Что можно и что нельзя охране. Фото: pauluskp.livejournal.com
Эта история произошла на прошлых выходных в одном из днепропетровских супермаркетов. 28-летняя Алла с маленьким сыном выходила из магазина, когда сработала рамка детектора. Сразу прибежали несколько охранников, ошарашенную девушку с ребенком начали обвинять во всех смертных грехах, мол, уже не первый раз она здесь ворует, и попытались увести в подсобку для обыска.
К счастью, все обошлось – игрушку, которую малыш незаметно засунул маме в пакет, нашли и оплатили, но "осадок остался". Имели ли право охранники "распускать руки" и каковы должны быть их действия в отношении потенциального вора, разбирались журналисты Vgorode.ua.
Если вас заподозрили в краже
Любой психолог скажет вам, что в конфликтной ситуации выиграет тот, кто сохранит самообладание и будет вести себя уверенно. Конечно, это бывает трудно, когда вас обвиняют в том, чего вы не совершали, тем более, в краже.
Прежде всего, стоит понять, что ни один охранник не имеет права прикасаться к вам и тем более применять силу – и они это также прекрасно знают. Так что любой осмотр вещей, попытки задержать покупателя с помощью физической силы – незаконны.
Охранник имеет право попросить показать ему содержимое пакета, но при этом покупатель имеет полное право ему отказать. Личный досмотр могут проводить только сотрудники милиции.
Уполномоченное лицо того же пола имеет право на личный осмотр только в присутствии как минимум двух свидетелей, пол которых также должен совпадать с полом покупателя. На такой досмотр требуется специальное разрешение, которое должно быть чем-то подкреплено. Если предоставляется соответствующая видеозапись или же вынос товара был зафиксирован магнитной рамкой, то досмотр считается обоснованным.
Покупатель может просить у администрации супермаркета личного ознакомления с правилами внутреннего распорядка. Там должно быть написано, как клиенту полагается себя вести на территории торгового объекта. Этот документ должен находиться в свободном доступе и при необходимости можно его потребовать у охранника.
Не стесняйтесь требовать документы, которые удостоверяют полномочия и личность сотрудника. У охранника должна быть лицензия, если такого документа нет, то перед вами не охранник, а просто сторож.
Еще один важный вопрос касается личных вещей, а также хранения пакетов и сумок в специально оборудованных ячейках. Если рядом находится объявление о том, что администрация за личные вещи ответственности не несет, значит, оставлять их в камере вы вовсе не обязаны. Если охранник настаивает на том, чтобы сдать сумку или рюкзак в камеру, вежливо откажите: мол, если при выходе сработают магнитные рамки, тогда и будем разговаривать. Если же на кассе они действительно сработают - для досмотра личных вещей требуйте милицию.
Стоит также помнить, что факт воровства на лицо, только если покупатель пронес товар через линию касс и не заплатил за него – во всех остальных случаях, даже если вы нечаянно положили что-то в карман или пакет, но собираетесь заплатить за это, – все претензии охранников не являются обоснованными.
Если конфликт все-таки случился, кроме того, что стоит держаться уверенно и бойко, не помешает еще призвать других покупателей в свидетели. Разговаривать лучше всего вежливо и без сленговых словечек. Пересчет купленного товара – это уже обыск, и должен он проводиться также сотрудниками милиции. Если дело дошло до вызова правоохранителей, во время их ожидания нужно выбрать место расположения таким образом, чтобы находиться в поле зрения камеры видеонаблюдения. По прибытии милиции нужно действовать по их указанию, при этом набирая фактаж по неправомерным действиям охраны для подачи искового заявления.
Если у вас все-таки обнаружен неоплаченный товар (а вы добропорядочный гражданин и воровства у вас не было и в уме), скорее всего, вам его подбросили. В таком случае обязательно нужно требовать записи с видеокамер наблюдения.
Охранникам запрещено:
- обыскивать покупателей и рыться в чужих сумках или пакетах;
- принуждать оставлять вещи в камере хранения;
- хватать покупателей за части тела и одежду, надевать наручники и вообще применять силу и спецсредства, кроме случаев, когда посетитель угрожает жизни, здоровью или имуществу других людей;
- обращаться к людям в неуважительной форме, оскорблять, угрожать арестом, задержанием или иным наказанием;
- препятствовать покупателям входить в открытый торговый зал или выходить из него;
- принуждать покупателей покинуть открытый торговый зал;
- запрещать фотосъемку в торговом зале, отбирать фотоаппараты и требовать удаления фотографий, отбирать другие принадлежащие покупателям вещи.