В честь минувшего Дня Учителя журналисты Vgorode.ua решили узнать, зачем идут в школу молодые педагоги и почему они из нее уходят. Наталья (имена в тексте изменены) согласилась откровенно и без купюр рассказать о своем горьком опыте преподавательской деятельности в одной из днепропетровских школ.
"После учебы я решила пойти учителем в школу. Нельзя сказать, что я сильно люблю детей, или у меня было желание "нести свет учения во тьму". Но после истфака ДНУ, на который я поступала еще, можно сказать, ребенком, особых карьерных перспектив не открывается. Быть менеджером – это не мое, рассуждала тогда я, а учитель – профессия почетная, даже, можно сказать, древняя. Но представить, насколько эта древняя профессия похожа на другую, еще более древнюю, я тогда не могла.
Найти работу было несложно – при нынешней зарплате, нагрузках и ответственности, мало кто хочет быть учителем. Сначала устроилась на полставки, потом проводили на больничный (а следом и на пенсию) заслуженную работницу образования Наталью Григорьевну и мне достался ее класс.
Рассказывать про современных школьников не хочется. Любой учитель, который хотя бы полгода поработал в обычной школе (я уж не говорю об "элитных"), проходит настоящее "крещение огнем" – после выпускного 11-В, например, я уже не боюсь встретить в подворотне пьяных хулиганов. На самом деле, боюсь, конечно, но встретить в таких же обстоятельствах пьяных школьников из 11-В было бы еще хуже…
Хороший учитель обязательно должен быть еще и хорошим психологом. Тебе ведь не просто нужно придти на урок, отчитать его от "А" до "Б" и отпустить всех на перемену, нужно хотя бы как-то заинтересовать детей. Бывает, из всего класса только пара "заучек" действительно, слушают, что ты там рассказываешь. Остальные ковыряются в телефонах, общаются между собой, а на любое замечание часто отвечают неприкрытым хамством. Угрозы на них уже не действуют, линейкой по рукам, к сожалению, бить давно запретили, сегодня даже курение в школах уже не вызывает такого осуждения – ну курят и курят, что ты им сделаешь…
И в таких условиях нужно не просто попытаться, но и чему-то научить этих мальчиков и девочек, ведь за плохие оценки на экзаменах спрашивают не с ребенка – с учителя! "Почему мой Миша получил четверку, он говорит, что вы его специально гнобите, я прямо сейчас пойду к директору, у меня связи в районо!". А при чем тут районо, если его Миша знает только того Ганнибала, который резал людей в кино, а про Карфаген он и слыхом не слыхивал? "Нам не нужна шестерка, нам нужно восемь, вы нам испортите весь аттестат, давайте решать вопрос!". А что тут решать, если Катя на уроках подкрашивает губы и рассылает смс-ки, а на переменах зажимается со парнями по углам?
Современные школьники. Фото: zovzakona.org
Все это, наверное, еще можно было стерпеть – я ведь прекрасно понимала, с чем придется работать. Если бы не директор. Константин Евгеньевич был на хорошем счету у начальства, всегда досыта кормил и поил многочисленные комиссии (а каждая комиссия в школе – этот как приезд главнокомандующего в армии), знал чуть ли не поименно всех старшеклассников в школе, но это оказалась только одной, светлой сторона медали…
Сначала нас обязали "продвигать" услуги фотографа. Делается это просто – учитель заходит в класс и объявляет, что в среду, скажем, нужно всем приходить красивыми, потому что будут фотографировать. А потом оказывается, что эти фото пойдут в выпускной альбом, который должен в обязательном порядке быть у каждого. А Константин Евгеньевич от фотографа получает определенный процент за каждую проданной фотографии и нормально себя чувствует. Потом собираем деньги на окна, потом на новую доску, потом еще на что-то…
- Родители Димы очень помогают школе, а "в табеле" у него такие плохие оценки. Непорядок, надо что-то решать. Вы бы натянули немного мальчику оценку, а он потом выучит. Авансом, так сказать. А вы молодец, сообразительная, умная, целеустремленная. Вы ведь знаете, чего хотите? Такими темпами скоро завучем станете!
Стать завучем, по мнению Константина Евгеньевича, можно было двумя способами. Первый – примерно лет двадцать "пахать, как мама Карло", а второй, экспресс-метод, созданный на основе его личных наработок, подробностей которого он пока не будет разглашать, но готов делиться опытом, во время каждой встречи, количество которых нужно будет увеличить… Я сначала не совсем поняла, что он имеет ввиду, а потом узнала, что Евгеньевич "падок на молодых", и что уже две девочки ушли из школы из-за его навязчивого внимания.
А я стала третьей. Денег не хватает, времени не хватает, нервов не хватает, личной жизни нет, - зачем мне такая работа, подумала я, и уволилась нафиг. И, знаете, ни разу с тех пор об этом не пожалела. Сейчас в школах почти нет молодых – за зарплату туда никто не идет работать, а тех, кто приходит "за идею" обычно хватает ненадолго".