит. Таким образом, ему приходится ждать на остановке максимум 7 с половиной минут. Напомним, одним из главных условий транспортной реформы в Днепропетровске было именно "убрать все дублирующиеся маршруты".
Ночью промежуток между автобусами – полчаса.
Об остановках
Стоит ли говорить, что весь общественный транспорт в Дилбеке останавливается строго в отведенных для этого местах. Здесь остановок не так много. Но есть несколько больших, узловых. Автобусы с таких станций следуют также в соседние городки муниципалитета.
Остановка в Левене. Фото из личного архива
К примеру, одна из узловых остановок. Находится не в Дилбеке, а в соседнем городке Левене, но все они похожи. Эта остановка рассчитана на 12 автобусов, и у каждого здесь есть свое строго отведенное ему место. Сообщение между городками муниципалитета зависит от пассажиропотока. На самых непопулярных направлениях курсируют автобусы каждый час, на остальных – гораздо чаще.
Филипп рассказывает, что по утрам здесь бывает очень людно. Одни пассажиры прибыли, другие отправляются, а кроме того, здесь еще много студентов, которые или норовят припарковаться в неположенных местах, или ездят неосторожно, так что приходится глядеть на дорогу в оба. Места, куда заезжают автобусы, построены в виде арок: с одной стороны прибытие, с другой – отправление. Все происходит очень быстро, без задержек.
Автобус изнутри
Людей в инвалидных колясках нужно пристегнуть ремнем безопасности. Фото из личного архива
Стандартные автобусы в Дилбеке – 12-метровые, рассчитаны на 90 человек. Каждый из таких автобусов оборудован специальными местами для людей в инвалидных креслах. Инвалиды могут самостоятельно заезжать и выезжать из автобуса: для них есть пандус, как правило, ним оборудован только один вход, но этого достаточно. Такая платформа – раскладная, также человек в инвалидной коляске в автобусе пристегивается с помощью ремня безопасности.
Внутри автобусы также мало отличаются от наших. Фото из личного архива
В общем-то, автобус похож и снаружи, и внутри на низкополые большие автобусы, которые курсируют на нескольких маршрутах в Днепропетровске.
Плата за проезд: СМС-билеты и билеты на время пребывания в автобусе
Со своими евро и центами к водителю в Бельгии никто из пассажиров не лезет. Для "обилечивания" в каждом автобусе стоит специальный аппарат с электронной сенсорной панелью. Есть несколько способов оплатить проезд. Во-первых, можно купить специальную карту (что-то вроде проездного) на 1 месяц, 3 месяца и 1 год. Цена зависит от возраста пассажира. Шестилетний ребенок здесь уже также оплачивает проезд.
С 6-ти до 24-х лет пассажирам предлагают тариф "Buzzy Pass". За 1 месяц езды на автобусе нужно заплатить 23,5 евро, за 3 месяца – 66 евро, за 12 месяцев – 182 евро.
Для пассажиров в возрасте 25-64-года действует тариф "Omni Pass", он немного дороже. Проезд на месяц обойдется в 30,5 евро, на 3 месяца – в 86 евро, на год – в 237 евро. Большинство людей, как отмечает бельгиец, покупает годовые проездные – они самые выгодные.
Люди также могут купить билет и в автобусе. Тут цена уже будет зависеть от того, сколько зон вы пересекаете. То есть территория муниципалитета поделена на зоны. Пересечь 1-2 зоны обойдется в 2 евро, а собираетесь объехать 3 и больше зон – готовьте 3 евро. На эти билеты есть ограничения по времени: 1-2 зоны вы проедете в автобусе не более чем за час, на 2-3 зоны вам отводят 2 часа, затем билет становится недействительным – покупайте новый.
Кроме того, можно купить билет еще и с помощью СМС-сообщения. Это дешевле, чем покупать билет в автобусе. Отправляете сообщение на короткий номер 4884 – и получаете время, которое можете находиться в автобусе. Если указать в СМС текст "DL", система снимет ровно 1,55 евро. Получаете ответ на СМС – это и есть ваш билет, действует он ровно час. Если нужно два часа, отправляете текст "DL120", такое сообщение уже стоит 2,35 евро.
Тут стоит отметить, что пассажиры в Бельгии – довольно дисциплинированные, но, тем не менее, система контроля все же существует.
Льготники платят за проезд меньше, но все же платят. К ним относятся инвалиды, дети-сироты, вдовы и так далее. А бесплатно ездят только дети до 6-ти лет и люди старше 64 лет (пенсионеры).
Форма
А еще за рулем не разрешается курить. Фото из личного архива
Все водители обязаны носить форму. Летом это черные брюки и белая рубашка с коротким рукавом, для более холодной погоды есть еще темно-синяя жилетка. Зимой можно носить белую рубашку с длинным рукавом и жакет, но в автобусах, как правило, тепло.
По словам водителя, форма ему очень нравится, и он бы не хотел, чтобы ее отменяли. Он говорит, что в форме человек подсознательно чувствует себя более ответственным.
Заработная плата водителя – фиксированная, и не зависит от того, сколько пассажиров он перевезет. Водители могут работать сверхурочно, оплачивается их труд почасово.
Водительское место. Фото из личного архива
Снежные завалы зимой
В Бельгии больших снегопадов зимой, как правило, не бывает. Но редко погодные условия могут поставить в тупик в прямом смысле слова. Если уровень снега поднялся на 40-50 см, практически весь транспорт останавливается. Пока дороги не расчистит специальная техника, автобусы не выходят в рейсы, а соответственно, люди не выходят на работу. Кстати, в эти дни за ними полностью сохраняется заработная плата. Вот такая интересная особенность.