Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной

Амурский мост. Фото: tov-tob.livejournal.com

Амурский мост. Фото: tov-tob.livejournal.com

Транспорт и инфраструктура
20 июля 2012 13:08

В Днепропетровске насчитывается порядка 32 больших и средних мостов, 20 малых и 18 виадуков и путепроводов. Сегодня речь пойдет про старейший мост Днепропетровска - Амурский или Старый. В мировом масштабе он, конечно, вряд ли попадет даже в сотню крупнейших мостов, но в Украине его можно смело назвать одним из самых грандиозных речных сооружений. Десятки тысяч тонн металлоконструкций длиной более километра и пару миллионов болтов и заклепок на 15 пролетов.

Название "Амурский" мост получил по имени района Амур, находящегося на левом берегу Днепропетровска (а вот откуда у района в Днепропетровске взялось такое название - история умалчивает), в народе широко распространено название "Старый мост". С названиями и старостью моста свои хитрости. Первая хитрость заключается в том, что Амурских мостов на самом деле два: двухярусный (№1) и его одноярусный ж/д дублер (№5). Старый из них только один - двухярусный. Вторая хитрость - "старый мост" уже давно не самый старый в городе, его нынешняя конструкция моложе конструкций Мерефо-Херсонского моста. 

Подъем Амурского моста

Краткая историческая справка

Первый полноценный мост в тогдашнем Екатеринославе был построен одновременно с Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дорогой, как связующее звено между криворожской рудой и донецким углем. Проект моста разрабатывался ведущим русским специалистом в области мостостроения Н.А. Белелюбским. Торжественное открытие моста состоялось 18 мая 1884 года. Уже тогда мост был двухярусным: на нижнем ярусе располагалась одноколейная железная дорога, на верхнем - дорога для пешеходов и повозок (а позже - автомобилей). В то время это был один из самых длинных мостов в России и после открытия он надолго стал одной из достопримечательностей города. Размеры моста впечатляли всех приезжих. А размеры не такие уж и маленькие: общая длина металлических пролетов - 1,3 км, с подходами - 2,4 км.

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото

Вот, каким был Старый мост раньше

Спустя полстолетия мост несколько раз восстанавливался и реконструировался: первый раз в 1920 году после гражданской войны; в 1935 году через мост пустили трамвай, а после Великой Отечественной войны мост пришлось отстраивать практически с нуля. В итоге от старого моста остались лишь опоры и внешняя схожесть конструкции: отдаленно похожие фермы и второй ярус. Кроме того, у восстановленного моста появился разводной пролет. В новом образе мост открылся в 1955 году. Пока шло восстановление, реку преодолевали через временный мост на деревянных опорах (их остатки можно найти возле левого берега). 

В последующие годы в результате постоянно растущего ж/д трафика, возникла необходимость расширения моста для пропуска поездов одновременно в двух направлениях. Рядом со старым мостом был сооружен похожий по конструкции одноярусный мост, открывшийся в 1977 году. 

Перейдем к современности.

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 1

Амурский мост собственной персоной. Ближайший к нам - двухярусник, за ним просматриваются конструкции одноярусника Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 2

Мост с другой стороны. С этого ракурса всегда кажется, что верхний ярус находится над одноярусным мостом Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 3

По размерам трамвая легко определяется масштабность конструкций Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 4

Еще лучше размах сооружения ощущается, если подойти к мосту поближе или вообще стать под ним Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 5

Проезд под мостом по Набережной Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 6

Опоры 1884 и 1977 года. Минимализм второй половины XX века налицо Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 7

Стыковка нижнего и верхнего яруса старого моста Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 8

Все 15 пролетов Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 9

Дополнительные конструкции нужны для разводки моста. Здесь, конечно же, нет тех классических раскрывающихся пролетов, которые мы привыкли видеть на открытках с разведенными питерскими мостами; на обоих мостах разводной пролет поднимается вертикально вверх Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 10

Если хорошо присмотреться к разводному пролету двухярусного моста, то в глаза бросаются его более тонкие и легкие конструкции Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 11

Подъем на верхний ярус Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 12

Так выглядит мост со стороны вокзала. Подъем на верхний ярус идет в стороне от железной дороги и уже перед самым мостом дорожное полотно зигзагом (который видно и на предыдущем фото) уходит в сторону путей. За пассажирскими вагонами в тупике притаился въезд на одноярусный мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 13

Верхний ярус. Движение трамваев очень активное Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 14

Конструкции одноярусного моста Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 15

Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 16

Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 17

На одном только ближнем стыке я смог насчитать почти 200 болтов Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 18

Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 19

Движение по мостам очень интенсивное, буквально каждые несколько минут через них проносится какой-нибудь поезд Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 20

На каждой ферме есть передвижная люлька для обслуживания верхней части конструкций Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 21

К люльке снизу ведет лестница. В обычном состоянии люлька "припаркована" рядом с этой лесенкой Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 22

Как по заказу одна из люлек была в собранном состоянии. Здесь полным ходом идет покраска конструкций, правда люди куда-то исчезли Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 23

Во время прогулки по мосту, со стороны левого берега подкатил ВЛ8 с обычным на вид товарняком. Вначале были банальные полувагоны... Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 24

...неожиданно сменившиеся платформами с военной техникой и вагонами полными солдат, которые как дети обрадовались огромной реке, наперебой снимая ее на телефоны Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 25

Перейдем к разводным механизмам. Разводной пролет одноярусного моста, подвешенный между "башнями", поднимается вертикально вверх примерно на половину своей высоты. При этом подвеска контактной сети вынесена за пределы фермы и во время разводки моста контактная сеть остается в неподвижном состоянии Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 26

Сверху на башнях находится машинное отделение, за лестницей внутри конструкций башни виден массивный противовес. Между мостами также выглядывает кабина машиниста подъема, из которой происходит управление разводкой обоих мостов Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 27

Вторая башня со стороны подъемных тросов Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 28

Между стационарными и подвижными фермами находится запирающее устройство для точной стыковки торцов рельс Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 29

С механизмом разводки двухярусного моста немного сложнее и интересней. Это не реклама бетона, а демонстрация надстройки, на которой установлены разводные механизмы Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 30

Надпись закрывает собой машинное отделение, а "бетон" висит на противовесах разводного пролета, которые при разводке опускаются практически до контактной сети трамвая Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 31

Вертикальные балки надстройки не полые внутри; в них снизу заходят балки нижнего яруса, которые подвешены на тросах, уходящих к противовесу. При разводке все это перемещается вверх внутри надстройки и нижний ярус как бы уходит в нее. Верхний же ярус никуда не разводится и стоит себе спокойно на одном месте Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 32

Здесь мы видим очень похожую конструкцию Крюковского моста в Кременчуге с поднятым нижним ярусом и опустившимися противовесами Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 33

Пространство внутри надстройки отведено для трамваев. Здесь и места мало, и контактная сеть ниже Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 34

Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com

Старый-Амурский мост: первый построенный, единственный разводной фото 35

Старый мост Фото: http://tov-tob.livejournal.com

По материалам tov-tob.livejournal.com

ТОП РАЗДЕЛА
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях