Днепропетровское метро. Фото: metro.dp.ua
Многим также известна еще одна его отличительная черта: четыре односводчатых станции практически полностью повторяют друг друга, хотя если взять их по отдельности, то, по меркам архитектуры метро 90-х, каждая станция выполнена достаточно красиво.
Вокзальная
Станция колонная трехсводчатая глубокого заложения. Из-за большого диаметра колонн ее иногда путают с пилонной. Предполагалось, что станция когда-нибудь станет пересадочной на третью линию (вроде конструктивно даже оставлен задел), но с учетом туманных перспектив даже пускового участка до "Центральной" страшно представить, когда наступит это "когда-нибудь".
Вокзальная Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Вокзальная Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
В торце центрального зала станции установлена памятная доска со списком основных предприятий, принимавших участие в строительстве первого пускового участка:
Вокзальная Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
На доске сохранился изначальный логотип метрополитена:
Вокзальная Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Боковой зал:
Вокзальная Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Метростроителей
Проектное название - "Дворец Ильича". Также встречались "Чечеловская", "Калининская" и "Баррикадная". Первый из четырех глубоких односводов на нашем маршруте. Кстати, эти односводчатые станции - единственные в Украине односводы глубокого заложения.
Метростроителей Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Станции имеют конструкцию "тбилисского односвода": монолитный свод без опорных выработок и обратного свода. Если в предыдущем предложении вы узнали только буквы, то замечу, что классический "ленинградский односвод" собирается из сборной обделки (причем для повышения устойчивости конструкции каждая арка свода дополнительно обжимается в породу), а свод опирается на специальные опорные выработки, которые скрываются за путевой стеной. Т.к. скальные породы сами по себе имеют большую прочность, ряд вещей в конструкции односвода можно упростить: свод строится из монолитного железобетона, а необходимость в опорных выработках отпадает.
Метростроителей Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Метростроителей Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
По некоторым элементам (металлические шарики и пр.) отделки станций легко угадывается стиль Харьковметропроекта.
Метростроителей Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Метростроителей Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Металлургов
Проектное название - "Петровского". Также встречалось название "Баррикадная".
Металлургов Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Все четыре днепропетровских односвода очень сильно перекликаются в архитектурном плане и на первый взгляд отличаются только цветом плит на своде.
Металлургов Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Металлургов Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Металлургов Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
На "Металлургов" и "Заводской" в торце зала находится загадочная лестница, которую можно разглядеть на заднем плане фото:
Металлургов Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Наверху расположена небольшая площадка, от которой уходят в сторону два задела под какой-то переход. К сожалению, до сих пор наверняка неизвестно, для чего предполагался этот задел. Вариант пересадки на другую линию выглядит фантастическим, т.к. по всем источникам пересечений с другими линиями в этом месте не предполагалось; вариант задела под второй выход также неубедителен: непонятно зачем он уходит в сторону, да и куда его, собственно, выводить предполагалось тоже неясно.
Металлургов Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Заводская
Один из вариантов проектных названий - "Металлургов". Благодаря своей расцветке, пожалуй, самый симпатичный односвод из всех четырех.
Заводская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Заводская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Несмотря на внешнюю схожесть с другими односводами, каждая станция имеет множество мелких деталей, отличающих ее от других: разные люстры и форма плит отделки свода, разный цветовой рисунок на своде при помощи плит различного оттенка, форма и отделка путевой стены, рисунок пола и торцов залов и т.д.
Заводская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Заводская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
На заднем плане можно увидеть точно такую же, как и на "Металлургов", лестницу с заделом под выход/переход неизвестно куда:
Заводская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Над лестницей установлен первый тюбинг для днепропетровского метрополитена, изготовленный в 1981 г. Днепротяжмашем:
Заводская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Заводская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Заводская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Проспект Свободы
Проектное название - "Электровозостроителей". Еще один вариант - "Петровского".
Проспект Свободы Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Изначально в светильниках стояли дугообразные лампы дневного света с шариком внизу, но затем все это хозяйство заменили энергосберегайками. Теперь светильники выглядят немного обрезанными.
Проспект Свободы Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Односвод не заканчивается сразу за платформой, а тянется еще метров 30-50 за станцией:
Проспект Свободы Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Наклонный ход эскалатора на всех односводах примыкает не к торцу станции, а фактически врезан в свод:
Проспект Свободы Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Проспект Свободы Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Коммунаровская
Трехпролетная колонная станция мелкого заложения. Один из вариантов проектных названий - "Диёвская".
Коммунаровская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
На этой станции появление энергосберегающих ламп более всего повлияло на архитектурный облик. Ранее здесь также стояли дугообразные люминесцентные лампы с металлическим шариком, и люстры смотрелись гораздо величественней.
Коммунаровская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Путевая стена станции:
Коммунаровская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Коммунаровская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Коммунаровская Фото: Олег Тоцкий, http://tov-tob.livejournal.com |
Благодарность за содействие в организации съемки администрации Днепропетровского метрополитена, а так же начальнику технической школы метрополитена Дружинину Анатолию Викторовичу.