Водители вынуждены по нескольку раз в год ремонтировать ходовую, разбиваемую на направлениях, именуемых в нашей стране "дорогами". Автомобилистов и их имущество поджидают неприятности на каждом шагу: их автомобиля царапают завистливые прохожие или пьяные малолетки, их автомобиля сжигают во дворах нанятые владельцами автостоянок негодяи, им прокалывают шины, бьют фары и отрывают зеркала.
Но есть еще один способ испортить владельцу транспортного средства жизнь и облегчить кошелек. В особенности, тем, для кого все находящееся под капотом – темный лес.
В принципе, автолюбитель не обязан знать, что находится под капотом или под днищем. Все эти шаровые, коленвалы, сальники, пыльники… Каждый должен заниматься своим делом – если дома проводка коротит, то лучше пригласить электрика. И на душе спокойнее, и имущество целее будет. Если с машиной что-то не так, то лучше обратиться к специалистам. И тут начинаются проблемы.
Складывается впечатление, что люди, занимающиеся ремонтом авто, видят в каждом обратившемся к ним за помощью доверчивого идиота со слишком толстым кошельком. Казалось бы – отремонтируй качественно за нормальные деньги – к тебе в следующий раз придут.
Так нет же. Нужно подоить дурачка, а там хоть трава не расти. Какая, к черту, репутация, какой "имидж"! Главное – взять по максимуму. Всего три примера из личной жизни, для Украины вполне типичные…
Лампочки
Перегорели лампы в "стопах". Обоих. Вечером. Едва не влепившийся мне в зад таксист посигналил, и в открытое окно матерно меня о неисправности проинформировал. Что делать? Понятно, для многих отечественных марок авто это норма – кататься и без стопов, и без фар, и без тормозов. Иногда удивляешься – не боятся люди, неужели настолько фаталисты по духу?
Я без света ездить не люблю, потому обратился на ближайшее СТО. "Обратился" - громко сказано. Спросил у охранника – работает ли, и получил отрицательный ответ. Вечер. Все закрыты. Жди утра.
А наутро времени не будет, при этом подвергать себя и других участников движения опасности столкновения при негорящих стопах не хочется. Начал искать станцию, работающую допоздна. Насилу нашел в районе Севастопольской, ближе к улице Эрнста, в промзоне. Неторопливые механики ковырялись в железках, кто-то курил, кто-то пил кофий из пластикового стаканчика.
- Ребята, мне лампочки поменять, - обратился к тому, что ближе всех ко мне.
"Ребята" вопрос проигнорировали. Лишь один кивнул на киоск, находящийся на территории СТО. Подошел к киоску. Оттуда показалась женщина, сказала, что все заняты, и ничего не получится. Я реально вижу, что "ребята" курят и кофием тоску запивают, а она – "все заняты". Настаиваю. Делает страдальческое лицо, обращается к работникам. Те делают еще более страдальческие лица, и говорят, что работы – под завязку. Мне бы уехать, да стопы хочется сделать. В общем, соглашается один из занятых оказать мне любезность. Начинается процесс откручивания фар.
Он подцеплял их пальцами, засовывал в щель отвертку, звал на помощь коллег. В итоге, явился какой-то пацан с пособием, и фару сняли. Когда сняли, оказалось, что лампочки имеются только бывшие в употреблении. Я говорю – не пойдет, они – как хочешь. Назад сейчас прикрутим, но за раскрутку надо заплатить. Начинаю ругаться – бессмысленно. Стоят на своем, к спору другие подключаются. Корпоративная солидарность.
Соглашаюсь. Вкручивают лампочки. Вердикт – 180 гривен. Слегка прибалдел, спрашиваю – что это за цены такие, прейскурант есть? Нет прейскуранта. Что делать? Вступать в полемику, которая может окончиться физическими повреждениями с обеих сторон? Их больше, они победят. Отдаю 180 гривен. Чувствую себя последним идиотом. Ребята тепло прощаются. Приезжай, мол, еще…
Стук под днищем
Аналогичная история, только с громыхающим днищем. Заезжаю на станцию на Краснозвездном, говорю – гляньте, что это там так тарахтит и грохочет?
"О… О!!! Это может быть все, что угодно… Это может быть просто капец…" Надувают щеки, консилиум собирают, головами качают. Загоняют авто на яму, один в яму прыгает. Диагностирует. Кряхтит и прищелкивает языком. Вылезает. Готово. С вас 120 гривен. Что?! За что?! Что это было?
- Защита разболталась.
Подождите, господа. Разболталась защита – это значит, что болт разболтался. Один, или два. Ты его подкрутил. Потратив на операцию 47 секунд своего драгоценного времени. И за это 120 гривен? С величайшими усилиями сбиваю цену до 80 гривен. Мастера недовольны. "За бесплатно" болт подкрутили…
Развал
Делаю развал-схождение. Еду на "свою" станцию, где работают давно, сто лет мне знакомые ребята. Ребята хоть и не дешевые, но очень аккуратные и грамотные. Обещают пригласить "лучшего из лучших", который делает так, что "так никто не делает". Берут дорого. Я плачу, уезжаю по делам, оставив им авто. Через четыре часа ребята перезванивают, и рассказывают по телефону о сложностях, с которыми столкнулся их супер-мастер. Что-то он там снимал, что-то откручивал, у меня, видите ли, очень непростая там система. Короче, надо еще 500 гривен. Посылаю их с заданием, слегка возмущаюсь, но в итоге соглашаюсь – свои ведь ребята, сто лет знакомы…
Через три дня влетаю в яму возле Администрации Президента. Яма – полметра в глубину, прямо в брусчатке. Отъезжаю, рассматриваю это чудо посреди дороги. Слышу скрип тормозов. В новенький Mercedes GL влетает корчик, ехавший по спуску Лютеранской, и ямку объезжавший. Водитель GL сидит в машине, водитель корчика выскакивает, матерится, бьет своего железного коня по капоту, чуть не плачет. Понятно – почему. Впору повеситься на ближайшем столбе. Но вернемся к моей полуметровой ямке.
Я понимаю, что для авто такой удар по ходовой просто обязан иметь какие-то последствия. Еду на станцию. Не к своим ребятам, мои заняты, на Нивки еду. Делают мне компьютерную диагностику. Вердикт – надо делать развал передних, схождение задних.
- Это все яма?– спрашиваю.
- Передние – возможно. А проблема с задними к яме отношения не имеет.
Смотрю на распечатку, на экран компьютера. На самом деле, проблема серьезная, такое впечатление, что по колесам лупили кувалдой, они и стали враскорячку. На глаз, конечно, не видно, а компьютер всю картину выдает. Приходит тяжелое осознание. Плачу 360 гривен, получаю на руки распечатку того, "как стало". Оба моста делают за час…
Не знаю, как там в других странах, но в Украине автомобилист – самый незащищенный участник дорожного движения. На нем стремятся нажиться буквально все, включая сотрудников станций техобслуживания. Ну неужели нельзя просто качественно делать свою работу и брать столько, сколько реально заработал, а не рисовать непонятно откуда берущиеся суммы? Вопрос риторический.
По всей видимости, ментальность играет свою немаловажную роль, и чисто украинское "хочу больше" превращается зачастую в откровенное, беззастенчивое вымогательство.
По материалам